эвольвентная зубчатая передача внутреннего зацепления
Классы МПК: | F16H1/10 с внутренними зубьями на одном из колес |
Автор(ы): | Сугатов Эдуард Ильич, Дурнев Александр Иванович |
Патентообладатель(и): | Сугатов Эдуард Ильич, Дурнев Александр Иванович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-10-20 публикация патента:
10.11.1997 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: в эвольвентной зубчатой передаче внутреннего зацепления с малой разностью чисел зубьев одно из колес выполнено с уменьшенным по сравнению с теоретическим числом зубьев. Минимальное количество зубьев выбирается из соотношения:
nmin
180o/arc sin 1,45588
/(Z2-Z1)1,
где
- коэффициент смещения, Z1 - теоретическое число зубьев внутреннего колеса, Z2 -теоретическое число зубьев внешнего колеса. Число зубьев с уменьшенным количеством зубьев кратно nmin. Высота головок зубьев выбрана из условия: h<m(Z-Z1)/2, где m - модуль, Z1 и Z2 - теоретическое число зубьев соответственно внутреннего и внешнего колес. 1 ил.
Рисунок 1
nmin


где

Формула изобретения
Эвольвентная зубчатая передача внутреннего зацепления, содержащая внутреннее и внешнее колеса с малой разностью чисел зубьев, отличающаяся тем, что одно из колес выполнено с уменьшенным по сравнению с теоретическим числом равномерно расположенных по окружности зубьев, минимальное количество которых определено из соотношения
где nmin минимальное число зубьев;

Z1 теоретическое число зубьев внутреннего колеса;
Z2 теоретическое число зубьев внешнего колеса,
причем число зубьев колеса с уменьшенным количеством зубьев кратно nmin, а высота головок зубьев выбрана из условия

где h высота головки зуба;
m модуль;
Z1 теоретическое число зубьев внутреннего колеса;
Z2 теоретическое число зубьев внешнего колеса.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к эвольвентным внутренним передачам с малой разностью чисел зубьев колес. Известны планетарные редукторы с одним сателлитом, соединенным с входным валом эксцентриком, а с выходным параллельными кривошипами [1]Известны также эвольвентные зубчатые передачи внутреннего зацепления с малой разностью чисел зубьев шестерни и колеса: Z2-Z1 1 [2]
Планетарные редукторы с таким зацеплением позволяют получать большие передаточные числа при конструктивной простоте и малых габаритах, но обладают низким КПД из-за многопарности зацепления. Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является эвольвентная зубчатая передача внутреннего зацепления, содержащая внутреннее и внешнее колеса с малой разностью чисел зубьев [3]
Однако высота головки зуба в данной передаче является недостаточной, что приводит в случае силовых передач к выкрашиванию и последующей интерференции зубьев до полного их разрушения, например, при m=6, максимальная высота головки зуба составляет только 0,75 мм. Перед авторами предлагаемого изобретения стояла задача упрощения конструкции и снижения потерь в планетарных редукторах вышеуказанного типа. Это достигается "прореживанием" зубьев шестерни или колеса, но не того и другого одновременно. Тем самым устраняется многопарность зацепления, упрощается конструкция шестерни или колеса, что приводит к снижению потерь в зацеплении и увеличению КПД В таких передачах КПД приближается к КПД передач с обычным наружным зацеплением. Для решения поставленной задачи в эвольвентной зубчатой передаче внутреннего зацепления, содержащей внутреннее и внешнее колеса с малой разностью чисел зубьев, согласно изобретению, одно из колес выполнено с уменьшенным, равномерно распределенным по окружности числом зубьев по сравнению с теоретическим, минимальное количество которых определяют из соотношения:

где nmin минимальное число зубьев,




При достаточно большом передаточном числе редуктора (Z1/Z2 близко к 1) получаем упрощенную зависимость:

причем число зубьев "прореженного" колеса должно быть кратно "nmin". Например, при


Класс F16H1/10 с внутренними зубьями на одном из колес