тележка грузового вагона

Классы МПК:B61F5/00 Конструктивные элементы тележек; соединения между тележками и рамами; устройства, регулирующие положение или допускающие самоустановку колесных осей и тележек при движении по криволинейным участкам пути
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Днепропетровский государственный технический университет железнодорожного транспорта (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1994-12-14
публикация патента:

Использование: в конструкциях железнодорожных тележек. Сущность изобретения: тележка содержит боковые рамы, колесные пары с буксами, надрессорную балку, которая соединена с боковыми рамами при помощи фрикционных планок, которые жестко прикреплены к колонкам боковых рам и выполнены двугранно выпуклыми в плане и взаимодействуют с планками фрикционных башмаков-скользунов. Башмаки-скользуны расположены попарно поперек надрессорной балки и V-образно в плане и установлены с опиранием на упругие элементы в направляющих, которые закреплены на боковых сторонах концов надрессорной балки. Оси фрикционных башмаков-скользунов каждой пары расположены под углом 15-30o друг к другу в плане, а грани фрикционных планок расположены перпендикулярно осям взаимодействующих с ними фрикционных башмаков-скользунов. 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

Тележка грузового вагона, содержащая надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, включающие в себя упругие элементы и фрикционные гасители колебаний, расположенные в проемах боковых рам, горизонтальные связи надрессорной балки с боковыми рамами и колесные пары с буксами, отличающаяся тем, что надрессорная балка соединена с боковыми рамами при помощи жестко прикрепленных к колонкам боковых рам фрикционных планок, которые выполнены в плане двугранно выпуклыми, и взаимодействующих с этими планками пар фракционных башмаков-скользунов, которые расположены поперек надрессорной балки V-образно в плане и установлены с опиранием на упругие элементы в направляющих, закрепленных на боковых сторонах концов надрессорной балки, причем оси фрикционных башмаков-скользунов каждой пары расположены в плане под углом тележка грузового вагона, патент № 2090404 = 15 - 30тележка грузового вагона, патент № 2090404 одна к другой, а грани фрикционных планок расположены перпендикулярно к осям взаимодействующих с ними фрикционных башмаков-скользунов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций тележек подвижного состава, в частности узлов горизонтальных связей надрессорной балки с боковыми рамами.

Известна тележка грузового вагона, содержащая надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, включающие в себя упругие элементы и фрикционные гасители колебаний, Расположенные в проемах боковых рам, горизонтальные связи надрессорной балки с боковыми рамами и колесные пары с буксами (SU, авторское свидетельство N 724379, кл. В 61 F 3/02, 1980).

Для улучшения ходовых качеств горизонтальные связи выполнены в виде упругих стержней, каждый из которых соединен с боковой рамой одним концом жестко, а другим концом посредством шарнира, ось которого параллельная оси колесной пары. Места шарнирного закрепления упругих стержней в плане расположены диагонально. Для гашения горизонтальных перемещений надрессорной балки в ее концевых частях установлены фрикционные гасители колебаний постоянного трения.

Однако горизонтальные связи надрессорной балки с боковыми рамами, выполненные в виде упругих стержней, не в полной мере выполнят свои функции, так как не оказывают достаточного упругого сопротивления продольным и поперечным динамическим перемещениям надрессорной балки и не обеспечивают возврат ее и боковых рам в исходное положение при перекосах, вызванных забеганием одной боковой рамы относительно другой, при движении.

Фрикционные гасители колебаний постоянного трения, установленные в концевых частях надрессорной балки, не обеспечивают также достаточных сил сопротивления горизонтальным перемещениям надрессорной балки, что приводит к ударам ее об ограничители на боковых рамах при скорости движения груженого вагона более 90 км/ч.

Кроме того, известное выполнение горизонтальных связей имеет повышенную металлоемкость консольных устройств для установки упругих стержней, что усложняет конструкцию тележки.

Техническим результатом изобретения является усовершенствование горизонтальных связей надрессорной балки с боковыми рамами тележек так, чтобы повысить упругое сопротивление поперечным и продольным динамическим перемещениям надрессорной балки и обеспечить возврат ее и боковых рам в исходное положение при перекосах, вызванных забеганием одной боковой рамы относительно другой при движении.

