жидкостно-кольцевая машина
Классы МПК: | F04C7/00 Роторные машины или насосы с жидкостным кольцом F04C19/00 Роторные компрессоры с жидкостным кольцом |
Патентообладатель(и): | Данилин Александр Сергеевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-11-16 публикация патента:
10.02.1998 |
Использование: в компрессоростроении и вакуумной технике. Сущность: в жидкостно-кольцевой машине сопряженные участки торцевых поверхностей ступицы колеса и торцевых поверхностей торцевых крышек перед окнами всасывания выполнены профилированными по конической поверхности. Угол между профилированными поверхностями и плоскостью всасывающих окон выбран из диапазона = 0-90o. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5
Формула изобретения
Жидкостно-кольцевая машина, содержащая корпус, торцевые крышки со всасывающими и нагнетательными окнами, эксцентрично размещенное в корпусе рабочее колесо, отличающаяся тем, что сопряженные участки торцевых поверхностей ступицы колеса и торцевых поверхностей торцевых крышек перед окнами всасывания выполнены профилированными по конической поверхности, причем угол между профилированными поверхностями и плоскостью всасывающих окон выбран из диапазона = 0...90.аОписание изобретения к патенту
Изобретение относится к компрессоростроению и вакуумной технике, конкретно, к жидкостно-кольцевым насосам и компрессорам. Известен жидкостно-кольцевой вакуум-насос, содержащий корпус с рабочим колесом и торцевыми крышками, в котором на ступице рабочего колеса выполнены кольцевые цилиндрические буртики, входящие в соответствующие выемки торцевых крышек с образованием между сопряженными поверхностями заданных зазоров. (а. с. N 361310, кл. F 04 C 7/00, 1973). Недостатками указанной конструкции являются: низкий КПД при давлении меньше 20 кПа от потерь давления во всасывающих окнах из-за их перекрытия уплотнительной жидкостью, выходящей из торцевых зазоров между ступицей колеса и торцевыми крышками; сложность конструкции. Наиболее близкой по технической сущности является жидкостно-кольцевая машина (ЖКМ), содержащая корпус, торцевые крышки с всасывающими и нагнетательными окнами, эксцентрично размещенное в корпусе рабочее колесо (Фролов Е. С. и др. Механические вакуумные насосы.- М.: Машиностроение, 1989, с.197, рис.136). Недостатками этой конструкции являются: низкий КПД при давлении меньше 20 кПа от потерь давления во всасывающих окнах из-за их перекрытия уплотнительной жидкостью, выходящей из торцевых зазоров между ступицей колеса и торцевой крышкой; низкий КПД при давлении меньше 20 кПа из-за значительных перетечек газа с нагнетания на всасывание на торцевых поверхностях ступицы колеса; большой расход жидкости на уплотнение торцевых поверхностей ступицы колеса. Техническая задача изобретения - повышение КПД ЖКМ при давлении меньше 20 кПа; уменьшение расхода уплотнительной жидкости. Поставленная задача в жидкостно-кольцевой машине, содержащей корпус, торцевые крышки с всасывающими и нагнетательными окнами, эксцентрично размещенное в корпусе рабочее колесо, достигается выполнением сопряженных участков торцевых поверхностей торцевых крышек таким образом, чтобы уплотнительная жидкость выходила из зазоров между указанными поверхностями под некоторым углом к плоскостям всасывающих окон. Известно (там же), что ЖКМ имеет низкий КПД при давлении меньше 20 кПа из-за потерь производительности от перетечек газа с нагнетания на всасывание по торцевым поверхностям ступицы колеса. Для уменьшения величины этих перетечек в зазоры между ступицей колеса и торцевыми крышками подается уплотнительная жидкость. Однако, выходя из этих зазоров, жидкость образует пленку, перекрывающую всасывающие окна. На фиг.1,2 представлена жидкостно-кольцевая машина - ЖКМ, которая содержит корпус 1, торцевые крышки 2 с всасывающими и нагнетательными окнами 3 и 4, эксцентрично размещенное рабочее колесо 5 со ступицей 8 и лопатками 6 на валу 7. По каналу 16 к ступице колеса подается уплотнительная жидкость. На фиг, 3 представлен фрагмент ЖКМ. В зазоры между ступицей колеса 8 и торцевыми крышками 2 подается уплотнительная жидкость, которая, выходя из этих зазоров, образует пленку, перекрывающую всасывающие окна 3. На фиг.4 представлен фрагмент ЖКМ. Сопряженные участки торцевой поверхности ступицы колеса 10 и торцевой поверхности торцевой крышки 11 перед окном всасывания 3 выполнены профилированными по конической поверхности. Уплотнительная жидкость при этом отклоняется от плоскости окна всасывания 12 на угол . Под основными потерями давления во всасывающих окнах понимаются:1 - Pрас - потери на быстрое расширение газа в момент открытия всасывающего окна;
2 - Pпл - потери от гидравлического сопротивления движению газа пленкой уплотнительной жидкости, выходящей из торцевых зазоров между ступицей колеса и торцевыми крышками. Уменьшение КПД ЖКМ от суммарных потерь давления во всасывающих окнах равно 5-6%. Расчет потерь давления проводится согласно методике (Идельчик И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям.- М.: Госэнергоиздат, 1960). Pпот = Pрас + Pпл ,
где
- коэффициент местного сопротивления;
г -плотность всасываемого газа;
Vг - скорость газа в окне всасывания.
