топливный бак

Классы МПК:B64D37/00 Устройства, связанные с подачей топлива к силовой установке
Патентообладатель(и):Яруллин Загир Шайхуллович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-12-25
публикация патента:

Использование: в авиационной технике. Сущность изобретения: топливный бак включает емкость для топлива, систему подачи топлива в бак, топливомер, системы откачки топлива из бака, дренажа, защиты бака от вытекания топлива при разгерметизации, аварийного слива топлива, противопожарную систему. В отсек пола введен мягкий тонкостенный бак, а система защиты от вытекания топлива при повреждениях бака выполнена путем установки пенорезины в пространство между двойной обшивкой отсека. Мягкий бак выполнен с изменяемой формой и габаритными размерами, например, путем введения гофра. Система подачи топлива в бак совмещена с системой откачки топлива из бака в топливную систему аппарата. Внутри отсека пола, при отсутствии топлива, внутри мягкого бака установлен заполнитель, имеющий наружный контур формы внутреннего контура мягкого бака. Заполнитель выполнен из мягкого, пористого, легкосжимаемого топливостойкого материала. Он выполнен с уступами для захода и размещения гофрированных участков мягкого бака с изменяемыми формами и габаритными размерами. Заполнитель снабжен съемным элементом - пробкой, а в нижней части он выполнен с выемкой. Система аварийного слива топлива выполнена с отверстием в нижней части отсека пола под бак для входа выступа мягкого бака, в который изнутри вставляется пробка. У системы аварийного слива топлива предусмотрено устройство для срезания выступающей части мягкого бака и пробки, например, с помощью ножа, смонтированного в наружной части бака и приводимого в движение от цилиндра, причем это устройство закрыто кожухом, который имеет отверстие с направляющей отбортовкой для выхода срезанных участков мягкого бака и пробки, при этом в отверстие в кожухе от попадания снега, воды заклеивается тканью, которая в аварийной ситуации срывается под давлением топлива. Пробка выполнена из пластмассового топливостойкого материала, легко поддающегося резанию. 16 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Топливный бак, содержащий емкость, образованную обшивкой отсека пола летательного аппарата, устройство подачи топлива в емкость, топливомер, устройства откачки топлива из емкости, устройства дренажа, откачки отстоя, защиты емкости от вытекания топлива при разгерметизации, защиты от взрыва паров топлива при разгерметизации, аварийного слива топлива, противопожарные устройства, отличающийся тем, что он снабжен установленным в отсеке мягким тонкостенным баком, а между двойной обшивкой отсека установлена пенорезина.

2. Бак по п.1, отличающийся тем, что пенорезина, установленная по бортам и снизу бака, выполнена съемной.

3. Бак по п.1, отличающийся тем, что элементы устройства подачи топлива в бак, дренажа, откачки, отстоя, откачки топлива из бака, топливомер размещены на съемной крышке бака, а мягкий бак выполнен с верхним закрепительным фланцем и нижним выступом с внутренней пробкой для аварийного слива топлива в воздухе.

4. Бак по п.1, отличающийся тем, что мягкий бак снабжен гофрированными элементами для изменения формы габаритных размеров.

5. Бак по п.1, отличающийся тем, что мягкий бак выполнен из однородного топливостойкого материала.

6. Бак по п. 1, отличающийся тем, что фланцы мягких баков и окантовки люков, устройства аварийного слива топлива в воздухе, крышки люков с узлами унифицированы.

7. Бак по п.1, отличающийся тем, что он снабжен противопожарной системой, например, состоящей из коллекторов с отверстиями для подачи огнегасящего вещества.

8. Бак по п.1, отличающийся тем, что он снабжен газонепропускающим материалом, например пенорезиной в пленке, размещенной между слоями настила пола.

9. Бак по п.1, отличающийся тем, что он снабжен заполнителем, установленным внутри мягкого бака и выполненным с наружным контуром, повторяющим внутренний контур мягкого бака.

10. Бак по п.1, отличающийся тем, что заполнитель выполнен из мягкого, пористого, легкосжимаемого топливостойкого материала, например из эластичного пенополиуретана.

11. Бак по п.1, отличающийся тем, что заполнитель выполнен с уступами для захода и размещения гофрированных участков бака с изменяемыми формами и габаритными размерами.

12. Бак по п.1, отличающийся тем, что заполнитель снабжен съемным элементом, например пробкой, и в нем выполнены отверстия для размещения монтируемых на крышке бака элементов.

13. Бак по п.1, отличающийся тем, что заполнитель в нижней части выполнен с выемкой.

14. Бак по п.1, отличающийся тем, что устройство подачи топлива в бак снабжено перекрывными кранами для возможности автономного отключения устройства подачи топлива каждого бака и для совмещения с устройством откачки топлива из бака.

