способ определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза железнодорожного вагона

Классы МПК:B61H13/34 конструктивные элементы 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Поспелова Екатерина Ефимовна
Приоритеты:
подача заявки:
1996-04-09
публикация патента:

Использование: изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способу определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса от действия стояночного тормоза железнодорожного вагона. Сущность изобретения: способ заключается в том, что сначала выбирают передаточное число рычажной передачи и передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза, затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона, затем проверяют полученную величину действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона по условию обеспеченности тормозами на уклоне пути. Если параметры стояночного тормоза выдерживают такую проверку, то в этом случае реализуют передаточные отношения рычажной и червячной передач на их элементах, собирают их в единый механизм стояночного тормоза и устанавливают (монтируют) его на железнодорожном вагоне. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза железнодорожного вагона, заключающийся в том, что выбирают передаточное число рычажной передачи, затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона, отличающийся тем, что выбирают передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза, затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона, приводимых в действие от стояночного тормоза по формуле

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240

где P сила, приложенная к штурвалу стояночного тормоза;

Dшт диаметр штурвала стояночного тормоза;

l среднее расстояние от точки крепления тяги до оси червячного сектора;

nч.п передаточное отношение червячной передачи;

nр.п.с.т передаточное число рычажной передачи стояночного тормоза до штока тормозного цилиндра;

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240с.т - КПД стояночного тормоза, способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240с.т= 0,5способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240р.п.в;

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240 сумма действительных сил нажатий всех тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона от действия стояночного тормоза железнодорожного вагона;

N количество тормозных колодок у автотормоза железнодорожного вагона;

nр.п.в передаточное число рычажной передачи железнодорожного вагона;

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240р.п.в - КПД рычажной передачи железнодорожного вагона;

F1 усилие отпускной пружины тормозного цилиндра;

F2 усилие отпускной пружины авторегулятора или регулятора тормозной рычажной передачи железнодорожного вагона, приведенное к штоку тормозного цилиндра,

затем подставляют полученную сумму действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона в формулу

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240

где способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240к - действительный коэффициент трения тормозной колодки о колесо железнодорожного вагона;

Qбр масса брутто железнодорожного вагона;

t уклон пути, t способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240 30%o.,

и в случае выполнения этого равенства устанавливают червячную передачу стояночного тормоза с установкой валика передачи на червячном секторе в месте, соответствующем выбранному передаточному отношению червячной передачи, и кинематически соединяют детали передачи между собой и с рычагом тормозной рычажной передачи железнодорожного вагона в единый механизм стояночного тормоза.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к способам определения и проверки действительных сил нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона (ЖДВ) от действия стояночного тормоза (например, ручного).

Известен способ определения действительных сил нажатия тормозных колодок на колесо, включающий выбор передаточного числа тормозной рычажной передачи и расчет суммы действительных сил нажатия тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона. Недостаток данного способа заключается в том, что невозможно правильно выбрать действительную силу нажатий тормозных колодок на колеса железнодорожного вагона по условию обеспеченности тормозами на уклоне пути.

Как показывает практика, бывает необходимо затормозить отцепленный ЖДВ или состав на площадке или на уклоне пути (подъеме или спуске) при отсутствии локомотива или неисправности пневматического оборудования тормозной системы (ТС) или какого-нибудь элемента, или тормозного прибора. В противном случае один ЖДВ (грузовой, пассажирский или рефрижераторный) или сцеп из нескольких вагонов может оказаться без тормозов, разогнаться (особенно на спуске, уклоне) и врезаться в другой железнодорожный состав или сцеп, вызвав повреждения как вагонов, локомотивов, так и людей пассажиров или работников транспорта, тем самым нарушив безопасность движения на магистрали. Приведя в действие стояночный или ручной стояночный тормоз (СТ), установленный на грузовом вагоне или на ЖДВ, этого можно избежать, затормозив каждый ЖДВ сцепа или поезда. Однако, для этого нужно правильно выбрать (определить и проверить) силу действительного нажатия каждой тормозной колодки (ТК) на колесо ЖДВ.

