лопасть несущего винта вертолета

Классы МПК:B64C27/46 лопасти 
B64C11/06 с изменяемым шагом 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа Казанское научно- производственное предприятие "Вертолета-Ми"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-08
публикация патента:

Использование: изобретение относится к несущим винтам вертолета. Сущность изобретения: лопасти несущих винтов включают лонжерон, хвостовые отсеки и на задних кромках некоторых отсеков пластины, используемые при отработке соконусности несущих винтов. Иногда пластины устанавливают по всей длине лопасти с целью увеличения хорды лопасти а, следовательно, ее несущей способности. Однако влияние пластин на относительных радиусах лопасть несущего винта вертолета, патент № 2104222 на несущую способность лопасти мало. С целью увеличения несущей способности лопасти, увеличения максимальной и крейсерской скоростей полета, а также максимальной полетной массы вертолета на относительных радиусах лопасть несущего винта вертолета, патент № 2104222 устанавливают пластины, увеличивающие хорду лопасти лопасть несущего винта вертолета, патент № 2104222 на 10%. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

Лопасть несущего винта вертолета, содержащая лонжерон, хвостовые отсеки и пластины, установленные на задней кромке части хвостовых отсеков, отличающаяся тем, что пластины установлены на относительных радиусах более примерно 0,5 и увеличивают хорду приблизительно на 10%

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к несущим винтам вертолетов.

Лопасти несущих винтов вертолетов обычно включают лонжерон и хвостовую часть в виде отсеков с сотовым заполнителем. На лопастях несущих винтов используются также пластины, установленные на нескольких хвостовых отсеках в задней кромке. Такие пластины установлены, в частности, на лопастях вертолета Ка-26 на относительных радиусах 0,8 - 0,9 [1] и на отсеках N 16, 17 лопастей вертолетов Ми-8, Ми-8МТ и модификаций этих вертолетов [2]. Эти пластины используют для выравнивания шарнирных моментов лопастей путем их отгиба при отработке несущих винтов.

В качестве прототипа выбрана лопасть несущего винта вертолета Ми-8 [2], которая содержит лонжерон, хвостовые отсеки, причем на задней кромке части хвостовых отсеков установлены пластины.

На ряде вертолетов, например на вертолетах Ми-8МТ, Ми-17 и их модификациях, после установки более мощного двигателя появилась возможность увеличения полетной массы вертолета, максимальной и крейсерской скоростей. Однако такая возможность ограничивалась недостаточной несущей способностью лопастей и появлением срыва потока на отступающей лопасти при больших скоростях полета, что приводит к недопустимому возрастанию нагрузок в лопасти и элементах забустерного управления.

Технической задачей изобретения является усовершенствование лопастей несущего винта вертолета, которое не требовало бы больших затрат и обеспечивало бы возможность увеличения максимальной и крейсерской скоростей вертолета или его максимальной взлетной массы без существенного увеличения нагрузок в лопасти и забустерном управлении.

Технический результат достигается тем, что в лопасти, содержащей лонжерон, хвостовые отсеки и пластины, которые установлены на задней кроме отсеков на относительных радиусах более примерно 0,5, увеличивают хорду приблизительно на 10%.

На фиг. 1 изображена схема конструкции лопасти; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - граница срыва несущего винта вертолета Ми-8; на фиг. 5 - переменный поперечный момент на автомате перекоса вертолета Ми-8МТ с серийной и уширенной лопастями; на фиг. 6 - переменный продольный момент на автомате перекоса вертолета Ми-8МТ с серийной и уширенной лопастями.

Лопасть содержит лонжерон 1, хвостовой отсек 2, пластины 3.

Описанные выше пластины шириной 50 мм, увеличившие хорду лопасти с 520 до 570 мм, были установлены на отсеках N 10 - 21 лопастей вертолетов типа Ми-8МТ на длине L 4,8 м при относительных радиусах лопасть несущего винта вертолета, патент № 2104222. Существенно, что это не потребовало изменения сборочной оснастки лопастей и поэтому может быть внедрено в серийное производство без существенных затрат.

Проведены летные испытания вертолета Ми-8МТ с указанными лопастями. Некоторые результаты таких испытаний в виде зависимостей переменной нагрузки в забустерном управлении от скорости полета для серийного и доработанного комплектов лопастей приведены на фиг. 3, 4. Согласно этим результатам у доработанных лопастей резко уменьшился прирост переменных нагрузок на больших скоростях полета, связанный со срывом потока в лопастях. Напряжения в лопастях несущего винта изменились незначительно. Указанные результаты делают возможным увеличить максимальную и крейсерскую скорости вертолета Ми-8МТВ (Ми-17) на 20 км/ч (на 9%) либо увеличить максимальную взлетную массу и полезную нагрузку вертолета с модифицированными лопастями на 1 т (7,6% взлетной массы или на 25% массы груза), что на 9 - 20% повысит транспортную производительность и соответственно снизит стоимость перевозки тонно-километра груза. Технико-экономические характеристики вертолета приблизятся к уровню лучших мировых образцов и повысится конкурентоспособность вертолета.

Класс B64C27/46 лопасти 

лопасть несущего винта летательного аппарата -  патент 2529065 (27.09.2014)
лопасть винта из композитного материала /варианты/ и способ ее изготовления /варианты/ -  патент 2516829 (20.05.2014)
аэродинамическая поверхность -  патент 2513355 (20.04.2014)
лопасть для лопастной машины -  патент 2503588 (10.01.2014)
аэромеханический воздушный винт -  патент 2465173 (27.10.2012)
способ изготовления легкой металлической лопасти воздушного винта -  патент 2432298 (27.10.2011)
чехол на лопасть винта вертолета (варианты) -  патент 2418717 (20.05.2011)
лопасть несущего винта для высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата -  патент 2408499 (10.01.2011)
способ увеличения эффективности лопастного винта -  патент 2381144 (10.02.2010)
лопасть несущего винта вертолета -  патент 2314230 (10.01.2008)

Класс B64C11/06 с изменяемым шагом 

винт без обтекателя с лопатками с изменяемым углом установки для турбомашины -  патент 2525039 (10.08.2014)
несущий винт винтокрылого летательного аппарата -  патент 2523723 (20.07.2014)
воздушный винт без обтекателя с лопастями с переменным углом установки для турбомашины -  патент 2516957 (20.05.2014)
устройство для крепления лопасти с изменяемым углом установки -  патент 2501713 (20.12.2013)
турбовинтовой двигатель, имеющий воздушный винт, состоящий из лопастей с изменяемым шагом -  патент 2452658 (10.06.2012)
втулка воздушного винта изменяемого шага с механизмом автоматического флюгирования лопастей -  патент 2383465 (10.03.2010)
узел лопасти воздушного винта самолета -  патент 2348566 (10.03.2009)
способ приклейки хвостовых отсеков к лонжерону лопасти несущего винта -  патент 2112702 (10.06.1998)
лопасть хвостового винта вертолета в обтекателе, выполненная из термопластичного композиционного материала (варианты), и способ ее изготовления -  патент 2111894 (27.05.1998)
способ изготовления аэродинамических/гидродинамических обтекаемых изделий типа крыла из композиционного материала -  патент 2087383 (20.08.1997)
Наверх