спускаемый космический аппарат

Классы МПК:B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Центральное специализированное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1993-10-26
публикация патента:

Использование: в космической технике, для обеспечения ввода в действие парашютной системы спускаемого космического аппарата (СКА). Сущность изобретения: СКА содержит корпус с теплозащитным покрытием, парашютный контейнер с парашютной системой, крышку парашютного контейнера (КПК), систему отделения КПК и чехол с вытяжным парашютом, при этом КПК выполнена в виде кольца донной части корпуса с центральным окном, диаметр которого не превышает половины наружного диаметра крышки. При срабатывании системы отделения КПК отделяется от корпуса СКА в направлении набегающего потока (вдоль центральной продольной оси СКА), не вызывая существенных возмущений углового положения СКА, причем симметричная форма КПК обеспечивает устойчивость ее движения в потоке, а облегченное ее исполнение (за счет меньшей толщины теплозащитного покрытия в донной части корпуса СКА и центрального окна) дает большую скорость отделения КПК, в результате чего происходит более надежное извлечение из парашютного контейнера чехла с парашютом и ввод парашюта в поток. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Спускаемый космический аппарат, содержащий корпус с теплозащитным покрытием, парашютный контейнер с парашютной системой, прикрепленную и отделяемую посредством системы отделения крышку парашютного контейнера, а также связанный с крышкой чехол с вытяжным парашютом, отличающийся тем, что крышка парашютного контейнера выполнена в виде кольца донной части корпуса с теплозащитным покрытием, концентричного точке пересечения плоскости указанного кольца с продольной осью данного корпуса, причем диаметр выполненного в крышке центрального окна не превышает половины наружного диаметра крышки парашютного контейнера.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике и предназначено для обеспечения ввода в действие парашютной системы спускаемого космического аппарата (СКА).

Ближайшим аналогом изобретения является СКА, содержащий корпус с теплозащитным покрытием (ТЗП), парашютный контейнер с парашютной системой, прикрепленную и отделяемую посредством системы отделения крышку парашютного контейнера (КПК), а также связанный с крышкой чехол с вытяжным парашютом (см. Елисеев А.С. Техника космических полетов. М. Машиностроение, 1983, с. 28, 253-254).

Недостатком данного СКА является то обстоятельство, что отделение КПК происходит по нормали к боковой поверхности аппарата, и суммарная сила от системы отделения действует со значительным эксцентриситетом относительно центра масс СКА. Ввиду этого СКА получает значительные угловые возмущения, теряя заданную ориентацию, вследствие чего ухудшаются условия срабатывания вытяжного парашюта и возможно его запутывание, чем снижается надежность работы СКА.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности работы парашютной системы СКА.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном СКА крышка парашютного контейнера выполнена в виде кольца донной части корпуса с ТЗП, концентричного точке пересечения плоскости указанного кольца с продольной осью данного корпуса, причем диаметр выполненного в крышке центрального окна не превышает половины наружного диаметра КПК.

На чертеже показан СКА, содержащий корпус 1 с ТЗП, парашютный контейнер 2 с парашютной системой, систему отделения 3, КПК 4, чехол 5 с вытяжным парашютом.

СКА, согласно изобретению, работает следующим образом.

На заданной высоте срабатывает система отделения 3, отделяя от корпуса 1 КПК 4, которая извлекает из парашютного контейнера 2 чехол 5 с вытяжным парашютом, вводит его в набегающий поток, затем снимает чехол 5 с вытяжного парашюта последний наполняется воздухом и обеспечивает торможение СКА.

В процессе работы парашютной системы СКА увеличивается скорость отделения КПК при сохранении энергии действия системы отделения, повышается надежность безударного отделения КПК за счет центрального окна и меньшей толщины ТЗП в донной части корпуса (по сравнению с боковой поверхностью). Кроме того, повышаются устойчивость КПК и величина аэродинамической силы, действующей на КПК и обеспечивающей ввод в действие вытяжного парашюта за счет придания КПК симметричной формы (вдоль набегающего потока), а также исключаются или резко снижаются угловые возмущения СКА, т.к. крышка отделяется по продольной оси СКА, проходящей через центр масс.

Экспериментальные исследования показали, что выполнение в КПК центрального окна с диаметром не более половины наружного диаметра этой крышки не ухудшает аэродинамические характеристики сплошной КПК с теми же габаритными размерами.

Класс B64G1/62 системы для возвращения в атмосферу земли; устройства для торможения и посадки

развертываемое тормозное устройство для спуска в атмосфере планет -  патент 2528506 (20.09.2014)
посадочное устройство космического корабля -  патент 2521451 (27.06.2014)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
способ применения парашютной системы для спасения отработанных ступеней ракет-носителей или их частей и спускаемых космических аппаратов -  патент 2495802 (20.10.2013)
способ управления спуском космического аппарата в атмосфере планет -  патент 2493059 (20.09.2013)
возвращаемый аппарат космического корабля -  патент 2458830 (20.08.2012)
многоразовый ракетно-авиационный модуль и способ его возвращения на космодром -  патент 2442727 (20.02.2012)

разъемное устройство транзитной пневмогидравлической магистрали в стыке разделяемых частей космического объекта и способ его сборки -  патент 2441822 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2441821 (10.02.2012)
способ управления движением активного космического объекта, стыкуемого с пассивным космическим объектом -  патент 2440281 (20.01.2012)
Наверх