Pпл= жv2ж/2
где
ж - плотность уплотнительной жидкости;
Vж - скорость уплотнительной жидкости в зазоре;
Pвс - давление всасывания.
где
Pо - давление уплотнительной жидкости на входе в зазор, обычно Pо = 1,5 105 Па;
Г1 - наружный радиус ступицы;
Г - текущий радиус. Тогда
Из последнего уравнения очевидно, что Pрас целиком определяется давлением всасывания, и, следовательно, при низких давлениях (Pвс < 20кПа для ЖКМ) Pрас можно пренебречь, что соответствует результатам экспериментов. Окончательно:
. Результаты расчета представлены на фиг.5, из которой очевидно, что величина потерь от гидравлического сопротивления движения газа пленкой уплотнительной жидкости Pпл, даже при завышенных оценочных значениях, сопоставима с величиной Pвс, что приводит к снижению КПД ЖКМ при давлении меньше 20 кПа. Для уменьшения влияния пленки жидкости на процесс всасывания достаточно отклонить движение жидкости от радиального направления в плоскости окна всасывания. Для этого сопряженные участки торцевых поверхностей ступицы колеса и торцевых поверхностей крышек выполняются по некоторым поверхностям, например, коническим. Влияние пленки будет уменьшаться при увеличении - угла выхода жидкости из зазора между описанными поверхностями, так как увеличится площадь поверхности для прохождения газа в ячейку колеса, заключенной между пленкой жидкости и торцевой крышкой. Максимальное значение угла ограничено 90oC, соответствующее выполнению втулки колеса в виде цилиндра. Жидкостно-кольцевая машина работает следующим образом. При вращении колеса 5 образуется жидкостное кольцо. На стороне всасывания жидкость проходит между лопатками 6 колеса 5 к корпусу 1 и происходит всасывание газа через всасывающие окна 3. На стороне сжатия жидкость выходит между лопатками 6 в колесо 5 и выталкивает газ в нагнетательное окно 4. По торцевой поверхности ступицы 8 колеса 5 часть газа перетекает с нагнетания на всасывание. Для уменьшения перетечек газа с нагнетания на всасывание на торцевые поверхности ступицы колеса подается уплотнительная жидкость. Выполнение сопряженных участков торцевых поверхностей ступицы колеса и торцевых поверхностей торцевых крышек перед окнами всасывания профилированными по конической поверхности с углом между профилированными поверхностями и плоскостью всасывающих окон, выбираемым из диапазона = 0-90o, приводит к увеличению КПД ЖКМ на 5-6%.
Класс F04C7/00 Роторные машины или насосы с жидкостным кольцом
жидкостно-кольцевая машина - патент 2492360 (10.09.2013) | |
жидкостно-кольцевая машина - патент 2492359 (10.09.2013) | |
двухступенчатая жидкостно-кольцевая машина - патент 2411396 (10.02.2011) | |
центробежная парогазогидравлическая машина (варианты) - патент 2374493 (27.11.2009) | |
жидкостно-кольцевой вакуумный насос - патент 2347109 (20.02.2009) | |
двухступенчатая жидкостно-кольцевая машина - патент 2343316 (10.01.2009) | |
вакуумный жидкостно-кольцевой насос - патент 2342562 (27.12.2008) | |
жидкостно-кольцевой насос винтового типа - патент 2341687 (20.12.2008) | |
жидкостно-кольцевой вакуумный насос - патент 2322613 (20.04.2008) | |
жидкостно-кольцевая машина - патент 2307261 (27.09.2007) |
Класс F04C19/00 Роторные компрессоры с жидкостным кольцом