замок

Классы МПК:B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им.Г.М.Бериева"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-01-10
публикация патента:

Использование: замок относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкции, может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкоразъемных элементов. Сущность: замок содержит корпус с фланцем с подпружиненным запорным органом, выполненным в виде штока, в нижней частьи которого закреплены вращающиеся на одной оси лепестки. На штоке также имеются паз и выемки под размещение лепестков. Шток в верхней части заканчивается кнопкой, прямым воздействием на которую осуществляется открытие замка. Корпус замка снабжен кольцом, расположенным в нижней части корпуса и имеющим внутреннюю наклонную поверхность, взаимодействующую с лепестками и обеспечивающую горизонтальное перемещение концов лепестков. В средней части корпуса замка расположена подпружиненная тарелка. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Замок, содержащий корпус с фланцем и подпружиненным запорным органом, выполненным в виде штока с размещенным на его конце запорным средством, отличающийся тем, что запорное средство представляет собой вращающиеся лепестки, расположенные в нижней части штока, в верхней части котрого установлена кнопка, фиксирующая его в корпусе, при этом на штоке выполнены паз и выемки под лепестки, а корпус замка снабжен в нижней части кольцом, имеющим внутреннюю наклонную поверхность, взаимодействующую с лепестками и обеспечивающую горизонтальное перемещение концов лепестков, и в средней части подпружиненной тарелкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов.

Известен силовой замок для крепления панелей, содержащий корпус и подпружиненный запорный орган, имеющий выступы с винтовыми поверхностями и контактирующий этими поверхностями с винтовыми поверхностями нижней части корпуса (SU, а.с. 505596, кл. B 64 C 1/14, 1976).

Известен также силовой замок, содержащий верхний корпус с фланцем, в котором размещены подпружиненный запорный орган, имеющий выступы с винтовой поверхностью, взаимодействующий с нижним корпусом, в котором размещен контровочный элемент (ОСТ 1.10501-72).

Однако такие замки обладают недостатками: требуют для открытия (закрытия) инструмент, недостаточна надежность их в работе, низка технологичность, требуют достаточно большого времеми открытия (закрытия).

Задачей изобретения является обеспечение быстроты открытия (закрытия) замков без применения инструментов при высокой надежности фиксации крышек в закрытом положении и высокой технологичности изготовления.

Это достигается тем, что в замке, содержащем корпус с фланцем и подпружиненным запорным органом, выполненным в виде штока с размещенным на его конце запорным средством, запорное средство представляет собой вращающиеся лепестки, расположенные в нижней части штока, в верхней части которого установлена кнопка, фиксирующая его в корпусе, при этом на штоке выполнены пазы и выемки под лепестки, а корпус замка снабжен в нижней части кольцом, имеющим внутреннюю наклонную поверхность, взаимодействующую с лепестками и обеспечивающую горизонтальное перемещение концов лепестков и в средней части - подпружиненной тарелкой.

По сравнению с другими известными техническими решениями предложенное существенно отличается от них возможностью обеспечения быстрого открытия-закрытия замка с помощью основного возвратно-поступательного движения при прямом воздействии на кнопку запорного органа замка, в нижней части штока которого расположены раскрывающиеся лепестки.

На фиг. 1 изображен фрагмент окантовки люка с профилем герметизации и крышки с замком в рабочем положении (крышка люка закрыта); на фиг.2 - сечение А-А, на фиг.1; на фиг.3 - фрагмент окантовки люка и крышки с замком в нерабочем положении (крышка люка открыта); на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3.

Замок содержит корпус 1, который с помощью заклепок 2 крепится к крышке 3.

В корпусе 1 выполнен кольцевой выступ 4, который фиксирует после напрессовки кольцо 5 и продольные пазы 6 для прохода лепестков 7. Кольцо 5 имеет наклонную внутреннюю поверхность 8, обеспечивающую горизонтальное перемещение концом 9 лепестков 7.

