летательный аппарат

Классы МПК:B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Шолохов Альберт Всеволодович,
Сенин Константин Викторович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-07-08
публикация патента:

Использование: изобретение относится к авиационной технике. Сущность изобретения: летательный аппарат содержит корпус и систему создания подъемной силы, включающую генератор газового потока. Система создания подъемной силы имеет множество элементов, выполненных в виде короба, соединенного с генератором газового потока и имеющего щелевое сопло, в котором расположена поворотная пластина. 2 с. и 3 з. п. ф-лы, 15 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15

Формула изобретения

1. Летательный аппарат, включающий корпус и систему создания подъемной силы, включающую генератор газового потока, подаваемого на аэродинамическую поверхность корпуса аппарата, отличающийся тем, что система создания подъемной силы имеет множество элементов, каждый из которых выполнен в виде короба, соединенного с генератором газового потока и образованного глухими нижней, передней и двумя боковыми стенками и верхней стенкой, состоящей из горизонтальной и наклонной частей, на стыке которых имеется щелевое сопло, в котором расположена поворотная пластина.

2. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что поворотная пластина шарнирно прикреплена к обрезу наклонной части верхней стенки короба элемента создания подъемной силы.

3. Аппарат по п.1 или 2, отличающийся тем, что каждый элемент создания подъемной силы соединен с генератором газового потока со стороны одной из боковых стенок, а между нижней стенкой и наклонной частью верхней стенки установлена сетка для выравнивания потока газа.

4. Аппарат по любому из пп.1 3, отличающийся тем, что смежные элементы системы создания подъемной силы установлены с образованием между наклонной частью верхней стенки одного из элементов и передней стенкой смежного с ним элемента щелевого сопла.

5. Аппарат по п.1, отличающийся тем, что наклонная часть верхней стенки состоит из нескольких уступов, соединенных друг с другом с образованием на стыках щелевых сопл с поворотными пластинами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам тяжелее воздуха.

Современные типы летательных аппаратов обладают известными недостатками. Так, самолет требует для своего старта и посадки значительной длины взлетной полосы, а высокая скорость при посадке делает ее небезопасной, в свою очередь взлет и посадка вертолета может производиться вертикальной, но требует больших энергозатрат.

Известен самолет вертикального и укороченного взлета и посадки [1] имеющий фюзеляж с комплектом крыльев, смещенных относительно друг друга по длине и высоте фюзеляжа; вентиляторы в кольцевом обтекателе, которые расположены в одном из комплектов крыльев и снабженные регулируемым щелевым кожухом, посредством которого движение воздуха используется для управления самолетом в режиме зависания или при переходе между зависанием и горизонтальным полетом. Когда щелевое устройство закрыто, то крылья становятся аэродинамическими несущими поверхностями в горизонтальном полете.

Однако указанный аппарат имеет такие недостатки, как мая грузоподъемность, низкий КПД, сложность управления и эксплуатации.

Известен также летательный аппарат тяжелее воздуха, выбранный в качестве прототипа [2] содержащий генераторы газового потока, подающие его на аэродинамическую поверхность, создавая при этом подъемную силу. Подъем в высоту и горизонтальный полет осуществляются модулированием этого газового потока.

Задачей изобретения является расширение возможностей управления подъемной силой летательного аппарата тяжелее воздуха с генераторами газового потока, подаваемого на аэродинамическую поверхность.

Решение указанной задачи основано на изменении взаимной ориентации генерируемого газового потока и аэродинамической поверхности и обеспечивается тем, что в летательном аппарате система создания подъемной силы образована множеством элементов, каждый из которых выполнен в виде короба, соединенного с генератором газа и имеющего глухие нижнюю, переднюю и две боковые стенки и верхнюю стенку, состоящую из двух частей, горизонтальной и наклонной, на стыке которых выполнено щелевое сопло с поворотной пластиной. Последняя шарнирно закреплена на обрезе наклонной части верхней стенки короба. Каждый элемент создания подъемной силы соединен с генератором газового потока со стороны одной из боковых стенок, а внутри короба имеется сетка для выравнивания газового потока, расположенная на его пути к щелевому соплу.

