самолет для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе

Классы МПК:B64C39/04 имеющие несколько фюзеляжей или хвостовых балок
Патентообладатель(и):Лелюх Борис Федорович
Приоритеты:
подача заявки:
1996-03-29
публикация патента:

Использование: изобретение относится к летательным аппаратам. Самолет для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе выполнен по двухфюзеляжной схеме, содержит два связанных между собой центропланом 5 фюзеляжа 1 и 2 с консолями 6 и 7, два двигателя 8 и 9, осуществляющих привод винтов и стойки шасси 14 и 15, он снабжен ПГО 16 и предкрылом 17, расположенным перед центропланом 5, при этом установочные углы и высоты расположенного ПГО, предкрыла и центроплана связаны между собой определенной зависимостью. На центроплане 5 установлены четыре винта 10, 11, 12 и 13, два крайних тянущих 10 и 12 из трех 10, 11 и 12, равномерно расположенных по длине центроплана 5, кинематически связаны с двигателем 8, а два других винта - тянущий 11 и толкающий 13, тандемно установленных по продольной оси симметрии самолета, кинематически связаны с двигателем 9, причем двигатели 8 и 9 размещены в районе стыковки центроплана 5 с фюзеляжами 1 и 2. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Самолет для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе, выполненный по двухфюзеляжной схеме, содержащий два, связанных между собой центропланом, фюзеляжа с консолями, два двигателя, осуществляющие привод винтов, и стойки шасси, отличающийся тем, что применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) с установочным углом самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 и предкрыло с установочным углом b, расположенное перед центропланом, имеющим установочный угол самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226, при этом установочные углы ПГО, предкрыла и центроплана связаны между собой неравенством

самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 > самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 > самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226,

сами ПГО, предкрыло и центроплан разнесены по высоте, определяемой из неравенства

НцпПГО,

где Нц установочная высота расположения центроплана;

Нп установочная высота расположения предкрыла;

НПГО установочная высота расположения ПГО,

при этом на центроплане установлены четыре винта, два крайних из трех тянущих винтов, равномерно расположенных по длине центроплана перед его передней кромкой, кинематически связаны с одним из двигателей, а два других, один из которых установленный за задней кромкой центроплана, толкающий, тандемно установленных по продольной оси симметрии самолета с вторым двигателем, причем двигатели размещены в районе стыковки центроплана с фюзеляжами, а сам самолет снабжен четырьмя стойками шасси, две из которых закреплены в носовых частях фюзеляжей, а две другие в зоне двигателей.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к летательным аппаратам, в частности к сверхдальним самолетам для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе.

Известен сверхдальний самолет, выполненный по трехфюзеляжной схеме с крылом большого удлинения. В среднем фюзеляже расположена кабина экипажа и два двигателя, осуществляющие привод двух винтов, один из которых тянущий, а второй - толкающий. Спереди на нем установлена носовая стойка шасси. В крайних фюзеляжах расположены приборный отсек, емкости для топлива и основные стойки шасси (см. описание самолета Вояджер, Крылья Родины, N 2, 1987, с. 3 обложки или кн. Бауэрса П. Летательные аппараты нетрадиционных схем, М.: Мир, 1991, с. 191, рис. 9.13).

Однако время кругосветного перелета на описанном самолете составляет 216 ч 3 мин 44 с. Оно на наш взгляд, неоправданно велико и обусловлено недостаточным аэродинамическим совершенством схемы, неэффективным использованием силовых установок и их интерференции с несущими поверхностями самолета.

С целью сокращения времени кругосветного перелета разрабатывается сверхдальний самолет для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе, выполненный по двухфюзеляжной схеме, содержащий два связанных между собой центропланом фюзеляжа с консолями, два двигателя, осуществляющие привод винтов, и стойки шасси (см. ж-л "Авиация - космонавтика", N 5, 1995, с. 12, Сверхдальний самолет ЭМЗ им. В.М.Масищева.

Описанный самолет, как наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату принят за прототип при составлении заявки.