Целью изобретения является повышение тормозной эффективности ЖДВ, определение и проверка действительных сил нажатий ТК на колеса от действия стояночного тормоза ЖДВ, в том числе грузового или рефрижераторного.

Цель достигается тем, что сначала определяют для нового стояночного тормоза или берут (принимают) известное значение передаточного числа рычажной передачи стояночного тормоза (РПСТ) и передаточное отношение червячной передачи стояночного тормоза ЖДВ. Затем рассчитывают сумму действительных сил нажатий ТК на колеса от действия стояночного тормоза грузового вагона способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240 по формуле:

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240

где P сила, приложенная к штурвалу стояночного тормоза, кгс;

Dшт диаметр штурвала стояночного тормоза, мм;

Kд действительная сила нажатия тормозной колодки на колесо железнодорожного вагона;

l среднее или истинное расстояние от точки крепления тяги до оси червячного сектора, мм;

nчп передаточное отношение или передаточное число червячной передачи;

nрпст передаточное отношение или передаточное число рычажной передачи стояночного тормоза до штока тормозного цилиндра;

N количество тормозных колодок у автотормоза железнодорожного вагона;

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240ст коэффициент полезного действия стояночного тормоза, способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240ст = 0,5способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240рпв;

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240рпв коэффициент полезного действия рычажной передачи ЖДВ;

F1 усилие отпускной пружины тормозного цилиндра, кгс;

F2 усилие отпускной пружины авторегулятора тормозной рычажной передачи ЖДВ, приведенное к штоку поршня тормозного цилиндра, кгс;

nрпв передаточное число рычажной передачи ЖДВ.

Затем сравнивают полученную по формуле (1) сумму действительных сил нажатий ТК на колеса ЖДВ с допустимой величиной способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240, которая может задаваться как норматив (число) или рассчитываться по формуле (2). Т.е. полученную величину суммы действительных сил нажатий стояночного тормоза на ТК и колеса ЖДВ проверяют на соответствие условию (2):

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240

где способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240 сумма действительных сил нажатий всех ТК на колеса ЖДВ от действия стояночного тормоза ЖДВ; кгс или тс;

N количество тормозных колодок ЖДВ;

способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240к действительный коэффициент трения тормозной колодки о колесо ЖДВ;

Qбр вес ЖДВ брутто, кг или т;

t уклон пути, выраженный в промилях,

Если равенство (2) для рассматриваемого стояночного тормоза (СТ) выполняется, то в этом случае рассматриваемый СТ ЖДВ способен затормозить вагон на площадке или на расчетном уклоне, который целесообразно принимать не менее 30 промиль, т. е. tспособ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 209724030% В этом случае ЖДВ, например, грузовой или рефрижераторный вагон обеспечен тормозными средствами, если приведен в действие его стояночный тормоз.

