двухприводная планетарная передача
Классы МПК: | F16H3/72 с вторичным приводом, например с регулирующим двигателем для непрерывного изменения скорости F16H1/28 с зубчатыми колесами, совершающими планетарное движение |
Автор(ы): | Тиманюк В.П., Комендант М.Е., Антоненко В.П., Солодухин В.И. |
Патентообладатель(и): | Сибирский завод тяжелого машиностроения "Сибтяжмаш" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-04-09 публикация патента:
20.09.1997 |
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: двухприводная планетарная передача содержит вал-шестерню, коронное колесо, водило с сателлитами. На водиле закреплены два сателлита. Угол установки сателлитов выбран равным 90o. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Формула изобретения
Двухприводная планетарная передача, содержащая солнечный вал-шестерню, коронное колесо и водило, несущее на осях сателлиты для зацепления с солнечной вал-шестерней и коронным колесом, отличающаяся тем, что на водиле закреплены два сателлита, оси которых расположены по одну сторону оси передач, а угол установки сателлитов выбран равным 90o.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к узлам подъемно-транспортного и общего машиностроения, а именно служит для передачи крутящего момента при передаточных отклонения > 1 от двух электродвигателей в составе привода редуктора в механизмах подъема и т.п. Известны планетарные передачи (редукторы) с одним приводом, находящие применение в общем машиностроении. Недостатком указанного редуктора является невозможность применения двух приводов планетарной передачи, что позволило бы при отказе одного привода работать на другом приводе. Указанный случай имеет место 2-х приводной планетарной передаче, находящей применение в [1] а также в других случаях. Наиболее близкой к предлагаемой планетарной передаче является 2-х приводная планетарная передача (муфта), имеющая применение в редукторах Югославской фирмы "Litostroj" [2]Планетарная муфта (передача) состоит из солнечной (центральной) вал-шестерни, сателлита и водила, выполненного из единой поковки, упрощающей его изготовление, кроме того, в передачу входят опорные подшипники и сопутствующие детали. В планетарной муфте происходит передача крутящего момента, допустимого передачей в определенном соотношении. Когда работают два привода (см. схему 1), крутящий момент двух приводов складывается, причем передаточное отношение на валу водила как от одного привода, так и от второго независимо от положения одинаково, т.е. происходит точное сложение (не учитывая погрешности изготовления передачи) крутящих моментов от каждого привода. В случае остановки одного из приводов (любого) происходит передача крутящего момента от работающего привода с половинной скоростью, с удвоенным передаточным отношением (свойство указанной планетарной передачи муфты, имеющей определенное соотношение зубьев короны, сателлита и центральной - солнечной шестерни). В случае поднятия определенного груза в механизме подъема два привода передачи передают определенный (суммарный) крутящий момент с определенной (суммарной) скоростью подъема. При выходе из строя одного из приводов другой привод передает этот крутящий момент (груз тот же) с половинной скоростью подъема (удвоенное передаточное отношение). Это свойство планетарной муфты широко используется в непрерывных технологических процессах (металлургия, АЭС и др.) при опускании опасных грузов [1]
Недостатком этой муфты (передачи) является ограниченная возможность передачи большего крутящего момента от привода(ов). Целью изобретения является устранение указанного недостатка 2-х приводной планетарной передачи. Поставленная цель достигается тем, что в известной передаче, содержащей солнечную (центральную) вал-шестерню, корону и водило, выполненное из единой поковки, согласно изобретению, на водиле закреплены два сателлита, входящие в зацепление с солнечной вал-шестерней с одной стороны и короной с другой стороны, причем оси сателлитов расположены по одну сторону относительно горизонтальной оси по условию соседства и размещения, а число зубьев короны кратно 4-м. Предлагаемая передача изображена на фиг.1 общий вид; на фиг.2 водило в сборе; на фиг.3 поперечный разрез водила в сборе; на фиг.4 - кинематическая схема 2-х приводной планетарной передачи. Планетарная передача содержит водило в сборе 1 (фиг.2), состоящее из собственно водила 2, выполненного из единой поковки. Водило 2 состоит из полого вала "а", вала "б", противовеса "в", четырех проушин "г". Водило в сборе 1 содержит два радиально-сферических подшипника 7, с помощью которых передача устанавливается в корпусе закрытого редуктора (не показано), двух осей 8, на подшипниках 9 которых установлены два сателлита 6, размещенные ассиметрично относительно оси X-X тела водила 2 согласно условию соседства, причем необходимо для данной конструкции, чтобы угол =90o. Планетарная передача состоит из водила в сборе 1, насаженной на подшипники 14 короны 10, имеющей внутреннее и наружное зацепление (рис.1, 4), причем число внутренних зубьев короны 10 выполнено кратным 4, а число наружных зубьев должно быть таким, чтобы обеспечить одинаковое передаточное число точно от обоих приводов исходя из кинематического и геометрического расчета силовой цепи из приводов; входящей в зацепление с солнечной (центральной) вал-шестерней 11, установленной на подшипниках 12, передача закреплена крышками 13, причем крутящий момент с вала водила "б" посредством шестерни 15 передается по силовой цепи на грузоподъемный барабан (не показано). Работает планетарная передача следующим образом: от электродвигателя(ей) рис. 1, 4) через солнечную (центральную) шестерню 11 крутящий момент передается через зубчатое зацепление на сателлиты 6 (их два) и связанную с ними корону 10, далее через оси 8 сателлитов 6 посредством проушин "г" (их - четыре) на вал "б" водила 2, далее через зубчатое зацепление насаженной шестерни 15 по силовой цепи на грузоподъемный барабан (не показано). Преимущество указанного устройства: увеличение возможности передачи большего крутящего момента от привода(ов) или увеличения надежности передачи при заданном крутящем моменте.
Класс F16H3/72 с вторичным приводом, например с регулирующим двигателем для непрерывного изменения скорости
Класс F16H1/28 с зубчатыми колесами, совершающими планетарное движение