Недостатками прототипа являются неудовлетворительные прочностные характеристики, а также значительные потери на балансировку и недостаточная разгрузка крыла, неэффективное использование силовых установок, неполное использование интерференции струи от винтов с несущими поверхностями самолета.

Цель изобретения - улучшение прочностных характеристик, снижение потерь на балансировку, оптимальная разгрузка крыла, эффективное использование силовых установок и положительной интерференции струй от винтов с несущими поверхностями самолета, сокращение времени перелета.

Поставленная цель достигается тем, что в самолете для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе, выполненном по двухфюзеляжной схеме, содержащем два связанных между собой центропланом фюзеляжа с консолями, два двигателя, осуществляющих привод винтов, и стойки шасси, применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) с установочным углом самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 и предкрыло с установочным углом самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226, расположенное перед центропланом, имеющим установочный угол самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 , при этом установочные углы ПГО, предкрыла и центроплана связаны между собой неравенством самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226>самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226>самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 , а сами ПГО, предкрыло и центроплан разнесены по высоте, определяемой из неравенств

Hц>Hп>Hпго,

где - Hц - установочная высота расположения центроплана; Hп - установочная высота расположения предкрыла; Hпго - установочная высота расположения ПГО,

при этом на центроплане установлены четыре винта, два крайних из трех тянущих винтов, равномерно распложенных по длине центроплана перед его передней кромкой, кинематически связаны с одним из двигателей, а два других, один из которых, установленный за задней кромкой центроплана, толкающий, тандемно установленных по продольной оси симметрии самолета - со вторым двигателем; при этом двигатели размещены в районе стыковки центроплана с фюзеляжами, а сам самолет снабжен четырьмя стойками шасси, две из которых закреплены в носовых частях фюзеляжей, а две другие - в зоне двигателей.

Предлагаемый самолет характеризуется наличием следующих существенных отличительных признаков:

а) он снабжен передним горизонтальным оперением (ПГО) с установочным углом самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226;

б) он снабжен предкрылком с установочным углом самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226;

в) предкрыло расположено перед центропланом;

г) центроплан имеет установочный угол самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 ;

д) установочные углы ПГО, предкрыла и центроплана связаны между собой неравенством:

самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226>самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226>самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226,

е) ПГО, предкрыло и центроплан разнесены по высоте, определяемой из неравенства:

Hц>Hп>Hпго,

где

Hц - установочная высота расположения цетроплана;

Hп - установочная высота расположения предкрыла;

Hпго - установочная высота расположения ПГО.

ж) на центроплане установлены четыре винта;

з) два крайних из трех тянущих винтов, равномерно расположенных по длине центроплана перед его передней кромкой, кинематически связаны с одним из двигателей;

и) два других винта, один из которых толкающий, тандемно установленных по продольной оси симметрии самолета, кинематически связаны со вторым двигателем, причем толкающий винт установлен за задней кромкой центроплана;

к) двигатели размещены в районе стыковки центроплана с фюзеляжами;

л) самолет снабжен с четырьмя стойками шасси;

м) две стойки закреплены в носовых частях фюзеляжей;

н) две другие стойки закреплены на фюзеляжах в зоне расположения двигателей.

Проведенные исследования по патентной и научно-технической литературе позволили выявить ряд технических решений аналогичного назначения. В результате сравнительного анализа было установлено следующее:

признак "а" в части наличия в конструкции самолета ПГО известен, однако об установочном угле ПГО ни в одном из выявленных аналогов ничего не сказано (см. описание самолета "Вояджер" - аналог; источник указан там же);

признаки "б-з" отсутствуют;

признак "и" в части установки винтов тандемно, один из которых толкающий, а другой тянущий, известен (см. описание самолета "Вояджер" и др), но винты кинематически связаны каждый со своим двигателем, когда в заявляемом - с одним;

признак "к" отсутствует;

признаки "л-н" известны (см. описание самолета, "Жемо-1" см. источник тот же, с. 190, рис. 9, 12).