Если равенство (2) выполняется или способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240 соответствует нормативному значению этой величины для рассматриваемого конкретного ЖДВ, то в этом случае устанавливают червячную передачу с передаточным отношением червячной передачи, при котором выполняется условие (2). Затем реализуют на одном или двух рычагах в зависимости от конструкции СТ передаточное число рычажной передачи (РП) стояночного тормоза nрпст, соответствующее полученной сумме сил способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240, которая соответствует нормативу или равенству (2). Важно отметить, что реализация передаточного числа или отношения РП СТ до штока тормозного цилиндра достигается изменением или установкой длин плеч рычага 7 и/или изменением расстояния между валиками 5. После выполнения расчетов по формулам (1) и (2) конструкция СТ собирается и устанавливается на ЖДВ, например, грузовом так, чтобы реализуемая величина способ определения и проверки действительных сил нажатий   тормозных колодок на колеса от штурвала стояночного тормоза   железнодорожного вагона, патент № 2097240 практически совпадала с расчетной. Установка СТ на ЖДВ происходит следующим образом. Сначала устанавливают ТЦ 8 и шарнирно соединяют его шток 9 посредством валиков 5 тормозной рычажной передачи (ТРП) ЖДВ с тягами 10, устанавливают регулятор или авторегулятор 11 ТРП с приводом 14, подключают две ТРП 12 тележки ЖДВ. Затем собирают СТ на вагоне: устанавливают червячный сектор 4 с шарнирами 5 (в качестве шарниров могут быть валики рычажной передачи) в кронштейне 6, который жестко соединяют с конструкцией ЖДВ, соединяют тягой 10 рычаг 7 и червячный сектор 4, устанавливают штурвал 1, его стержень 2 с червячным или зубчатым колесом или шестерней 3. Передаточное отношение червячной передачи nчп устанавливают постановкой валика 5 на червячном секторе 4 в месте, соответствующем рассчитанному передаточному отношению червячной передачи так, чтобы выполнялось условие (2) или чтобы полученная при этом величина суммы действительных сил нажатий соответствовала нормативу, при котором данный ЖДВ был полностью обеспечен тормозными средствами стояночного тормоза. Важно отметить, что величины передаточных отношений и чисел рычажной и червячной или зубчатой передач стояночного тормоза подбирают так, чтобы выполнялось равенство (2). Выполнение условия, выраженного формулой (2), является весьма важным для обеспечения ЖДВ тормозными средствами СТ и обеспечения безопасности движения на железных дорогах. Если сумма действительных сил нажатий ТК на колеса, полученная с применением формулы (1), не соответствует условию, выраженному формулой (2), то в этом случае необходимо выбрать передаточные числа или отношения рычажной и червячной передач так, чтобы в конечном счете равенство (2) было выполнено и ЖДВ был бы полностью обеспечен тормозными средствами СТ.

На чертеже изображен стояночный тормоз.

Стояночный тормоз работает следующим образом.

Поворачивают штурвал 1, который посредством стержня 2 и червяка 3 поворачивает червячный сектор 4. Последний поворачивается относительно шарнира или валика 5, установленного в кронштейне 6, приводит в действие тягу 10 и рычаг 7. В результате выходит шток 9 ТЦ 8 из-за срабатывания СТ, что приводит в действие элементы ТРП грузового вагона: регулятор 11 ТРП, тяги 10. Это вызывает перемещение элементов ТРП (10, 12 и других) каждой тележки ЖДВ (в данном случае грузового вагона), вызывая его торможение, при котором тормозные колодки 13 прижимаются к колесам грузового вагона.

При отпуске СТ штурвал 1 поворачивают в противоположную сторону и все вышеупомянутые элементы тормоза возвращаются в исходное положение отвода ТК 13 от колес вагона.

Класс B61H13/34 конструктивные элементы 

втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2499921 (27.11.2013)
стояночный тормоз железнодорожного транспортного средства -  патент 2492086 (10.09.2013)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2482342 (20.05.2013)
устройство стояночного тормоза для тормозной системы железнодорожного подвижного состава -  патент 2468942 (10.12.2012)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2441787 (10.02.2012)
автоматический фиксатор штока тормозного цилиндра железнодорожного подвижного состава реечного типа с клиновым зажимом и подтормаживающим клапаном -  патент 2418703 (20.05.2011)
тормозная система тележки грузового вагона железнодорожного транспорта -  патент 2378143 (10.01.2010)
способ изготовления антифрикционных двухслойных самоцентрирующихся втулок из полимерных композиционных материалов -  патент 2376507 (20.12.2009)
рычажная передача автоматического тормоза железнодорожного вагона -  патент 2328398 (10.07.2008)
втулка рычажной тормозной системы рельсового транспорта -  патент 2298707 (10.05.2007)
Наверх