способ получения малосернистого дизельного топлива

Классы МПК:C10G65/04 включая только ступени очистки
C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "ЛУКойл- Пермнефтеоргсинтез"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к способам получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки исходного сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности. Процесс гидроочистки осуществляется в две стадии с промежуточным подогревом газосырьевой смеси с использованием на первой стадии алюмоникельмолибденового катализатора с преобладающим радиусом пор 9 - 12 нм и на второй стадии алюмоникельмолибденового или алюмокобальтмолибденового катализатора с преобладающим радиусом пор 4 - 8 нм при массовом соотношении катализаторов первой и второй стадий 1:2 - 6. Процесс проводят при температуре 250 - 350oC на первой стадии и 320 - 380oC на второй стадии. Способ позволяет повысить степень гидрообессеривания исходного сырья и получать дизельное топливо с содержанием серы менее 0,05 мас.% при одновременном увеличении выхода целевой фракции 200 - 360oC. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки исходного сырья при повышенных температуре и давлении в присутствии водорода с использованием катализаторов гидроочистки, отличающийся тем, что процесс проводят в две стадии с промежуточным подогревом газосырьевой смеси и на первой стадии используют алюмоникельмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 9 12 нм, на второй стадии алюмоникельмолибденовый или алюмокобальтмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 4 8 нм при массовом соотношении катализаторов первой и второй стадии 1 2 6.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку проводят при температуре на первой стадии 250 350oС и 320 380oС на второй стадии.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам получения малосернистого дизельного топлива и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения малосернистых нефтяных дистиллятов путем гидроочистки нефтяных фракций, предусматривающий обработку нефтяных фракций при температуре 390 450oC, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1, давлении 3,0 МПа и молярном отношении водорода к углеводороду, равном 4, в присутствии каталитической системы, включающей катализаторы гидроконверсии и гидрообессеривания, взятые в массовом соотношении 50 90 50 10, при этом оба катализатора используют в виде отдельных слоев и катализатор гидрообессеривания располагают над катализатором гидроконверсии. Недостатком способа является относительно невысокая степень гидрообессеривания (авт.св. СССР, N 1181522, 1985).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки исходного сырья при повышенной температуре с использованием трех расположенных сверху вниз слоев катализатора: алюмокобальтмолибденового, алюмоникельмолибденового и алюмокобальтмолибденового при массовом соотношении катализатора в слоях 0,5 1,0 4,0 4,5 5,0 8,0, подвергаемых предварительному сульфидированию элементарной серой при температуре 350 - 450oC. Процесс гидроочистки проводят при температуре 320 370oC (патент РФ N 1801116, 1993).

Известный способ имеет следующие недостатки: получаемый продукт имеет относительно высокое содержание остаточной серы (более 0,05 мас.) при умеренных температурах процесса 320 360oC; низкий выход гидроочищенной целевой фракции 200 360oC, особенно при повышении температуры процесса.

Изобретение направлено на решение задачи повышение качества целевого продукта по содержанию серы, не превышающей 0,05 мас. и его выхода.

Решение заданной задачи опосредовано новым техническим результатом, заключающимся в подборе катализаторов с различной поровой структурой, соотношения катализаторов, обеспечивающих их повышенную активность и селективность.

Получение малосернистого дизельного топлива проводят путем гидроочистки при повышенных температурах и давления в присутствии водорода с использованием катализаторов гидрообессеривания.

Процесс проводят в две стадии с промежуточным подогревом газосырьевой смеси и на первой стадии используют алюмоникельмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 9 12 нм, на второй стадии алюмоникельмолибденовый или алюмокобальтмолибденовый катализатор с преобладающим радиусом пор 4 8 нм при массовом соотношении катализаторов первой и второй стадий 1:2 6, процесс проводят при температуре 250 350oC на первой стадии, 320 380oC на второй стадии.

Пример 1. Процесс гидроочистки проводят на пилотной установке с подачей водорода и нисходящем потоком газосырьевой смеси в двух последовательно расположенных реакторах с автономным электрообогревом каждого реактора. Гидрообессериванию подвергают прямогонную дизельную фракцию 200 360oC с содержанием серы 1,6 мас. В первый по ходу реактор загружают 25 г алюмоникельмолибденового катализатора (АНМ), содержащего 6.1% NiO, 15,3% MoO3, Al2O3, остальное с преобладающим радиусом пор 9 - 12 нм и 0,5 г элементарной серы. Во второй реактор загружают 75 г АНМ катализатора, содержащего 4,1% NiO 15,6% MoO3, Al2O3, остальное с преобладающим радиусом пор 4 8 нм и 4 г элементарной серы. После продувки установки азотом, опрессовки и замены азота на водород поднимают давление до 2.0 МПа и проводят сульфидирование катализаторов при подъеме температуры до 400oC, затем снижают температуру в первом реакторе до 300oC, во втором реакторе до 370oC и подают сырье. Процесс гидрообессеривания проводят при давлении водорода 3,0 МПа, объемной скорости подачи сырья 4 ч-1, отношении водород:сырье 300 нл/л. Определение содержания серы в гидрогенизате проводят на приборе "Sulf U.V." методом ультрафиолетовой флуоресценции. Определение выхода фракции 200 360oC проводят по ГОСТ 11011-85. Содержание серы в полученном гидрогенизате составляет 0,015 мас. выход фракции 200 360oC 97,0 об.

