топливная композиция

Классы МПК:C10L1/22 содержащие азот 
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Нижегороднефтеоргсинтез"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-11-23
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных карбюраторных двигателях. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь бензина каталитического риформинга, прямогонной бензиновой фракции НК-90oC, прямогонной бензиновой фракции 85oC-КК, рафината, н-бутана, а также содержащая добавку на основе продукта конденсации полиамина с синтетическими жирными кислотами C7-C20 при следующем соотношении компонентов, мас.%: прямогонная бензиновая фракция НК-90oC 10-25; прямогонная бензиновая фракция 85oC-КК до 10; рафинат до 10; н-бутан 0,1-3,0; добавка 0,001-0,1; бензин каталитического риформинга до 100. Причем, топливная композиция может содержать до 2,5% N-монометиланилина. Использование изобретения в народном хозяйстве позволит выпускать широкий ассортимент автомобильных бензинов с улучшенными экологическими свойствами. 1 з.п. ф-ла, 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Топливная композиция, содержащая базовое топливо и добавку на основе продукта конденсации полиамина и синтетических жирных кислот С7 - С20, отличающаяся тем, что в качестве базового топлива композиция содержит смесь бензина каталитического риформинга, прямогонной бензиновой фракции, начало кипения 90oС, прямогонной бензиновой фракции, 85oС конец кипения, рафината и Н-бутана при следующем соотношении компонентов, мас.

Прямогонная бензиновая фракция

начало кипения 90oС 10 25

Прямоугольная бензиновая фракция 85oС конец кипения До 10

Рафинат До 10

Н-бутан 0,1 3,0

Добавка 0,001 0,1

Бензин каталитического риформинга До 100

2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит до 2,5% N-монометиланилина.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных карбюраторных двигателях.

Известно, что для улучшения эксплуатационных характеристик товарных бензинов в базовый бензин вводят различные присадки и добавки: антидетонационные, антиокислительные, моющие и т.д.

Так, известна топливная композиция на основе базового бензина, содержащая 0,001-1,0% продукта взаимодействия ангидрида двухосновной кислоты и полиоксиалкилендиамина [1]

Однако композиция обладает недостаточно высокими антикоррозионными и антиобледенительными свойствами.

Известна также топливная композиция на основе базового бензина, содержащего в основном углеводороды, в состав которой введено 0,002-2,0% присадки, представляющей собой продукт взаимодействия неполного эфира жирной кислоты C6-C20 и моно- или ди-(гидроксигидрокарбил)амина. В качестве амина используется моно- или ди-этаноламин, а в качестве жирной кислоты касторовое, пальмовое или оливковое масло [2]

Недостатком этой композиции также является ее недостаточно высокие антикоррозионные и антиобледенительные свойства, так как содержащаяся в композиции присадка обладает только моющими свойствами.

Известны топливные композиции, содержащие в своем составе полифункциональные добавки, которые улучшают одновременно моющие, антикоррозионные, антиобледенительные свойства топливных композиций.

Известна топливная композиция на основе базового бензина, содержащая 0,01-0,25% добавки, представляющей собой смесь продукта реакции конденсации олеиновой кислоты с гидроксиэтилэтилендиамином, продукта реакции между нонилфенолполигликолем и этилендиоксидом, ксилола и изопропилового спирта или изобутилового спирта [3]

Композиция имеет недостаточно высокие моющие свойства и, кроме того, является дорогостоящей.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является топливная композиция на основе базового бензина, содержащая 0,05-0,15% многофункциональной добавки, представляющей собой смесь продукта конденсации полиамина общей формулы

топливная композиция, патент № 2100412

где n 0-4

с синтетическими жирными кислотами C7-C20, алифатического спирта C3-C4 и углеводородной фракции 180-350oC - денормализата процесса "Парекс" [4]

Однако из-за содержания в топливной композиции добавки в заявленном количестве, стоимость выпускаемых товарных бензинов значительно увеличивается.

Задачей изобретения являлась разработка топливной композиции, обладающей аналогичными с известной эксплуатационными характеристиками, но содержащей меньшее количество добавки, что позволит снизить стоимость композиции.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая базовое топливо и добавку на основе продукта конденсации полиамина и синтетических жирных кислот C7-C20, которая в качестве базового топлива содержит смесь бензина каталитического риформинга, прямогонной бензиновой фракции НК-90oC, прямогонной бензиновой фракции 85oC-КК, рафината и н-бутана при следующем соотношении компонентов, мас.

Прямогонная бензиновая фракция НК-90oC 10-25

Прямогонная бензиновая фракция 85oC-КК до 10

Рафинат до 10

Н-бутан 0,1-3,0

Добавка 0,001-0,1

Бензин каталитического риформинга до 100

Причем топливная композиция может содержать до 2,5% N-монометиланилина.

Заявляемое сочетание компонентов базового топлива позволяет снизить содержание в композиции многофункциональной добавки почти в 10 раз.

На базе заявляемой композиции могут выпускаться товарные бензины широкого ассортимента: А-76, АИ-80, АИ-93, АИ-95, АИ-96, соответствующие требованиям технических условий. При этом в товарные бензины при необходимости могут вовлекаться дополнительно бензины гидрокрекинга, каталитического и термического крекинга, коксования, алкилаты, изомеризаты и т.д.

Предлагаемую композицию готовят путем смешения компонентов при перемешивании.

Характеристика компонентов базового топлива, используемых для приготовления композиции, приведена в табл. 1.

В качестве добавки используют продукт, полученный конденсацией технического полиэтиленполамина и фракции синтетических жирных кислот при нагревании до 130-170oC до полного удаления воды из зоны реакции (СТП 7.6-91).

Можно также использовать добавку на основе указанного выше продукта конденсации, содержащую дополнительно алифатические спирты C3-C4 (ТУ 38.401-58-33-92).

Используемый в составе композиции рафинат представляет собой деароматизированный бензин с установки каталитического риформинга для производства ароматики (бензола, толуола, ксилолов).

Кроме того в топливной композиции используется N-монометиланилин (ТУ 38.401-58-61-93).

Для иллюстрации заявляемого технического решения было приготовлено 7 образцов топливной композиции, состав которых приведен в табл. 2.

Образцы были испытаны по комплексу методов квалификационной оценки. Результаты испытаний приведены в табл. 3.

Данные табл. 3 свидетельствует о том, что предлагаемая топливная композиция обладает высокими эксплуатационными и экологическими свойствами, так как при ее использовании в автомобильных двигателях значительно снижается количество токсичных веществ (CO, CH) в отработавших газах.

Класс C10L1/22 содержащие азот 

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
присадка для повышения цетанового числа дизельного топлива и способ ее получения -  патент 2525552 (20.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
очищающая присадка к топливу и топливо для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2491326 (27.08.2013)
Наверх