способ определения координационной готовности к двигательному обучению

Классы МПК:A63B22/00 Устройства для упражнений, специально предназначенных для регулирования деятельности сердечно-сосудистой системы, для тренировки быстроты или координации движений
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им.П.Ф.Лесгафта,
Кебкало Владлен Иванович,
Шибалкина Марина Геннадиевна,
Хорольская Ирина Ремировна,
Меньшуткина Тамара Геннадьевна
Приоритеты:
подача заявки:
1995-12-26
публикация патента:

Использование: в области физического воспитания, в частности при моторном тестировании. Сущность: координационную готовность к двигательному обучению определяют путем сравнения критериев координационных способностей с нормативными значениями высот прыжков. Высоту прыжков вычисляют по формуле h= gt2/8 (см), где g - ускорение свободного падения, t - время прыжка. Критерии координационных способностей выражают зависимостью: h1<h<h<h>h5>h6. Нормативные значения высот прыжков устанавливают в следующих пределах: 100% <(135-140%) < (150-155%) < (165-170%) > (150-155%) > (125-130%). 6 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ определения координационной готовности к двигательному обучению, при котором вычисляют высоту прыжков, выполняемых из исходного положения полуприседа, толчком ногами с участием рук, и определяют координационную готовность путем сравнения критериев координационных способностей с нормативными значениями высот прыжков, отличающийся тем, что он включает фиксирование времени прыжков, при этом их высоту вычисляют по формуле

h qt2/8, см,

где q ускорение свободного падения;

t время прыжка,

критерии координационных способностей выражают зависимостью

h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6,

а нормативные значения высот прыжков устанавливают в следующих пределах

100% < (135 140%) < (150 155%) < (165 170%) < (150 155%) < (125 130%)

причем первый прыжок выполняют из исходного положения, при котором спина прямая, а руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, второй и третий прыжки выполняют из исходного положения, при котором туловище наклонено вперед, а голова зафиксирована вдоль него, при этом для второго прыжка руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, а для третьего отведены назад, причем для обоих прыжков толчок выполняют с резким разгибанием туловища до вертикального положения и дополнительно махом руками снизу вверх до третьего прыжка, четвертый, пятый и шестой прыжки выполняют из исходного положения, при котором туловище наклонено вперед, голова свободно опущена, а руки отведены назад, при этом толчок выполняют аналогично третьему прыжку дополнительно с активным разгибанием в шейном отделе позвоночника, причем первые четыре прыжка выполняют при задержанном вдохе, пятый в сочетании с резким выдохом во время отталкивания, а шестой с вдохом во время отталкивания.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области физического воспитания, в частности к моторному тестированию.

Под моторным тестированием понимается выявление отстающего в развитии звена спортсмена путем определения координационной готовности к двигательному обучению посредством определения координационных способностей на основе принципа комплементарности (взаимодополняемости), т.е. неспецифический подбор двигательных действий с усложнением каждого последующего движения путем включения очередного структурного элемента, входящего в целостный двигательный акт, например прыжок вверх.

Координационная готовность это качество, которое зависит от предыдущего двигательного опыта (1).

Под координационными способностями следует понимать способность человека быстро, точно, целесообразно, экономично, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Мерой координационных способностей служит время, затраченное спортсменом на выполнение двигательного действия, т.к. в нем находит свое отражение целесообразность и последовательность этих действий (2).

В методический литературе по физическому воспитанию и спорту способ определения координационных способностей отсутствует, методика их воспитания изложена в обобщенной форме. Критерии оценки не указаны (3, 4, 5, 6).

Известен способ Абалакова (7), характеризующий в какой-то мере координационную готовность. Способ состоит в выпрыгивании вверх с места с участием рук. Высота прыжка определяется с помощью мерной ленты.