Этот технический результат достигается тем, что в тележке грузового вагона, содержащей надрессорную балку, опирающуюся на рессорные комплекты, включающие в себя упругие элементы и фрикционные гасители колебаний, расположенные в проемах боковых рам, горизонтальные связи надрессорной балки с боковыми рамами и колесные пары с буксами, надрессорная балка соединена с боковыми рамами при помощи жестко прикрепленных к колонкам боковых рам фрикционных планок, которые выполнены в плане двугранно выпуклыми, и взаимодействующих с этими планками пар фрикционных башмаков-скользунов, которые расположены поперек надрессорной балки V-образно в плане и установлены с опиранием на упругие элементы в направляющих, закрепленных на боковых сторонах концов надрессорной балки, причем оси фрикционных башмаков-скользунов каждой пары расположены в плане под углом тележка грузового вагона, патент № 2090404=15-30тележка грузового вагона, патент № 2090404 друг к другу, а грани фрикционных планок расположены перпендикулярно осям взаимодействующих с ними фрикционных башмаков-скользунов.

На фиг. 1 изображена тележка грузового вагона, общий вид; на фиг. 2 вид А на фиг. 1; на фиг. 3 фрикционный гаситель колебаний, общий вид; на фиг. 4 вид Б на фиг. 3; на фиг. 5 разрез В-В на фиг. 3 на фиг. 6 шарнирная опора рессорного комплекта, вид сверху; на фиг. 7 то же, вид сбоку; на фиг 8 скользун, общий вид; на фиг. 9 схема взаимодействия фрикционных планок и фрикционных башмаков-скользунов, при продольном перемещении надрессорной балки; на фиг. 10 то же, при поперечном перемещении надрессорной балки; на фиг. 11 схема перекоса надрессорной балки при забегании одной боковой рамы относительно другой; на фиг. 12 схема взаимодействия фрикционных планок и фрикционных башмаков-скользунов при перекосе надрессорной балки.

Тележка грузового вагона содержит (фиг. 1) надрессорную балку 1, опирающуюся на рессорные комплекты 2, включающие в себя шесть упругих элементов 3 в виде пружин и один фрикционный гаситель колебаний 4, расположенные в проемах 5 боковых рам 6, горизонтальные связи 7 (фиг. 2) надрессорной балки с боковыми рамами 6 и колесные пары 8 (фиг. 1) с буксами 9. Горизонтальные связи 7 (фиг. 2) надрессорной балки 1 с боковыми рамами 6 выполнены в плане в виде выпуклых двугранных фрикционных планок 10, жестко прикрепленных к колонкам 11 боковых рам 6 и взаимодействующих с ними пар фрикционных башмаков-скользунов 12, установленных в плане V-образно в направляющих 13. Фрикционные башмаки-скользуны 12 опираются на упругие элементы 14. Оси фрикционных башмаков-скользунов 12 каждой пары расположены в плане под углом тележка грузового вагона, патент № 2090404=15-30тележка грузового вагона, патент № 2090404 друг к другу, вершина которого направлена в сторону расположения фрикционных планок 10. Грани фрикционных планок 10 расположены перпендикулярно осям контактирующих с ними фрикционных башмаков-скользунов 12. Угол расположения осей фрикционных башмаков-скользунов 12 друг к другу каждой пары в плане тележка грузового вагона, патент № 2090404=15-30тележка грузового вагона, патент № 2090404 является оптимальным и выбран опытным путем.

При угле тележка грузового вагона, патент № 2090404<15тележка грузового вагона, патент № 2090404 значительно снижается упругое сопротивление поперечному динамическому перемещению надрессорной балки 1. При угле тележка грузового вагона, патент № 2090404>30тележка грузового вагона, патент № 2090404 возникают большие силы трения между трущимися поверхностями башмаков-скользунов 12 и планками 10, приводящие к снижению подвижности надрессорной балки 1 и ее запиранию.

Для снижения горизонтальной жесткости рессорного комплекта 2 надрессорная балка 1 опирается на упругие элементы 3 и фрикционные гасители колебаний 4 через шарнирные ножевые опоры 15 (фиг. 1, 6, 7), выполненные с цилиндрическими выступами 16, расположенными вдоль оси боковой рамы 6. Надрессорная балка 1 расположена относительно проемов 5 боковых рам 6 с зазором в продольном направлении.

Фрикционный гаситель колебаний 4 (фиг. 3) содержит установленные между надрессорной балкой 1 и боковой рамой 6 винт 17 и гайку 18. В верхней части винта 17 закреплен подвижный фрикционный диск 19, расположенный между верхним 20 и нижним 21 неподвижными фрикционными дисками, соединенными между собой от проворота замковым соединением. Гайка 18 установлена в нижней опоре 22 шарнирно посредством цапф 23, расположенных вдоль боковых рам 6 для обеспечения качания фрикционного гасителя колебаний и относительно осей цапф 23 при поперечных перемещениях надрессорной балки 6. Между нижней опорой 22 и нижним неподвижным фрикционным диском 21 установлен упругий элемент 24, аналогичный упругому элементу 3 рессорного комплекта 2.

