подводный аппарат и способ его буксировки

Классы МПК:B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам
B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество закрытого типа "Наутилус"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-04-20
публикация патента:

Использование: изобретение относится к судостроению, а более конкретно - к эксплуатации судов при доставке их к месту эксплуатации. Сущность изобретения состоит в том, что подводный аппарат содержит обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью, скулы днищевой части выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности, а обводы носовой оконечности между линиями скул днищевой части сопряжены с обводами последней сломом. Кроме того, сущность изобретения при реализации способа заключается в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата, в процессе установки подводного аппарата перед началом движения подводный аппарат ориентируют кормой вперед по ходу движения, при этом после начала движения под днищем буксируемого подводного аппарата в диапазоне скоростей буксировки от 10 до 30 узлов в зоне кормовой оконечности создают динамическую подъемную силу, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Подводный аппарат, содержащий обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью, отличающийся тем, что у него скулы днищевой части выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности, а обводы носовой оконечности между линиями скул днищевой части сопряжены с обводами последней сломом.

2. Способ буксировки подводного аппарата, заключающийся в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата, отличающийся тем, что в процессе установки подводного аппарата перед началом движения подводный аппарат ориентируют кормой вперед по ходу движения, при этом после начала движения под днищем буксируемого подводного аппарата в диапазоне скоростей буксировки 10 30 узлов в зоне кормовой оконечности создают динамическую подъемную силу, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой.

Описание изобретения к патенту

Группа изобретений относится к судостроению, а более конкретно к эксплуатации судов при доставке их к месту эксплуатации.

Известен подводный аппарат, содержащий обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью [1]

Однако он обладает пониженными эксплуатационными качествами.

Известен способ буксировки подводного аппарата, заключающийся в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата [2]

Однако такой способ не позволяет обеспечивать высокие эксплуатационные качества буксировки аппаратов.

Технический результат от внедрения группы изобретений состоит в повышении эксплуатационных качеств аппарата и в разработке способа его буксировки, обеспечивающего его повышенные эксплуатационные качества.

При реализации объекта изобретения устройства этот технический эффект достигается тем, что подводный аппарат содержит обтекаемый наружный корпус с остроскулой днищевой частью, скулы днищевой части выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности, а обводы носовой оконечности между линиями скул днищевой части сопряжены с обводами последней сломом.

При реализации объекта изобретения способа этот технический эффект достигается тем, что способ буксировки подводного аппарата заключается в том, что сначала буксируемый подводный аппарат располагают за кормой судна-буксира, после этого судно-буксир и подводный аппарат соединяют между собой с помощью буксирного троса, а после доставки подводного аппарата в заданный район судно-буксир отсоединяют от подводного аппарата, в процессе установки подводного аппарата перед началом движения подводный аппарат ориентируют кормой вперед по ходу движения, при этом после начала движения под днищем буксируемого подводного аппарата в диапазоне скоростей буксировки от 10 до 30 узлов в зоне кормовой оконечности создают динамическую подъемную силу, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой.

Предлагаемая группа изобретений поясняется чертежами, на которых на фиг. 1 изображен общий вид описываемого подводного аппарата; на фиг.2 изображен разрез по А-А фиг.1; на фиг.3 изображен разрез по Б-Б фиг.2.

Предлагаемый подводный аппарат имеет прочный корпус 1, заключенный в обтекаемый наружный корпус 2. Днищевая часть "a" корпуса 2 ограничена линиями острых скул "b", которые выполнены с подъемом в сторону кормовой оконечности. В носовой части аппарата днищевая часть "а" между линиями скул "b" ограничена сломом "c", которым обводы носовой оконечности между линиями скул "b" сопряжены с обводами днищевой части "a". В кормовой части наружного корпуса 2 расположены движители 3. Буксирный рым 4, расположенный в корме аппарата, предназначен для закрепления на нем буксирного троса 5.

Перед буксировкой подводный аппарат устанавливают кормой в направлении движения и прикрепляют к судну-буксиру за его кормой с помощью буксирного троса 5, присоединенного к буксирному рыму 4. После начала движения со скоростью буксировки, равной 10.30 узлов, глиссирующие поверхности днищевой части "a" между линиями скул "b" приобретают угол атаки и создают подъемную силу, уменьшающую осадку аппарата и тем самым снижающую буксировочное сопротивление, а в зоне носовой оконечности создают отрывное обтекание корпуса водой. При этом слом обводов "с" увеличивает подъемную силу под прочным корпусом 1, облегчая выход на глиссирование.

Использование предлагаемой группы изобретений позволяет:

существенно повысить скорость буксировки подводного аппарата в надводном положении (вместо обычных 4.5 узлов до 30 узлов);

существенно повысить эффективность использования подводного аппарата за счет значительного сокращения времени нахождения аппарата в пути от базы размещения до места погружения и обратно;

сократить расход горючего двигательной установкой судна-буксира и сократить износ этой установки за счет снижения ее нагрузки.

Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам

способ монтажа зонального блока в отсеке судна -  патент 2527251 (27.08.2014)
способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов -  патент 2526399 (20.08.2014)
способ возведения железобетонного палубного перекрытия с большим пролетом -  патент 2522712 (20.07.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
морская гравитационная платформа -  патент 2512783 (10.04.2014)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
плавучая топливозаправочная станция, цистерна для плавучей топливозаправочной станции и способ изготовления плавучей топливозаправочной станции -  патент 2489304 (10.08.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
способ сборки конструкции судна с металлическим корпусом -  патент 2486097 (27.06.2013)
способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна -  патент 2483965 (10.06.2013)

Класс B63B3/13 корпуса, рассчитанные на гидростатическое давление, при полном их погружении в воду, например корпуса подводных лодок 

Наверх