способ контроля остойчивости судна

Классы МПК:B63B39/14 для определения крена или периода качки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Нечаев Юрий Иванович,
Васильева Элеонора Юрьевна
Приоритеты:
подача заявки:
1994-08-18
публикация патента:

Использование: судостроение. Сущность изобретения: способ контроля остойчивости судна заключается в том, что измеряют ординаты процессов волнения и бортовой качки, определяют спектральные плотности и устанавливают соотношение периодов, соответствующих частоте максимумов спектров волнения и бортовой качки. Рассчитывают собственный период бортовой качки и метацентрическую высоту. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении бортовой качки и определении расчетом метацентрической высоты, отличающийся тем, что при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку судна носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении и ординаты процессов волнения и бортовой качки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам контроля остойчивости в условиях эксплуатации судна, и может быть использовано при разработке навигационных экспертных систем.

Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля остойчивости судна, заключающийся в измерении бортовой качки и определении расчетном метацентрической высоты (см. Севастьянов Н.Б. Остойчивость промысловых судов. Л. Судостроение, 1970, с. 187-190).

Однако он не дает достоверной оценки остойчивости судна в условиях эксплуатации при сильном расхождении периодов вынужденных и собственных колебаний.

Техническим результатом изобретения является повышение достоверности оценки остойчивости судна.

Это достигается тем, что в известном способе при определении метацентрической высоты дополнительно измеряют осадку носом и кормой, кажущийся период волны, курсовой угол, скорость судна на нерегулярном волнении и ординаты процессов волнения и бортовой качки.

На чертеже представлена функциональная схема устройства, реализующая данный способ.

Устройство содержит датчик бортовой качки 1, датчики 2 и 3 осадок судна носом и кормой, датчик волнения 4, коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6, интерфейс 7, ЭВМ 8, дисплей 9, принтер 10.

Способ осуществляется следующим образом.

Измеряют период бортовой качки осадки судна носом и кормой, кажущийся период волны и одновременно производят измерение ординат процессов волнения и бортовой качки.

По данным измерений устанавливают:

спектральные плотности волнения S3(способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269) и бортовой качки Sспособ контроля остойчивости судна, патент № 2091269(способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269)

способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269

где Kспособ контроля остойчивости судна, патент № 2091269(способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269) и Kспособ контроля остойчивости судна, патент № 2091269(способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269) корреляционные функции измеренных случайных процессов волнения x(t) и бортовой качки способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269(t); способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269 круговая частота; t временной сдвиг;

периоды колебаний, соответствующие частоте максимумов спектральной плотности волнения и бортовой качки.

способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269

где способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269m и способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269m частоты максимумов кривых спектральной плотности волнения и бортовой качки;

собственный период бортовой качки

способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269

где способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269

способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269 измеренные значения курсового угла, периода и средней амплитуды бортовой качки; способ контроля остойчивости судна, патент № 2091269о период бортовой качки при выходе судна в рейс;

метацентрическая высота

h = B2(0,7487+0,0456В/T-0,000874L)2/ способ контроля остойчивости судна, патент № 20912692с, (3)

где L, B, T главные размерения судна.

Функциональная схема, реализующая способ контроля остойчивости работает следующим образом.

Данные измерений от датчиков 1-4 через коммутатор 5, аналого-цифровой преобразователь 6 и интерфейс 7 поступают для дальнейшей обработки в ЭВМ 8, где осуществляются операции по анализу исходной информации и оценке остойчивости по выражениям (1)-(3), результаты которых демонстрируются с помощью принтера 10.

Класс B63B39/14 для определения крена или периода качки 

автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
устройство для определения углов крена и дифферента подвижных объектов -  патент 2486098 (27.06.2013)
способ прогнозирования движения объекта швартовки -  патент 2459742 (27.08.2012)
способ контроля остойчивости судна на разрушающемся волнении -  патент 2455190 (10.07.2012)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2440912 (27.01.2012)
способ контроля остойчивости судна -  патент 2405712 (10.12.2010)
устройство для измерения угла крена или дифферента плавучего средства на волнении -  патент 2277057 (27.05.2006)
способ контроля остойчивости и скорости судна -  патент 2259301 (27.08.2005)
способ прогнозирования фазового состояния судна -  патент 2221726 (20.01.2004)
Наверх