Смежные элементы создания подъемной силы установлены с образованием щелевых сопел между передней стенкой одного из них и наклонной частью верхней стенки другого элемента.

Кроме того, каждый элемент создания подъемной силы может иметь наклонную часть верхней стенки, выполненной из нескольких уступов, между которыми образуются щелевые сопла с расположенными в них поворотными пластинами.

В описании изобретения могут встречаться следующие сокращения:

ЛА летательный аппарат,

ССПС система создания подъемной силы,

ЭПС элемент системы создания подъемной силы.

На фиг. 1 показан ЛА в предстартовом положении (или после посадки), вид спереди; на фиг. 2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 то же, вид сверху; на фиг. 4 то же, вид снизу; на фиг. 5 поперечное сечение ССПС; на фиг. 6 схема расположения воздуховодов ЭПС; на фиг. 7 соединение компрессора с воздуховодом; на фиг. 8 ЭПС; на фиг. 9 ЭПС с улучшенными обводами; на фиг. 10 положение ЭПС в режиме подлипания; на фиг. 11 положение ЭПС в рабочем режиме; на фиг. 12 схема расположения двигателей управления; на фиг. 13 - иллюстрация к определению подъемной силы; на фиг. 14 устройство с двухэтажным расположением ЭПС; на фиг. 15 устройство с трехэтажным расположением ЭПС.

Предлагаемый летательный аппарат (фиг. 1-4) содержит корпус 1 с системой создания подъемной силы 2, посадочное устройство 3, маршевые двигатели 4 и 5, а также систему 6 и 7 двигателей управления (также фиг. 12).

Система создания подъемной силы 2 содержит генератор воздуха высокой энергии, выполненный в виде компрессоров 8 и 9 (фиг. 4) и заборных устройств 10 и 11, а также 28 и 29 (фиг. 3). Кроме того, в состав системы 2 входят n последовательно размещенных элементов создания подъемной силы 12 (фиг. 5), соединенных с компрессорами 8 и 9 воздуховодами 13 и 14 (фиг. 6 и 7). Ребра 15 (фиг. 3) объединяют ЭПС 12 в единую конструкцию.

Каждый элемент создания подъемной силы 12 (фиг. 8 и 9) содержит нижнюю горизонтально ориентированную стенку 16, боковые направляющие стенки 11, верхнюю стенку, состоящую из горизонтально ориентированной части 18, и второй, ориентированной под заданным углом, части 19. Боковые вертикальные стенки 20 и 21 замыкают пространство элемента создания подъемной силы, образуя короб 22. К одной из боковых стенок (20, фиг. 8) короба 22 подсоединен воздуховод 13.

Во внутреннем объеме ЭПС располагается поворотная пластина 23 и уравнивающая поток сетка 24.

Кромки стенок 18 и 19 образуют между собой щелевое отверстие 25, а поверхность поворотной пластины 23 образует с внутренней стороной стенки 18 щелевое сопло 26.

Внешняя поверхность стенки 19 является аэродинамической поверхностью, на которой при определенных условиях создается подъемная сила. Эта же поверхность в совокупности с боковой стенкой 17 смежного ЭПС образует второе щелевое сопло.

Перед стартом ЛА пластины 23 элементов создания подъемной силы 12 приводом поворота (не показан) устанавливаются в положение, при котором угол летательный аппарат, патент № 2091271 между плоскостью стенки 19 (фиг. 10) и плоскостью ориентации сопла 26 таков, что

0 < летательный аппарат, патент № 2091271 летательный аппарат, патент № 2091271 летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271. (1)

Причем,

летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271 = 100...150 (2)

Открываются входы воздухозаборных устройств 28 и 29 (фиг. 3 и 6). Приводятся в действие, в режим предварительной работы, компрессоры 8 и 9, и сжатый воздух по воздуховодам 13 и 14 поступает в короба элементов создания подъемной силы.

Рассмотрим работу единичного ЭПС (фиг. 8). Воздух по воздуховоду 13 поступает в полость короба 22 перед решеткой 24 и там его параметры выравниваются. Затем через решетку 24 воздух поступает в пространство перед соплом 26 и в само сопло, откуда выходит в открытое пространство, обдувая внешнюю поверхность стенки 19. Так как для истекающего из сопла 26 потока реализуются условия (1), (2), то имеет место подлипание потока к поверхности стенки 19 (фиг. 10).

