карданная передача

Классы МПК:F16D3/72 прикрепленными к полумуфтам, имеющим зазор в осевом направлении
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество "АвтоВАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-05-04
публикация патента:

Использование: в приводах механизмов и машин для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу. Сущность изобретения: карданная передача состоит из полумуфт 1 и 2, соединенных промежуточным звеном 3. Промежуточное звено 3 выполнено из нескольких изогнутых лент 4, равномерно расположенных по периметру торцов полумуфт. В каждой ленте имеются плоские участки в виде многоугольников, соединенные между собой изогнутыми участками. Первые от полумуфт плоские участки соединены в пакеты. Между первым последующими плоскими участками установлены прокладки, обеспечивающие гарантированный зазор между лентами. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Карданная передача, содержащая две полумуфты, установленное между ними упругое промежуточное звено, состоящее из нескольких равномерно расположенных по периметру торцов полумуфт изогнутых лент, в каждой из которых имеются плоские участки многоугольной формы, расположенные перпендикулярно продольной оси передачи, и соединяющие их криволинейные участки, первые от полумуфт плоские участки установлены в пакеты, совмещены между собой по контуру и закреплены на торцах полумуфт, отличающаяся тем, что она снабжена прокладками, установленными между первым и последующими плоскими участками лент в пакетах и жестко закрепленными на торцах полумуфт с обеспечением гарантированного зазора между лентами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах механизмов и машин для передачи крутящего момента между валами, расположенными под углом друг к другу.

Известна упругая муфта, содержащая две полумуфты, каждая из которых соединена с расположенным между ними упругим элементом, включающим плоские участки, расположенные параллельно друг к другу и перпендикулярно продольной оси, соединенные друг с другом посредством выпуклых изогнутых участков, продольные плоскости симметрии которых расположены под равными углами друг к другу, каждый участок выполнен, в развертке, в виде прямоугольника. Изогнутые участки соединены с противоположными сторонами каждого плоского участка, причем каждая пара соседних плоских участков соединена парой противоположных изогнутых участков. Каждая полумуфта выполнена с торцовой поверхностью, предназначенной для крепления упругого промежуточного звена [1]

Однако известная муфта сложна в изготовлении, для выполнения упругого элемента требуется специальная оснастка. При достаточной точности передачи крутящего момента компенсация смещений происходит только в местах, ограниченных зоной гиба, что приводит к износу лент.

Наиболее близкой по технической сущности к предполагаемому изобретению является карданная передача, содержащая две полумуфты и установленное между ними упругое промежуточное звено, состоящее из нескольких, равномерно расположенных по периметру торцов полумуфт, изогнутых лент. В каждой ленте имеются плоские участки многоугольной формы, расположенные перпендикулярно продольной оси передачи, и соединяющие их криволинейные участки. При этом первые от полумуфт плоские участки установлены в пакеты, совмещены между собой по контуру и закреплены на торцах полумуфт [2]

Однако в процессе работы карданной передачи возможно смещение лент относительно друг друга и соответственно происходит истирание лент в местах контакта.

Создание предполагаемого технического решения направлено на повышение долговечности работы передачи и устранение износа лент в местах контакта. Для этого в карданной передаче, содержащей две полумуфты, установленное между ними упругое промежуточное звено, состоящее из нескольких равномерно расположенных по периметру торцов полумуфт изогнутых лент, в каждой из которых имеются плоские участки многоугольной формы, расположенные перпендикулярно продольной оси передачи, и соединяющие их криволинейные участки, первые от полумуфт плоские участки установлены в пакеты, совмещены между собой по контуру и закреплены на торцах полумуфт, установлены прокладки, размещенные между первым и последующими плоскими участками лент в пакетах и жестко закрепленные на торцах полумуфт с обеспечением гарантированного зазора между лентами.

Других технических решений, содержащих признаки, сходные с отличительными признаками заявляемого технического решения, не выявлено, что позволяет считать его соответствующим критерию изобретения "существенные отличия". Кроме того, предлагаемое изобретение обладает новизной и является промышленно применимым, а следовательно, оно соответствует критериям охраноспособности изобретения.

На фиг. 1 представлен общий вид карданной передачи; на фиг. 2 лента упругого промежуточного звена главный вид; на фиг. 3 вид сбоку; на фиг. 4 вид сверху; на фиг. 5 изображена развертка ленты упругого промежуточного звена.

Карданная передача состоит из полумуфты 1(ведущего вала) полумуфты 2 (ведомого вала) и упругого промежуточного звена 3, выполненного из нескольких изогнутых лент 4, равномерно расположенных по периметру торцов полумуфт 1 и 2. В каждой ленте 4 имеются плоские участки 5 в виде многоугольников, расположенные перпендикулярно продольной оси передачи, соединенные между собой криволинейными участками 6 лент 4. Первые от полумуфт 1 и 2 одноименные плоские участки 5 лент 4 совмещены по контуру и установлены в пакеты, которые закреплены на полумуфтах 1 и 2, для чего в последних выполнены углубления 7 в виде многоугольников тех же размеров, что и многоугольные плоские участки 5. Между первым и последующими плоскими участками 5 лент 4 в пакетах установлены прокладки 8, жестко закрепленные на полумуфтах 1 и 2 элементами крепежа звена 3. Прокладки 8 смещают каждую последующую ленту 4 в осевом направлении, обеспечивая тем самым гарантированный зазор "S" между ними (см. фиг.1).

На чертежах изображен вариант исполнения карданной передачи, у которой количество лент равно трем, а продольные плоскости симметрии криволинейных участков 6 расположены под углом 120 градусов друг к другу.

Карданная передача работает следующим образом.

Крутящий момент с ведущего вала через полумуфту 1, упругое звено 3 и полумуфту 2 передается ведомому валу. На упругом промежуточном звене 3 происходит равномерное распределение радиальных усилий на ленты 4, что обеспечивает сохранение постоянства направления передаваемого момента. При превышении передаваемого крутящего момента над допускаемым происходит смещение полумуфт 1 и 2 относительно друг друга в радиальном направлении, в этом случае в местах изгиба лент 4 происходит сближение лент 4, но наличие прокладок 8, обеспечивающих зазор "S" между лентами 4, не допускает контакта лент между собой и, следовательно, их истирания.

Таким образом, благодаря установке между лентами прокладок в процессе работы ленты не контактируют между собой, не происходит их интенсивное истирание.

Класс F16D3/72 прикрепленными к полумуфтам, имеющим зазор в осевом направлении

компенсирующая муфта привода -  патент 2347121 (20.02.2009)
компенсирующая муфта -  патент 2298708 (10.05.2007)
муфта звукоизолирующая -  патент 2285829 (20.10.2006)
муфта упругая -  патент 2285828 (20.10.2006)
Наверх