Однако в данном способе не используется принцип комплементарности (взаимодополняемости).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является тест скоростно-силовой подготовленности, который относится к унифицированным инструментальным методикам комплексного контроля в олимпийских видах спорта (7). Способ включает в себя выпрыгивание с фиксацией высоты прыжка, при этом спортсмен, стоя рядом с сенсорной панелью (СП), поднимает руки вверх, касается нижней части СП, которая представляет собой 1,5-метровый щит из диэлектрика с горизонтальными полосами из токопроводящего материала, расположенными на расстоянии 1 см одна от другой. Панель закрепляется на точно измеренном расстоянии от уровня пола. При касании панели сигнал с нее поступает в измеритель высоты прыжка (ИВП) и запоминается. Затем спортсмен выпрыгивает с места вверх и касается вытянутой рукой панели в верхней ее части. От второго касания сигнал также поступает в блок ИВП. Вычитанием из второго сигнала первого в логических элементах блока определяется реальная высота выпрыгивания, которая через программируемый микроконтроллер (МПК) поступает в микро-ЭВМ.

Однако в данном способе возможно определение высоты прыжка только одного вида (из полуприседа с подъемом рук вверх), при этом спортсмен вынужден делать движения, искажающие картину прыжка (в верхней точке полета он должен найти руками сенсорную панель).

Кроме того, недостатком известных способов является то, что они предназначены для узкоспециализированной оценки скоростно-силовых качеств, свойственных скоростно-силовым видам спорта, что снижает их широкое применение для выявления потенциальных двигательных способностей. Описанные способы не позволяют определить отстающее в развитии звено спортсмена в целостном двигательном акте, при этом они трудоемки и неточны в измерении.

Предлагаемое изобретение в отличие от наиболее близкого аналога позволяет определить координационную готовность к двигательному обучению посредством определения координационных способностей, повысить информативность и унифицированность моторного тестирования, а также унифицировать параметры координационных способностей спортсменов.

Для решения этой задачи предлагается способ, существенными признаками которого являются как общие с наиболее близким аналогом (фиксация высоты выпрыгивания вверх с мест с участием рук), так и отличные от наиболее близкого аналога признаки, а именно: первый прыжок вверх выполняется из исходного положения полуприседа, спина прямая, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком одними ногами, второй прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения, третий прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения и махом руками снизу вверх, четвертый, пятый и шестой прыжки выполняются из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова свободно опущена и руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения, махом руками снизу вверх и активным разгибанием в шейном отделе позвоночника, при этом первые четыре прыжка выполняются на задержанном вдохе, пятый в сочетании с резким выдохом во время отталкивания, шестой со вдохом во время отталкивания, причем высота выпрыгивания (h) определяется по формуле h=gспособ определения координационной готовности к   двигательному обучению, патент № 2099117t2/8 (см), где g ускорение свободного падения, t время полета, а отстающее в развитии звено спортсмена определяется анализом координационной готовности к двигательному обучению посредством сравнения с критерием оценки координационных способностей, выраженном формулой h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6, причем нормой считается соотношение высот выпрыгивания в следующих пределах: 100% < (135-140%) < (150-155%) < (165-170%) > (150-155%) > (125-130% ).

При анализе результатов тестирования следует обратить внимание не только на роль отдельных механизмов регуляции движения, но и на их проявление в совокупности:

1. Результаты первого прыжка при отталкивании одними ногами (Н) с задержкой дыханием (ЗД) принимаются за исходную точку отсчета (100%); (Н + ЗД).

2. Результаты второго прыжка возрастают в связи с включением в него движения туловищем (Т) (135-140%), (педагогический эксперимент); (Н+Т+ЗД).

3. Результаты третьего прыжка последовательно возрастают в связи с увеличением количества движений включение в очередной прыжок движение рук (Р) (150-155%), (10); (Н+Т+Р+ЗД).

4. Четвертый прыжок самый эффективный благодаря включению суммарного влияния шейно-сухожильного и пневмо-мускулярного рефлексов (Г), повышающих дееспособность мышц разгибателей ног, рук и туловища (165-170%), (11,12); (Н+Т+Р+Г+ЗД).

5. В пятом прыжке отталкивание согласуется с выдохом (ВЫД). Хотя при этом движение выполняется быстро, точно и ловко, но по силе и мощности толчок уступает результату четвертого прыжка (150-155%), (12,13); (Н+Т+Р+Г+ВЫД).

