левитирующая электрическая машина
Классы МПК: | H02K17/00 Асинхронные двигатели и генераторы H02K19/00 Синхронные двигатели и генераторы |
Автор(ы): | Гурницкий В.Н., Дорожко С.В. |
Патентообладатель(и): | Ставропольская государственная сельскохозяйственная академия |
Приоритеты: |
подача заявки:
1996-03-25 публикация патента:
10.01.1998 |
Область использования: электропривод автоматических линий. Сущность изобретения: в нижней части машины изъят обмоточный провод одного или двух пазов. Технический результат: снижение расхода провода и улучшение энергетических показателей.1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
Левитирующая электрическая машина, содержащая подвижный элемент, включающий вал, опирающийся на подшипники, и статор, содержащий обмотку в пазах с изъятым в нижней части статора активным материалом, отличающаяся тем, что изъятым является обмоточный провод одного или нескольких пазов.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано, например, в автоматических линиях. Известна левитирующая электрическая машина с горизонтальной осью, состоящая из ротора, опирающегося на подшипники, и разомкнутого (дугового) статора [1]Известна и другая левитирующая электрическая машина с горизонтальной осью, в которой дуговой статор установлен эксцентрично относительно своего ротора, а воздушный зазор в середине дугового статора сделан меньшим, чем по его краям [2]
Недостатком этих машин является то, что в них возрастает масса ротора из-за того, что изъята значительная часть статора, следствием чего является увеличение силы трения и потерь в подшипниках. Наиболее близкой к заявляемому изобретению является левитирующая электрическая машина с горизонтальной осью, содержащая подвижную часть в виде ферромагнитного стержня, опирающегося на подшипники и расположенного в расточке статора, состоящего из цилиндрического ярма с размещенными в нем цилиндрическими катушками, между которыми уложены ферромагнитные кольца, имеющие радиальный разрез, обращенный вниз [3]
Недостаток прототипа сила трения и износ в подшипниках остаются заметными по величине. Цель изобретения экономия провода и смазки, снижение нагрева, переменных потерь и массы электрической машины, уменьшение силы и потерь на трение, а также износа в подшипниках, увеличение срока службы. Поставленная цель достигается тем, что в левитирующей электрической машине с горизонтальной осью, включающей подвижный элемент, опирающийся на подшипники, и статор, содержащий обмотку в пазах с изъятым в нижней части статора активным материалом, изъятым является обмоточный провод одного или более пазов. На чертеже изображен поперечный разрез описываемой левитирующей электрической машины с горизонтальной осью. Машина содержит статор 1, включающий пазы 2, статорную обмотку 3, внутри статора помещен подвижный элемент 4, вал 5 которого опирается на подшипники (не показаны). Статор 1 отделен от подвижной части 4 воздушным зазором 6. Двигатель работает следующим образом. При вращении подвижного элемента 4 на него действуют силы тангенциальная и радиальная. Радиальная сила (сила притяжения подвижного элемента 4 к статору 1) приблизительно на порядок больше тангенциальной. Если обмотка с током уложена во всех пазах 2, радиальные силы взаимно компенсируются и их равнодействующая равна нулю. Если какой-то паз 2 не имеет обмотки 3 с током, к подвижному элементу 4 приложена равнодействующая сила, проходящая перпендикулярно оси вращения подвижного элемента 4 и направленная в сторону, противоположную пазу 2 без статорной обмотки 3. Если паз 2 без статорной обмотки 3 находится в нижней части статора 1, равнодействующая сила направлена вертикально вверх, то есть является подъемной или левитирующей силой. Число пазов 2 без статорной обмотки 3 определяется весом подвижного элемента 4. Вес может быть скомпенсирован частично или полностью. В последнем случае сила, действующая на подшипники (не показаны), равна нулю. Вследствие того, что операция по изъятию активного материала приближена непосредственно к воздушному зазору 6, величина равнодействующей силы заметно возрастает, а число пазов 2, незаполненных обмоткой 3, может быть сведено до одного. Технический эффект изобретения состоит в том, что оно позволяет экономить провод, снизить нагрев, переменные потери и массу электрической машины, уменьшать потери на трение и износ в подшипниках, увеличивать срок службы и экономить смазку.
Класс H02K17/00 Асинхронные двигатели и генераторы
Класс H02K19/00 Синхронные двигатели и генераторы
машина индукторная - патент 2529646 (27.09.2014) | |
индукторная электрическая машина - патент 2529643 (27.09.2014) | |
аксиальный бесконтактный двигатель-генератор - патент 2529210 (27.09.2014) | |
синхронная электрическая машина - патент 2529182 (27.09.2014) | |
стартер-генератор газотурбинного двигателя и способ его управления - патент 2528950 (20.09.2014) | |
магнитоэлектрическая машина со вспомогательным двигателем - патент 2528378 (20.09.2014) | |
бесщеточная электрическая машина - патент 2526846 (27.08.2014) | |
синхронный генератор - патент 2525847 (20.08.2014) | |
индукторная машина - патент 2524166 (27.07.2014) | |
однофазная электрическая машина - патент 2524144 (27.07.2014) |