Примеры 2 4. Условия проведения процесса гидроочистки те же, что и в примере 1. Устанавливают другие температуры в реакторах первой и второй стадий. При температуре на первой стадии 250oC и на второй стадии 320oC содержание серы в гидрогенизате составляет 0,045 мас. выход 98,5 об.

Полученные результаты представлены в таблице.

Примеры 5 8. Загрузку катализаторов, элементарной серы, продувку азотом, опрессовку и сульфидирование катализаторов проводят аналогично примеру 1, за исключением того, что во второй по ходу реактор загружают 75 г алюмокобальтмолибденового катализатора (АКМ), содержащего 3.9% CoO, 14.2% MoO3, Al2O3 остальное с преобладающим радиусом пор 4 8 нм. Условия проведения процесса те же, что и в примере 1 при различной температуре по стадиям процесса.

Примеры 9 12. Условия проведения процесса гидрообессеривания те же, что и в примере 1. При загрузке катализаторов меняют массовое соотношение катализаторов первой и второй стадии гидрообессеривания.

Примеры 13 16 (для сравнения). Условия проведения процесса гидроочистки аналогичны примеру 1. В реакторе первой и второй стадии загружают АНМ или АКМ катализаторы с преобладающим радиусом пор 4 8 нм.

Примеры 17 19 (для сравнения). Условия проведения процесса гидроочистки те же, что и в примере 1. В оба реактора загружают АНМ катализатор с преобладающим радиусом пор 9 12 нм.

Все полученные результаты представлены в таблице, там же приведены показатели известного способа.

Таким образом, преимущество предлагаемого способа заключается в повышении степени гидрообесеривания, выражающееся в снижении содержания серы в гидроочищенном топливе при одновременном увеличении выхода целевой фракции 200 360oC. Так, например, при сопоставимых условиях проведения процесса, но с различной комбинацией катализаторов на первой и второй стадиях (примеры 1 и 13), содержание серы в продукте в предлагаемом способе ниже на 0,01 мас. при увеличении выхода на 0,4 об. а по сравнению с известным способом (пример 20) на 0,005 мас. и 3,8 об. соответственно. При низких температурах процесса (примеры 2 и 19) снижение содержания серы составляет 0,027 мас. при повышении выхода на 0,2 об. и в сравнении с известным способом (пример 21) - 0,015 мас. и 1,8 об. соответственно. Другое преимущество заключается в возможности снижения жесткости процесса гидроочистки для обеспечения заданного качества дизельного топлива и, как следствие, увеличении продолжительности межрегенерационного периода.

Класс C10G65/04 включая только ступени очистки

способ переработки нефти -  патент 2515938 (20.05.2014)
способ получения товарного дизельного топлива из высокосернистых дизельных фракций и устройство, его реализующее -  патент 2514916 (10.05.2014)
способ гидрообработки в кислой среде для производства базовых смазочных масел -  патент 2513105 (20.04.2014)
способ переработки нефти -  патент 2495084 (10.10.2013)
способ переработки нефти -  патент 2490307 (20.08.2013)
способ гидродесульфуризации потока углеводородов -  патент 2480511 (27.04.2013)
двухстадийный способ обессеривания олефиновых бензинов, содержащих мышьяк -  патент 2477304 (10.03.2013)
катализатор, способ его приготовления и способ гидрооблагораживания дизельных дистиллятов -  патент 2468864 (10.12.2012)
способ каталитической гидроочистки углеводородного сырья, содержащего кремний -  патент 2459858 (27.08.2012)
комплексная гидропереработка с высокопроизводительными катализаторами -  патент 2458969 (20.08.2012)

Класс C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями

способ получения ультранизкосернистых дизельных фракций -  патент 2528986 (20.09.2014)
способ изготовления регенерированного катализатора гидроочистки и способ получения нефтехимического продукта -  патент 2528375 (20.09.2014)
лакунарный гетерополианион структуры кеггина на основе вольфрама для гидрокрекинга -  патент 2509729 (20.03.2014)
способ активации катализаторов гидроочистки дизельного топлива -  патент 2500475 (10.12.2013)
катализатор глубокой гидроочистки нефтяных фракций и способ его приготовления -  патент 2497586 (10.11.2013)
способ получения катализатора гидроочистки дизельного топлива -  патент 2491123 (27.08.2013)
катализатор на основе цеолита izm-2 и способ гидроконверсии/гидрокрекинга углеводородного сырья -  патент 2487755 (20.07.2013)
способ приготовления катализаторов и катализатор для глубокой гидроочистки нефтяных фракций -  патент 2486010 (27.06.2013)
регенерированный катализатор гидроочистки углеводородного сырья, способ регенерации дезактивированного катализатора и процесс гидроочистки углеводородного сырья -  патент 2484896 (20.06.2013)
катализатор гидроочистки углеводородного сырья, носитель для катализатора гидроочистки, способ приготовления носителя, способ приготовления катализатора и способ гидроочистки углеводородного сырья -  патент 2478428 (10.04.2013)
Наверх