После реализации этапа подлипания платины 23 ЭПС снова поворачиваются и устанавливаются в положение (фиг. 11), при котором имеет место выполнение условия:

(летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271+ летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912711) + летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912712 летательный аппарат, патент № 2091271 летательный аппарат, патент № 2091271 > летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271 , (3)

где летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271+ летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912711 угол возникновения подъемной силы на поверхности стенки 19;

летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912711 = 20...50, (4);

(летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271+ летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912711) + летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912712 угол создания максимальной подъемной силы на стенке 19;

летательный аппарат, патент № 2091271.

После этого компрессоры 8 и 9 выводятся на рабочий режим. При этом увеличивается подача воздуха в короба 22, вследствие чего возрастает скорость истечения воздуха из сопла 26. Так как для истекающего из сопла 26 потока реализуется условие (3), то имеет место возникновение подъемной силы на внешней поверхности стенки 19. Одновременно воздух проходит через сопла 27 и система создания подъемной силы оказывается под воздействием реактивных сил истекающего газового потока.

В момент, когда суммарное разрежение над аэродинамическими поверхностями 19 в совокупности с реактивными силами превышает вес аппарата, последний поднимается в воздух.

Стабилизация ЛА осуществляется двигателями 6 и 7.

Горизонтальный полет аппарата осуществляется (фиг. 13) с использованием маршевых двигателей 4 и 5. При этом открываются входы воздуха заборных устройств 10 и 11.

Стабилизация ЛА в полете и управление по курсу осуществляются двигателями 6 и 7.

Посадка предлагаемого ЛА осуществляется следующим образом.

При подлете к месту посадки выключаются маршевые двигатели 4 и 5 и закрываются входы воздухозаборников 10 и 11. Аппарат зависает над местом посадки. С помощью двигателей 6 и 7 корректируется положение ЛА. Включается вертикальная, направленная вниз, тяга двигателей 6 и 7, которая опускает ЛА на место посадки, вплоть до касания посадочной площадки опорным устройством 3. Компрессоры 8 и 9 и система двигателей управления 6 и 7 выключается. Посадка ЛА закончена.

Ниже приводится теоретическое обоснование работы ЭПС.

Внешними по отношению к ЭПС силами являются летательный аппарат, патент № 2091271 (фиг. 14), где летательный аппарат, патент № 2091271 - равнодействующая сил разрежения на аэродинамической поверхности стенки 19, летательный аппарат, патент № 2091271 реактивная сила сопла 27.

Спроектируем силы летательный аппарат, патент № 2091271 на вертикальное направление.

Получим

Fлетательный аппарат, патент № 2091271cosлетательный аппарат, патент № 2091271 + F1= Fn , (6)

где летательный аппарат, патент № 2091271 угол ориентации поверхности стенки 19;

Fn подъемная сила единичного ЭПС.

Выражение (6) показывает желательность для угла a значений, близких к нулю. Однако при малых a трудно создать профиль сопла 27, улавливающий большую часть потока, выходящего из щели 25.

Одним из путей преодоления указанной трудности является создание ССС с многоэтажным расположением ЭПС (фиг. 15 и 16).

Для силы F1, согласно экспериментальным данным, имеем

летательный аппарат, патент № 2091271

где летательный аппарат, патент № 20912710 ширина щелевого отверстия 25 (фиг. 8) на выходе газового потока, м;

Lо длина щелевого отверстия 25, мм;

Vо скорость истечения газового потока из щелевого отверстия 25, м/с;

летательный аппарат, патент № 2091271 плотность атмосферного воздуха, летательный аппарат, патент № 2091271

Величину F1 определим как

F1= летательный аппарат, патент № 20912711летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271v20летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912710летательный аппарат, патент № 2091271L0, (8)

где летательный аппарат, патент № 20912711 доля захваченного соплом 27 потока, исходящего из щели 25 (фиг. 14).