В корпусе 1 вставлен шток 10 с двумя лепестками 7. В штоке 10 выполнен паз 11 и выемки 12 под размещение лепестков 7 в убранном положении. Лепестки 7 свободно вращаются на штифте 13, запрессованном в шток 10. Шток 10 с лепестками 7 подпружинен пружиной 14 и от выпадения фиксируется в корпусе 1 с помощью развальцовки конца штока 10 на кнопке 15.

На корпус 1 установлена тарелка 16, подпружиненная пружиной 17. На окантовке 18 закреплена пластина 19 для фиксации крышки 3 в закрытом положении.

Замок работает следующим образом. Для открытия замка необходимо нажать на кнопку 16. При этом шток 10 с лепестками 6 перемещается вниз. Лепестки 7, скользя по наклонной поверхности 8 кольца 5, вращаясь на штифте 13, убираются в выемки 12, имеющейся в штоке 10.

Угол наклона поверхности 8 кольца 5 выбран таким образом, что концы 9 лепестков 7 при этом перемещаются горизонтально, что не создает дополнительных усилий на кнопке 15 при ее нажатии и сохраняет постоянство положения крышки 3 относительно окантовки 17.

После уборки лепестков 7 вовнутрь замка под действием пружины 17 тарелка 16 перемещается до упора в кольцо 5. При этом она поднимает крышку 3 относительно окантовки 20 и фиксирует лепестки 7 в убранном положении.

Для закрытия крышки и приведения замка в рабочее положение необходимо придавить крышку 3 до упора. При этом тарелка 16 переместится вверх и освободит лепестки 7. Под действием пружины 14 шток 10 с лепестками 7 переместится вверх. Лепестки 7, скользя по наклонной поверхности 8 кольца 5, раскроются.

После прекращения действия нагрузки на крышку 3 лепестки 7 с помощью пружины 17 и упругого профиля герметизации 20 крышка принимает рабочее положение и лепестки 7, упираясь в пластину 19, фиксируют ее в этом положении.

Для обеспечения применения замка на пакетах различной толщины применяется прокладка 21 под пластиной 19.

Технические преимущества заключаются в том, что данный замок отличается простотой и технологичностью входящих в него деталей.

Кроме того, предлагаемое устройство отличается высокой надежностью в эксплуатации, так как практически невозможно самооткрывание замка и износ фиксирующих элементов, есть возможность визуального контроля закрытого положения (выход кнопки 4 над поверхностью крышки 1).

Ожидаемый экономический эффект будет состоять в том, что в процессе эксплуатации сокращается время открытия (закрытия) крышек эксплуатационных люков за счет быстродействия замков, отсутствия необходимости иметь инструменты для их открытия (закрытия), и нет необходимости замены замков в результате износа: применение замка возможно в любых условиях эксплуатации (в том числе и повышенной вибрации).

Класс B64C1/14 окна; двери; крышки люков, смотровые панели; наружные элементы конструкции; фонари; козырьки

замок крепления носового обтекателя самолета -  патент 2521076 (27.06.2014)
безимпульсное устройство расфиксации подвижных элементов космического аппарата -  патент 2518137 (10.06.2014)
узел взаимодействия нагрузок, в частности узел взаимодействия нагрузок для двери прислонного типа летательного аппарата -  патент 2509680 (20.03.2014)
интерфейс нагрузок, в частности интерфейс нагрузок конструкции летательного аппарата и применение указанного интерфейса нагрузок -  патент 2505454 (27.01.2014)
устройство герметизации люков космических объектов и способ его эксплуатации -  патент 2502646 (27.12.2013)
остекление кабины экипажа летательного аппарата, снабженное электромагнитным экраном, и летательный аппарат -  патент 2502632 (27.12.2013)
люк обслуживания космической головной части -  патент 2497727 (10.11.2013)
цилиндр управления фонарем самолета -  патент 2492366 (10.09.2013)
устройство управления дверью самолета -  патент 2491399 (27.08.2013)
механизм сдвига и фиксации фонаря -  патент 2487818 (20.07.2013)
Наверх