способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров

Классы МПК:B64C27/04 вертолеты 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Казанское научно-производственное предприятие "Вертолеты-Ми"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-09-27
публикация патента:

Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров. Сущность: способ заключается в отделении вертолета от площадки, вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты. Набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Способ выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров, заключающийся в отделении вертолета от площадки, вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты, отличающийся тем, что набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно к летной эксплуатации вертолетов.

Как правило для всех вертолетов на площадках ограниченных размеров предусматривается вертикальный взлет с разгоном вне зоны влияния близости земли. Так, например, известен способ взлета вертолета, согласно которому вертолет, набрав требуемую для взлета высоту, кратковременно зависает над площадкой после чего осуществляет разгон с последующим набором высоты ("Практическая аэродинамика вертолетов", Ромасевич В.Ф. и Самойлов Г.А. Военное изд-во МО СССР, 1980, с. 360-363, рис. 74).

Однако известный способ с разгоном из режима висения имеет недостаток, заключающийся в том, что при отказе одного из двигателей для вертолета нет гарантии его безопасного приземления, так как двигатель вертолета не успевает выйти на чрезвычайный режим, что приводит к потере высоты на разгон до безопасной скорости.

Задачей изобретения является разработка способа выполнения взлета вертолета, обеспечивающего удовлетворение требований Норм летной годности к вертолетам высшей категории А согласно Нормам АП-29.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе выполнения взлета вертолета с площадки ограниченных размеров, заключающемся в отделении вертолета от площадки. вертикальном наборе высоты и последующем разгоне вертолета с набором высоты, согласно изобретению набор высоты выполняют интенсивно с нарастающей вертикальной скоростью без остановки в верхней точке, в процессе набора контролируют достижение вертолетом критической точки подъема, определяющей возможность выполнения посадки и продолжения полета в случае отказа одного двигателя, и выполняют переход в разгон с набором высоты из режима вертикального набора непосредственно после прохождения критической точки.

На фиг. 1 дана схема траекторий нормального, продолженного и прерванного вертикального взлета; на фиг. 2 и 3 результаты расчетов и летных испытаний по определению характеристик продолженного взлета с двумя значениями взлетной массы с двух разных по высоте взлетных площадок при отказе двигателя в критической точке; на фиг. 4 результаты расчетов и летных испытаний по определению характеристик прерванного взлета с двумя значениями взлетной массы с двух разных по высоте взлетных площадок при отказе двигателя в критической точке.

Способ выполняется следующим образом.

Вертолет отделяется от стартовой площадки и выполняет вертикальный набор высоты с возрастающей скоростью. Достигнув контролируемой летчиком критической точки подъема, вертолет переходит в разгон с набором высоты из режима вертикального набора высоты. В случае отказа двигателя до критической точки он может выполнить вертикальную посадку, а после критической точки продолжить взлет с одним отказавшим двигателем.

В случае взлета с буровой платформы высотой 25 м над уровнем моря вертолета типа Ми-8МТ высота критической точки составляет 10 м и взлетная масса вертолета составляет 11 т, а при взлете с земли критическая высота составляет 18 м при взлетной массе 10,5 т, что по крайней мере на 500 кг больше, чем при принятом способе вертикального взлета.

Выигрыш получается вследствии того, что в предлагаемом способе взлета в процессе выполнения продолженного взлета в верхней точке траектории вертолет имеет величину горизонтальной составляющей скорости в диапазоне 15-20 км/ч и двигатель успевает выйти на чрезвычайный режим, в то время как при взлете с разгоном на режиме висения в верхней точке скорость равна нулю, а двигатель работает на номинальном режиме. Поэтому при одинаковой взлетной массе потеря высоты на разгон до безопасной скорости при продолженном взлете согласно предлагаемому способу снижается на 20м и соответственно снижается высота критической точки принятия решения и улучшаются условия выполнения прерванного взлета (вертикальной посадки) из критической точки.

Способ наглядно иллюстрируется фиг. 1-4, где на фиг. 2-4 соответствующие зависимости относятся к двум значениям взлетной массы 10,5 и 11 т вертолета при условии стандартной атмосферы на уровне моря. Приведенные на фиг. 1-4 обозначения соответствуют:

H высота висения вертолета относительно земли (воды);

Vy вертикальная составляющая скорости;

V воздушная скорость полета;

n н.в. частота вращения несущего винта;

t время, прошедшее с начала взлета.

Класс B64C27/04 вертолеты 

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2517643 (27.05.2014)
способ компенсации реактивного момента несущего винта -  патент 2514010 (27.04.2014)
вертолет -  патент 2499736 (27.11.2013)
рулевой винт вертолета и вертолет, содержащий этот рулевой винт -  патент 2494013 (27.09.2013)
лопасть рулевого винта вертолета и рулевой винт вертолета -  патент 2494012 (27.09.2013)
богданова устройство для подъема и перемещения автомобиля или другого транспортного средства -  патент 2485016 (20.06.2013)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2482024 (20.05.2013)
Наверх