Полагая

летательный аппарат, патент № 2091271

получим

Fn= (летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271cosлетательный аппарат, патент № 2091271 + летательный аппарат, патент № 20912711летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271)летательный аппарат, патент № 2091271v20летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912710летательный аппарат, патент № 2091271L0 (10)

Выбор основных параметров устройства системы подъемной силы (ССС).

При заданном весе G полезной нагрузки аппарата расчет параметров ССС сводится к выбору оптимальных значений летательный аппарат, патент № 20912710 Lо, Vо, позволяющих поднять полезный груз с минимальной затратой мощности. Эта задача сводится к поиску решения уравнения

летательный аппарат, патент № 2091271

где

летательный аппарат, патент № 2091271

N мощность бортовой установки генератора газа.

Исходя из уравнения (10), имеем

(G + Gк) = (летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271cosлетательный аппарат, патент № 2091271 + летательный аппарат, патент № 20912711летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 2091271)летательный аппарат, патент № 2091271v20летательный аппарат, патент № 2091271летательный аппарат, патент № 20912710летательный аппарат, патент № 2091271L0, (13)

где Gк вес конструкции и оборудования ЛА.

Мощность бортовой энергоустановки генератора газа определяется как

летательный аппарат, патент № 2091271

где летательный аппарат, патент № 2091271 КПД установки.

Подставив выражения (14), (13) в (12), получим

летательный аппарат, патент № 2091271

Но

Gк= Gк(G,v0,летательный аппарат, патент № 20912710,L0) , (16)

причем вид зависимости (16) не известен. В силу этого продуктивное использование уравнения (11) не представляется возможным.

В более упрощенном виде имеет место

Gклетательный аппарат, патент № 2091271 летательный аппарат, патент № 20912712летательный аппарат, патент № 2091271G, (17)

где летательный аппарат, патент № 20912712 коэффициент пропорциональности.

Подставив выражения (17) в (13) с использованием (14), (15) получим

летательный аппарат, патент № 2091271

Вид зависимости (18) показывает, что при минимизации величины летательный аппарат, патент № 2091271 для скорости Vо желательны малые значения. Однако ряд обстоятельств обуславливает предел нижней границе Vо, а именно

из уравнения (13) следует, что малые значения параметра Vо (при неизменной величине левой части уравнения) вынуждают увеличивать величины параметров летательный аппарат, патент № 20912710 Lо, что ведет к утяжелению ССС и аппарата в целом;

можно ожидать, что при малых величинах Vо в выходе полета ЛА случайные возмущения внешних воздушных потоков (скорость которых соизмерима с величиной Vо) будут нарушать процесс поддержания разрежения на аэродинамических поверхностях УПС;

как показывают стендовые испытания, даже в отсутствие внешних факторов, при малых скоростях обдува аэродинамических поверхностей (Vо порядка нескольких метров в секунду) поддержание разрешения на аэродинамических поверхностях становится неустойчивым.

Пусть для заданного веса полезной нагрузки G из конструктивных соображений принята величина S площади ССС. Тогда величина параметра Lо определится как

летательный аппарат, патент № 2091271

где летательный аппарат, патент № 2091271 ширина ЭПС (фиг. 14).

Тогда с учетом равенства (13), потребная ширина летательный аппарат, патент № 20912710 сопловой щели определится как

летательный аппарат, патент № 2091271

Литература:

1. Патент США N 4469294, кл. B 64 C 27/22, 1984.

2. Патент США N 4566699, кл. B 64 C 39/06, 1986 прототип.

Класс B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой

самолет вертикального взлета и посадки -  патент 2524318 (27.07.2014)
топливная система беспилотного летательного аппарата -  патент 2523729 (20.07.2014)
летательный аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2521862 (10.07.2014)
летательный аппарат с вертикальным взлетом или посадкой -  патент 2521459 (27.06.2014)
аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2520821 (27.06.2014)
летательный аппарат с двумя воздушными винтами противоположного вращения на вертикальной оси -  патент 2520263 (20.06.2014)
летательный аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2518143 (10.06.2014)
аэродинамический движитель -  патент 2515949 (20.05.2014)
беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2511735 (10.04.2014)
способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (вариант русской логики - версия 2) -  патент 2509034 (10.03.2014)
Наверх