способ формирования транспортного съезда

Классы МПК:E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Якутский научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности Акционерной компании "Алмазы России - Саха"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-06-14
публикация патента:

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм. Техническая задача: снижение трудоемкости работ по формированию транспортного уступа за счет уменьшения его ширины. Сущность изобретения: способ формирования транспортного съезда включает проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской ступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля. Начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта на данном горизонте оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы на проектную глубину. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ формирования транспортного съезда, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда, отличающийся тем, что начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы на проектную глубину.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при формировании транспортных берм уступов карьеров.

Известен способ формирования транспортного уступа карьера, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование железобетонных или кирпичных ограждений с грунтовой подпоркой. При строительстве отклоняющих железобетонных конструкций непосредственно на транспортном съезде необходимо произвести подготовку площадки, бурение скважин для установки удерживающих свай из труб, произвести обвязку из арматуры, подготовит опалубку, произвести бетонирование или укладку кирпича и после достижения бетоном прочностных показателей провести отсыпку породной подпорки (Технология открытой разработки месторождений полезных ископаемых. М. Недра, 1971, ч. 1; Технология, механизация и автоматизация производственных процессов на открытых горных работах. Под ред. М.Г. Новожилова, с. 37-38, 353).

Недостатком данного способа является большая трудоемкость работ, большие затраты на сооружение отклоняющих конструкций затраты сокращаются, но незначительно. При этом возрастает срок сооружения, т.к. это связано с проблемами транспортировки.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ формирования транспортного уступа карьера, включающий проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формированием борта карьера на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда: формирование закюветной полки, нарезку кювета, отсыпку и строительство проезжей части, формирование обочин, отсыпку удерживающего грунтового вала (Кумачев К. А. Майминд В.Я. Проектирование железорудных карьеров. М. Недра, 1981, с. 354).

Недостатком данного способа является большая трудоемкость работ по формированию уступа, а значит и большие затраты на проведение работ. Это обусловлено тем, что для отсыпки удерживающего вала используется рыхлая горная масса, которая для выдерживания безопасной высоты вала требует большой величины основания при сохранении угла естественного откоса материала, что приводит к увеличению ширины транспортных берм, а значит и к увеличению объема работ. Кроме того, работы по перетранспортировке горной массы в удерживающий вал требуют дополнительных затрат на технологический транспорт.

Целью изобретения является снижение трудоемкости работ по формированию транспортного уступа за счет уменьшения его ширины.

Поставленная цель достигается тем, что в способе формирования транспортного съезда, включающем проходку наклонной капитальной траншеи с дальнейшим переходом ее в горизонтальную разрезную траншею, расширение ее при проходке в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа, формирование борта на данном горизонте и достройку всех элементов поперечного профиля транспортного съезда, в котором начало капитальной траншеи смещают на величину опережения зарезки нового горизонта, после формирования борта на данном горизонте оконтуривают породный ограждающий целик со стороны проезжей части и производят уборку горной массы.

Смещение начала проведения капитальной траншеи на величину опережения зарезки нового горизонта позволяет сформировать верхнюю площадку ограждающего породного целика и подготовить площадь для работ по оконтуриванию и формированию борта, что позволяет в конечном итоге сократить ширину транспортного съезда, исключить большой объем работ по возведению насыпных сооружений.

Оконтуривание породного ограждающего целика со стороны проезжей части после формирования борта на данном горизонте позволяет выделить из массива ограждающий целик сразу, не производя дополнительных работ по перетранспортировке, предохранить его от разрушения при производстве остального комплекса работ.

На фиг. 1 изображен продольный разрез капитальной и разрезной траншеи, отрабатываемых при формировании транспортного съезда; на фиг. 2 капитальная и разрезная траншеи с участком оформленного борта транспортного съезда; на фиг. 3 поперечный разрез транспортного съезда с оформленным бортом с оконтуренным отклоняющим целиком.

Вскрытие нового горизонта высотой H осуществляется проходкой наклонной капитальной траншеи 1 с продольным уклоном i, при этом начало проходки смещают на величину опережения зарезки нового горизонта 2 способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502L

способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502

где способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502h высота породного отклоняющего целика 3;

i продольный уклон капитальной траншеи.

При отработке карьера экскаваторами ЭКГ-8М и автосамосвалами грузоподъемностью 40 т высота горизонта H принимается по проекту 15 м, способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502h 1,8 принимается по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт", уклон i 0,08 принимается по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт".

Тогда

способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502.

Ширина зарезки нового горизонта определяется

Шз Шт.с. + Шп.п.,

где Шз ширина зарезки;

Шт.с. ширина транспортного съезда;

Шп.п. ширина предохранительной полосы, отрабатываемой на отметке горизонта после предварительного щелеобразования по заоткоске транспортного съезда (принимается по проекту).

Длина зарезки определяется

способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502

Предварительная подготовка горной массы к выемке производится буровзрывным способом на отметке кровли породного отклоняющего целика 4. Для сохранения монолитности отклоняющего целика бурение взрывных скважин производится без перебура под контролем маркшейдерской службы карьера.

Отгрузка горной массы с зарезки нового горизонта осуществляется по традиционной технологии карьерными экскаваторами с выдерживанием проектного продольного уклона i. Последующая планировка производится бульдозерной техникой до проектных отметок кровли отклоняющего целика.

При достижении наклонной траншеи глубины 15 м, она продолжается в виде горизонтальной разрезной траншеи 5. Затем разрезная траншея расширяется с созданием котлована 6 и проходка осуществляется в обратном направлении с предварительной заоткоской уступа 7, формируя низовой откос и внешнюю сторону породного отклоняющего целика 4. Далее транспортный съезд по всей площади, исключая породный отклоняющий целик, разбуривают на глубину способ формирования транспортного съезда, патент № 2101502h с предварительным контурным взрыванием по внутренней стороне 8 породного ограждающего целика и убирают горную массу с постепенным формированием породного отклоняющего целика 4.

При отработке транспортного съезда на проектные отметки производится строительство всех элементов поперечного профиля.

Эти операции повторяются на каждом последующем горизонте.

Преимущества предлагаемого способа могут быть показаны на следующем примере: при использовании автотранспорта грузоподъемностью 40 т ширина транспортного съезда с применением железобетонных ограждений составляет 24,8 м, с применением удерживающего грунтового вала 25,9 м. В результате предлагаемого способа формирования транспортного съезда при сохранении безопасности ее эксплуатации и исключении строительства ограждений в виде железобетонных конструкций может быть уменьшена на 3,3 м.

Класс E21C41/26 способы открытой разработки полезных ископаемых; системы разработок

способ открытой разработки крутопадающих месторождений с внутренним отвалообразованием -  патент 2528731 (20.09.2014)
способ открытой разработки крутопадающих месторождений площадной формы -  патент 2528704 (20.09.2014)
способ управления лазерной обработкой скальной породы переменной крепости и система для его осуществления -  патент 2528187 (10.09.2014)
способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых -  патент 2527826 (10.09.2014)
способ подготовки к выемке скальных пород с использованием лазерного воздействия и автоматизированный комплекс для его осуществления -  патент 2527445 (27.08.2014)
способ водоснабжения дражных работ -  патент 2524828 (10.08.2014)
способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий отработку рудных тел в зонах контакта руды и вскрыши подуступами -  патент 2524716 (10.08.2014)
способ открытой добычи угля -  патент 2523246 (20.07.2014)
способ селективной отработки запасов нерабочего борта рабочей зоны карьера нагорных месторождений минерального сырья -  патент 2521987 (10.07.2014)
способ ведения буровзрывных работ -  патент 2521629 (10.07.2014)
Наверх