При наличии трех известных и двух частично известных из тринадцати признаков, характеризующих предлагаемый самолет, можно сделать вывод о соответствии заявляемого объекта критериям изобретения "новизна" и "изобретательский уровень".

Анализ аэродинамической схемы и конструктивная проработка предлагаемого к рассмотрению самолета (при необходимости автор может представить проектные чертежи) дает право говорить о его более высоком аэродинамическом совершенстве, а следовательно, и о сокращении кругосветного беспосадочного перелета без дозаправки в воздухе в случае промышленной применимости заявляемого объекта.

На фиг. 1 представлен самолет, общий вид; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1.

Самолет содержит два фюзеляжа: левый 1 и правый 2. В левом расположена кабина 3 для экипажа, а в правом приборный отсек 4. Фюзеляжи 1 и 2 связаны между собой центропланом 5 и снабжены консолями 6 и 7 соответственно. Самолет снабжен двумя двигателями 8 и 9, осуществляющими привод четырех воздушных винтов 10, 11, 12, 13, а также четырьмя стойками шасси 14, 15 (две из которых на чертеже не показаны), две стойки 14 закреплены в носовых частях фюзеляжей 1 и 2, а две других (15) - в зоне двигателей 8 и 9. Для увеличения конструктивной жесткости самолета он снабжен передним горизонтальным оперением (ПГО) 16 и предкрылом 17, расположенным перед центропланом 5, при этом ПГО 16, предкрыло 17 и центроплан 5 имеет установочные углы самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226,самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 и самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 соответственно, связанные между собой неравенством самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226>самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226>самолет для кругосветного беспосадочного перелета без   дозаправки в воздухе, патент № 2104226 и разнесены по высоте согласно неравенству

Hц>Hп>Hпго,

где Hц - установочная высота расположения центроплана 5,

Hп - установочная высота расположения предкрыла 17,

Hпго - установочная высота расположения ПГО 16. На хвостовых частях фюзеляжей 1 и 2 установлены кили 18 и 19 соответственно.

Три винта 10, 11 и 12 выполнены тянущими и равномерно расположены по длине центроплана 5 перед его передней кромкой, винт 13 выполнен толкающим и тандемно установлен с винтом 11. Винты 10 и 12 кинематически связаны, например, с двигателем 8, а винты 11 и 13 - с другим, например, двигателем 9, при этом двигатели 8 и 9 размещены в районе стыковки центроплана 5 с фюзеляжами 1 и 2.

Полет самолета осуществляется следующим образом. После заправки самолета топливом включают двигатели 8 и 9 и после разбега поднимают его в воздух. Стойки 14 и 15 шасси могут убираться для снижения аэродинамического сопротивления. Управление самолетом осуществляется при помощи рулей на ПГО 16 и килях 18 и 19, электронов на консолях 6 и 7, закрылков на предкрыле 17 и центроплане 5. После взлета и набора крейсерской скорости один из двигателей может быть отключен для экономии топлива. При этом за счет кинематической связи воздушных винтов попарно с каждым из двигателей балансировка самолета не нарушается.

Разнесение по высоте ПГО 16, предкрыла 17 и центроплана 5 в определенной зависимости обеспечивает омывание их воздушным потоком без вредной интерференции, а разность установочных углов способствует увеличению подъемной силы, экономя топливо.

Класс B64C39/04 имеющие несколько фюзеляжей или хвостовых балок

летательный аппарат -  патент 2507122 (20.02.2014)
летательный аппарат, поддерживающий крыло на обоих концах -  патент 2441810 (10.02.2012)
самолет -  патент 2408501 (10.01.2011)
беспилотный летательный аппарат -  патент 2380286 (27.01.2010)
беспилотное воздушное транспортное средство -  патент 2291086 (10.01.2007)
самолет -  патент 2284949 (10.10.2006)
самолёт с передним горизонтальным оперением -  патент 2243131 (27.12.2004)
выхлопная система турбовинтового двигателя -  патент 2216487 (20.11.2003)
беспилотный летательный аппарат (варианты) -  патент 2213024 (27.09.2003)
самолет -  патент 2184051 (27.06.2002)
Наверх