6. Результат шестого прыжка уступает пятому, так как при сочетании основного рабочего движения с вдохом (ВД), снижается его эффективность (125-130% ), (13); (Н+Т+Р+Г+ВД).

При этом величины второго, третьего, четвертого, пятого и шестого прыжков (в) определяется по величине первого прыжка, величина которого принимается за 100% (например: h2 / h1 способ определения координационной готовности к   двигательному обучению, патент № 2099117 100 15,8 / 11,7 способ определения координационной готовности к   двигательному обучению, патент № 2099117 100 135%).

Таким образом, анализ координационных способностей с помощью предлагаемого способа определения координационной готовности к двигательному обучению позволяет оценить генетически обусловленные или сформированные ранее координационные паттерны (14), то есть совокупность пространственно-временных и динамических характеристик, которые включаются в общий рисунок выполняемого движения, представляющего пятикомпонентную структуру целостного двигательного акта (8).

В известных патентных источниках аналогичного способа определения координационной готовности к двигательному обучению не обнаружено.

Данная совокупность существенных признаков позволяет получить дополнительный спортивно-технический результат посредством определения готовности к двигательному обучению посредством определения координационных способностей, повышения информативности и унифицированности моторного тестирования, а также унифицированности параметров координационных способностей при стабильном и быстром (в сравнении с наиболее близким аналогом) достижении результатов.

Перечисленные признаки являются существенными, т.к. они влияют на достигаемый спортивно-технический результат, т.е. находятся в причинно-следственной связи с указанными результатами. Данная совокупность существенных признаков достаточна для достижения обеспечиваемых предлагаемым изобретением спортивно-технических результатов.

В примерах показаны результаты определения координационной готовности к двигательному обучению с помощью предлагаемого способа.

Пример 1. Испытуемая Г. 35 лет h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6 (табл.1).

Вывод. У данной испытуемой наблюдаются высокие координационные способности, так как величины высоты первого-шестого (h1-h6) прыжков соответствуют основной формуле координации движений (h1<h2

Пример 2. Испытуемая П. 41 год h1 < h2 > h3 < h4 > h5 > h6 (табл.2).

Вывод. У данной испытуемой наблюдаются высокие координационные способности, так как почти все прыжки, кроме третьего (h), вписываются в основную формулу движений (h1<h2

Пример 3. Испытуемая В. 58 лет h1 < h2 < h3 > h4 > h5 < h6 (табл.3).

Вывод: наблюдается несогласованность движения головы с полной координацией движений, так как высота третьего прыжка (h3) больше высоты четвертого прыжка (h4), что не соответствует основной формуле координации движений (h1<h2

Пример 4. Испытуемая М. 39 лет h1 > h2 < h3 < h4 > h5 > h6 (табл.4).

Вывод: общее звено движение туловищем, т.к. высота второго прыжка (h2) меньше высоты первого прыжка (h1), что способствует уменьшению количественных показателей последующих прыжков без изменения общей координационной структуры движения.

Пример 5. Испытуемая Д. 35 лет h1 < h2 < h3 < h4 h5 h6 (табл.5)

Вывод: у данной испытуемой наблюдается несогласованность фаз дыхательного цикла с общей координацией движений, о чем свидетельствуют показатели пятого (h5) и шестого (h6) прыжков, что не соответствует основной формуле координации движений (h1<h2
Пример 6. Испытуемая К. 38 лет h1 > h2 < h3 > h4 < h5 > h6 (табл. 6).

Вывод: испытуемая не координирована, так как наблюдается большое различие с основной формулой координации движений. Нет согласования между полной координацией и движениями звеньев тела, так как показатели первого (h1) прыжка больше показателей второго (h2) прыжка, величина третьего (h3) больше показателей четвертого (h4) прыжка. Наблюдается несогласованность общей координации движений с фазами дыхательного цикла.

Определение координационной готовности к двигательному обучению по предлагаемому способу осуществляется следующим образом.