15. Бак по п.1, отличающийся тем, что устройство аварийного слива топлива снабжено пробкой и выполнено с отверстием в нижней части отсека пола под бак для входа выступа, выполненного в мягком баке, в котором изнутри вставлена пробка.

16. Бак по п.1, отличающийся тем, что устройство аварийного слива топлива снабжено устройством для срезки выступающей части мягкого бака и пробки, например, с помощью подвижного ножа, смонтированного в наружной части бака и прикрытого кожухом, имеющим канал с направляющей отбортовкой для выхода срезанных участков мягкого бака и пробки, при этом канал закрыт материалом.

17. Бак по п.1, отличающийся тем, что пробка устройства аварийного слива топлива выполнена из пластмассового топливостойкого легко поддающегося резанию материала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к топливным бакам, размещенным в поду летательного аппарата, например самолета.

Известен топливный бак, содержащий емкость, образованную обшивкой отсека пола летательного аппарата, устройство подачи топлива в емкость, топливомер, устройства откачки топлива из емкости, устройства дренажа, откачки отстоя, защиты емкости от вытекания при разгерметизации, аварийного слива топлива, противопожарные устройства [1]

Недостатком такой системы является ее сложность.

Технической задачей является обеспечение удобства герметизации бака и сокращение ее цикла, тем самым сокращение цикла сборки изделия при изготовлении, а также сроков выполнения работ во время ремонтов.

Техническая задача достигается тем, что топливный бак, содержащий емкость, образованную обшивкой отсека пола летательного аппарата, устройство подачи топлива в емкость, топливомер, устройства откачки топлива из емкости, устройства дренажа, откачки отстоя, защиты емкости от вытекания при разгерметизации, защиты от взрыва паров топлива при разгерметизации, аварийного слива топлива, противопожарные устройства, снабжен установленным в отсеке мягким тонкостенным баком, а между двойной обшивкой отсека установлена пенорезина.

При этом пенорезина, установленная по бортам и снизу бака, выполнена съемной.

Кроме того, элементы устройства подачи топлива в бак, дренажа, откачки отстоя, откачки топлива из бака, топливомер, размещены на съемной крышке бака, а мягкий бак выполнен с верхним закрепительным фланцем и нижним выступом с внутренней пробкой для аварийного слива топлива в воздухе.

Пенорезина, установленная по бортам и снизу бака, выполнена съемной.

Кроме того, мягкий бак выполнен из однородного топливостойкого материала.

Фланцы мягких баков и окантовки люков, устройства аварийного слива топлива в воздухе, крышки люков с узлами унифицированы.

Топливный бак снабжен противопожарной системой, например, состоящей из коллекторов с отверстиями для подачи огнегасящего вещества.

Он снабжен также газонепропускающим материалом, например пенорезиной в пленке, размещенной между слоями настила пола.

Кроме того, топливный бак снабжен заполнителем, установленным внутри мягкого бака и выполненным с наружным контуром, повторяющим внутренний контур мягкого бака.

Заполнитель топливного бака выполнен из мягкого пористого легкосжимаемого топливостойкого материала, например из эластичного пенополиуретана.

Заполнитель выполнен с уступами для захода и размещения гофрированных участков мягкого бака с изменяемыми формами и габаритными размерами.

Заполнитель снабжен съемным элементом, например пробкой, и в нем выполнены отверстия для размещения монтируемых на крышке бака элементов.

А в нижней части заполнитель выполнен с выемкой.

Техническая задача достигается также тем, что устройство подачи топлива в бак снабжено перекрывными кранами для возможности автономного отключения устройства подачи топлива каждого бака и для совмещения с устройством откачки топлива из бака.

Устройство аварийного слива топлива снабжено пробкой и выполнено с отверстием в нижней части отсека пола под бак для входа выступа, выполненного в мягком баке, в котором изнутри вставлена пробка.

Кроме того, устройство аварийного слива топлива в воздухе из бака снабжено устройством для срезки выступающей части мягкого бака и пробки, например, с площадью подвижного ножа, смонтированного в наружной части бака и прикрытого кожухом, имеющим канал с направляющей отбортовкой для выхода срезанных участков мягкого бака и пробки, при этом канал закрыт материалом.

При этом пробка выполнена из пластмассового топливостойкого легко поддающегося резанию материала.

На чертеже дано сечение топливного бака, размещенного в полу летательного аппарата, например вертолета.

Топливный бак включает в себя отсек пола, имеющий в нижней части пространство между двумя обшивками 1 и 2, куда уложена пенорезина 3, пенорезины 4, 5 уложены соответственно между обшивками 6 и 7, 8 и 9.