Верхний неподвижный фрикционный диск 20 имеет цилиндрический выступ 25, аналогичный цилиндрическому выступу 16 шарнирной ножевой опоры 15, расположенный также вдоль боковых рам 6. В надрессорной балке 1 выполнены впадины (не показаны) для цилиндрических выступов 16, 25.

Для гашения колебаний виляния тележки относительно установленного на нее кузова грузового вагона сверху надрессорной балки 1 между и вблизи боковых рам 6 установлены упругие скользуны 26 (фиг. 2, 8), на которые частично опирается кузов.

Тележка работает следующим образом.

В процессе движения экипажа вертикальные динамические колебаний кузова вагона и соответственно надрессорной балки 1 воспринимаются рессорными комплектами 2. При этом надрессорная балка 1 перемещается вверх-вниз на величину прогиба упругих элементов 3 и хода фрикционного гасителя колебаний 4.

В процессе движения экипажа по извилистым участкам пути возникают также горизонтальные перемещения надрессорной балки 1, которые могут быть из-за влияния тележки по ходу движения продольными и поперечными. При забегании одной боковой рамы 6 относительно другой происходит перекос надрессорной балки 1.

При вертикальных колебаниях кузова, а вместе с ним надрессорной балки 1 основную часть энергии носят рессорные комплекты 2, содержащие фрикционные гасители колебаний 4. Часть энергии гасится в результате трения между фрикционными башмаками-скользунами 12 и фрикционными планками 10 (фиг. 1, 2).

При продольном смещении надрессорной балки 1 (фиг. 9) происходит ее смещение в сторону одной из колонок 11 боковых рам 6, при этом с этой стороны упругие элементы 14 дополнительно сжимаются, а с другой ослабляются, создавая усилия Р1-1 + Р4-1 > Р2-1 + Р3-1 на фрикционных планках 10. Реакции этих усилий создают возвращающее усилие, которое возвращает надрессорную балку 1 в исходное среднее положение.

При поперечном перемещении надрессорной балки 1 (фиг. 10) происходит ее смещение поперек двугранных фрикционных планок 10, в результате чего часть упругих элементов 14 дополнительно сжимается, а другая их часть ослабляется за счет скольжения башмаков-скользунов 12 по наклонным граням двугранных фрикционных планок 10. При таком асимметричном распределении нагрузок Р1-1 + Р2-2 < Р3-2 + Р4-2 возвращающая сила будет равна алгебраической сумме поперечных составляющих, упомянутых нагрузок, то есть F (F3-2 + F4-2) (F1-2 + F2-2), которая и возвращает надрессорную балку 1 в исходное положение. В результате скольжения фрикционных башмаков-скользунов 12 по двугранным фрикционным планкам 10 происходит основное гашение колебаний. Частично поперечные колебания также гасятся шарнирными можевыми опорами 15 и верхними неподвижными фрикционными дисками 20 в местах трения их цилиндрических выступов 16 и 25 с впадинами надрессорной балки 1.

При перекосе надрессорной балки 1 относительно боковых рам 6, вызванных забеганием одних боковых рам 6 относительно других на угол тележка грузового вагона, патент № 2090404=1-2тележка грузового вагона, патент № 2090404 (фиг. 11, 12) происходит диагональное асимметричное перераспределение нагрузки между фрикционными башмаками-скользунами 12 и фрикционными двугранными планками 10.

Каждая диагональная пара сил создает момент относительно точки поворота "О".

На плече а/2

М1-31-3 + Р3-3) а/2

М2-42-3 + Р4-3)а/2

М1-3 > М2-4.

При этомвозвращающий момент будет равен

тележка грузового вагона, патент № 2090404M=M1-3-M2-4.

Класс B61F5/00 Конструктивные элементы тележек; соединения между тележками и рамами; устройства, регулирующие положение или допускающие самоустановку колесных осей и тележек при движении по криволинейным участкам пути

боковая опора кузова на тележку -  патент 2529305 (27.09.2014)
фрикционный гаситель колебаний -  патент 2529066 (27.09.2014)
ведущая колесная тележка рельсового транспортного средства, содержащая полуподвешенный двигатель -  патент 2526404 (20.08.2014)
тормозная балка для рам тележек рельсовых транспортных средств -  патент 2524259 (27.07.2014)
фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона -  патент 2523513 (20.07.2014)
шарнирная колесная тележка рельсового транспортного средства -  патент 2521893 (10.07.2014)
способ снижения износа системы колесо-рельс -  патент 2515946 (20.05.2014)
шкворневая система -  патент 2513093 (20.04.2014)
способ управления системой пневматического подрессоривания транспортного средства -  патент 2505439 (27.01.2014)
двухосная тележка подвижного состава железных дорог -  патент 2505438 (27.01.2014)
Наверх