Испытуемый встает, например, на контактную площадку с электросекундомером и выполняет серию прыжков вверх с максимальной силой отталкивания. Контактная площадка размером 500х500 мм представляет собой две токопроводящие текстолитовые пластины, изолированные друг от друга резиновыми шайбами диаметром 30 мм, расположенными в шахматном порядке так, чтобы под тяжестью верхней пластины не происходил электроконтакт. При постановке на верхнюю площадку под тяжестью тела верхняя пластина прогибается, касается токопроводящей нижней пластины и замыкается электрическая цепь. Выходные контакты с каждой пластины и двух проводов соединяются системой, связанной с включением электросекундомера. Электроцепь, связывающая контактную площадку с электросекундомером, работает на разрыв (т.е. при нагрузке на площадку цепь самозамыкается и секундомер с помощью реле выключается, при снятии нагрузки контакт прерывается и секундомер включается). Для определения количества замыканий применяется электросчетчик фиксирующий количество замыканий электрической цепи с включением секундомера. Электросекундомер тип ПВ 53Щ, электросчетчик тип МЭС 54 фиксирует количество замыканий, которое соответствует количеству прыжков, произведенных испытуемым. Для обеспечения безопасности испытуемого на контактную площадку подается напряжение 6 вольт с применением трансформирующего устройства. Это напряжение при замыкании электроцепи площадки идет на катушку электрореле. Первый прыжок вверх выполняется из исходного положения полуприседа, спина прямая, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком одними ногами, второй прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки прижаты сцепленными кистями к пояснице, толчком ногами с одновременным разгибанием туловища до вертикального положения, третий прыжок выполняется из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова зафиксирована относительно туловища, руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения и махом руками снизу вверх, четвертый, пятый и шестой прыжки выполняются из исходного положения полуприседа, туловище наклонено вперед, голова свободно опущена и руки отведены назад, толчком ногами с одновременным резким разгибанием туловища до вертикального положения, махом руками снизу вверх и активным разгибанием в шейном отделе позвоночника, при этом первые четыре прыжка выполняются на задержанном вдохе, пятый в сочетании с резким выдохом во время отталкивания, шестой со вдохом во время отталкивания.

В процессе выполнения прыжков снимаются показания электросекундомера (t -время полета для каждого из 6 прыжков, с), затем по формуле h gt2/8 (см) рассчитывается высота выпрыгивания (h1, h2, h3, h4, h5, h6, см), после чего отстающее в развитии звено испытуемого определяется посредством анализа координационной готовности к двигательному обучению посредством сравнения с критерием оценки координационных способностей, выраженном формулой h1 < h2 < h3 < h4 > h5 > h6, причем нормой считается соотношение высот выпрыгивания в следующих пределах: 100% <(135-140%) <(150-155%) <(165-170%) > (150-155%) > (125-130%).

Вышеизложенное подтверждает возможность осуществления предполагаемого изобретения с ожидаемым техническим результатом.

Класс A63B22/00 Устройства для упражнений, специально предназначенных для регулирования деятельности сердечно-сосудистой системы, для тренировки быстроты или координации движений

тренажер "трон" simulator "throne" -  патент 2526101 (20.08.2014)
устройство для развития скоростно-силовых качеств -  патент 2525795 (20.08.2014)
тренажер с "бегущей" дорожкой для космического аппарата -  патент 2524912 (10.08.2014)
многофункциональный эллиптический тренажер -  патент 2511544 (10.04.2014)
устройство для биомеханического воздействия на организм человека -  патент 2501589 (20.12.2013)
тренажер, имеющий гибкий элемент -  патент 2500448 (10.12.2013)
велосипедный тренажерный комплекс для отработки тактических действий -  патент 2491974 (10.09.2013)
программный электронно-механический комплекс с дистанционно-модульным и компьютерным управлением для тренировки боксеров -  патент 2483777 (10.06.2013)
тренажер для парашютистов -  патент 2470689 (27.12.2012)
амортизирующая доска для беговой дорожки -  патент 2461403 (20.09.2012)
Наверх