В верхней части между настилами 10 и 11 уложен газонепропускающий материал 12, например пенорезина в пленке. Настил 10 выполнен съемным. Предусмотрены крышки 13 и 14, между которыми также есть пенорезина 15. На внутренней крышке закреплены трубопровод системы подачи топлива в бак, состоящий из трубы 16, угольника 17, трубы 18. Последняя для обеспечения снятия крышки выполнена с разъемом, переходит к общему топливопроводу от всех баков, подключаемому посредством перекрывного крана при подаче топлива в бак (баки) к заливной горловине, отключением посредством другого перекрывного крана от топливной системы аппарата, а после заправки бака (баков), подключением его посредством перекрывного крана к топливной системе аппарата, отключением заливной горловины. Таким образом, система подачи топлива в бак совмещена с системой откачки топлива из бака в топливную систему аппарата.

На крышке закрепляются топливомер, элементы системы откачки, отстоя, дренажа, которые на чертеже не показаны.

Внутри отсека установлен мягкий тонкостенный бак 19, который в верхней части фланцем прикреплен к окантовке 20 люка, в нижней части имеет выступ 21 под устройство для аварийного слива топлива в воздухе.

С целью обеспечения возможности установки одного и того же мягкого бака в любой отсек пола, который может иметь ряд отсеков различной длины под топливные баки, тем самым уменьшения количества типо-размеров мягких баков для создания минимального обменного фонда при ремонтах их, мягкий бак выполнен с изменяемыми формой и габаритными размерами, например, путем введения гофра 22. При этом люки баков, с координатами их размещения, фланцы мягких баков окантовки люков, устройства для аварийного слива топлива, крышки люков с узлами унифицированы. Мягкий бак 19 выполнен из топливостойкого однородного материала, например из полиэтилена и других.

С целью обеспечения сохранения формы мягкого бака внутри отсека пола при отсутствии топлива внутри мягкого бака установлен заполнитель 23, имеющий наружный контур формы внутреннего контура мягкого бака.

С целью предотвращения взрыва паров топлива в случае разгерметизации надтопливного пространства бака внутри бака заполнитель является заменителем нейтрального газа и выполнен из мягкого пористого, легкосжимаемого (чтобы легче было пропустить через люки), топливостойкого материала, например, из эластичного пенополиуретана.

Заполнитель выполнен с выемкой в нижней части 24 и ответным уступом 25 под выступ 22 мягкого бака.

С целью обеспечения удобства укладки внутри бака в нем предусмотрен съемный участок 26 типа пробки в районе люка, причем в нем выполнены отверстие 27 под трубопровод 16 и гнезда для размещения монтируемых на крышке элементов.

Противопожарная система бака состоит из коллекторов 28, 29 с отверстиями для подачи огнегасящего вещества из противопожарной системы аппарата.

В нижней части отсека пола под бак выполнено отверстие 30.

С целью разгерметизации бака для аварийного слива топлива предусмотрено устройство для среза выступающей части 21 мягкого бака и пробки 31, например с помощью ножа 32, смонтированного в наружной части бака и приводимого в движение от цилиндра 34, с направляющей отбортовкой 35 для выхода срезанных участков мягкого бака и пробки, при этом отверстие в кожухе от попадания снега, воды заклеивается тканью 36, которая в аварийной ситуации срывается под давлением топлива. Пробка 31 выполнена из пластмассового топливостойкого материала, легко поддающегося резанию.

Для монтажа бака необходимо уложить пенорезины 3, 4, 5, смонтировать коллекторы 28, 29, при снятых крышках 13 и 14, сняв настил 10, уложить пенорезину 12, установить настил 10, вставить мягкий бак 19, установить заполнитель 23, затем направить выступ 21 мягкого бака в отверстие 30 отсека пола, вставить пробку 31 в выступ мягкого бака, установить пробку 26. После этого необходимо герметично закрепить крышку 14 с элементами 16, 17, 18 трубопровода заправки и откачки топлива, подсоединить разъем трубы 18 к общему трубопроводу заправки и откачки топлива из всех баков, установить крышку 13, уложив пенорезину 15, и произвести испытание топливной системы на герметичность.

Класс B64D37/00 Устройства, связанные с подачей топлива к силовой установке

одноступенчатая ракета-носитель -  патент 2518499 (10.06.2014)
циклонный сепаратор -  патент 2515599 (20.05.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
топливный бак двигательной установки летательного аппарата -  патент 2507129 (20.02.2014)
панель обшивки воздушного судна с ультразвуковым датчиком -  патент 2507128 (20.02.2014)
топливный бак летательного аппарата -  патент 2507127 (20.02.2014)
система наддува топливного бака -  патент 2502644 (27.12.2013)
топливный бак летательного аппарата -  патент 2497724 (10.11.2013)
способ эксплуатации системы управления подачей топлива воздушного судна -  патент 2495798 (20.10.2013)
способ сопровождения боевых самолетов канцера -  патент 2495472 (10.10.2013)
Наверх