способ обучения вождению наземных транспортных средств и ходовой тренажер для его осуществления

Классы МПК:G09B9/04 наземными 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1993-07-07
публикация патента:

Способ, заключающийся в том, что после получения начальных навыков вождения инструктор частично изолируется от обучаемого. При этом сохраняется связь обучаемого с инструктором посредством переговорного устройства. Для реализации этого способа обучения предлагается ходовой тренажер вождения, снабженный в дополнение к основному месту инструктора дополнительным местом. Это место частично изолируется от обучаемого и оборудуется дублированными органами управления. Инструктор при этом сохраняет связь с обучаемым через переговорное устройство, наблюдает за трассой движения и имеет возможность следить за режимом работы тренажера и оценивать качество вождения обучаемым. 2 c. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ обучения вождению наземных транспортных средств, например военных гусеничных машин, заключающийся в предварительной демонстрации перед обучаемым правильных действий с органами управления на подвижном транспортном средстве и визуальном контроле правильности их выполнения обучаемым, отличающийся тем, что после достижения обучаемым начальных навыков вождения у последнего создают иллюзию самостоятельности, ограничивая визуальную связь между инструктором и обучаемым, частично изолируя инструктора от общения с обучаемым путем создания односторонней визуальной связи от инструктора к обучаемому, осуществляют объективный контроль за качеством вождения путем измерения объективных параметров движения транспортного средства и передают значение параметров движения обучаемому.

2. Ходовой тренажер вождения наземных транспортных средств, например военной гусеничной машины, содержащий корпус со штатным местом водителя, оборудованным органами управления, силовую установку, ходовую часть и место инструктора, оборудованное своими органами управления, отличающийся тем, что он снабжен дополнительным местом инструктора, частично изолированным от места обучаемого водителя, например, перегородкой, и содержащим систему объективного контроля качества вождения и приборы наблюдения за трассой движения.

3. Тренажер по п. 2, отличающийся тем, что дополнительное место инструктора оборудовано дублированными органами управления поворотом, торможения и остановки двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к обучению вождению наземных транспортных средств, например военных гусеничных машин, имеющих сложную компоновку обитаемого отделения (наличие перегородок, большое количество штатного оборудования, размещаемого в обитаемом отделении).

Известен способ обучения вождению наземных транспортных средств, например военных гусеничных машин, заключающийся в предварительной демонстрации перед обучаемым правильных действий с органами управления на подвижном транспортном средстве и визуальном контроле правильности их выполнения обучаемым, и ходовой тренажер, содержащий корпус со штатным местом водителя, оборудованным органами управления, силовую установку, ходовую часть и место инструктора, оборудованное своими органами управления.

Недостатком такого способа обучения является то, что, находясь на этом месте весь цикл обучения от получения начальных навыков до завершения обучения, инструктор непроизвольно оказывает на обучаемого психологическое воздействие, попадая в поле зрения обучаемого. Таким образом, если на начальном этапе обучения его присутствие рядом с обучаемым является необходимым, то на последующих оказывает отрицательное воздействие, сковывая действия обучаемого, что в конечном итоге отражается на продолжительности овладения навыками вождения, снижает эффективность обучения.

Целью изобретения является повышение эффективности обучения вождению путем снижения психологического воздействия на обучаемого после достижения им начальных навыков.

Указанная цель достигается тем, что в способе обучения вождению наземных транспортных средств, например военных гусеничных машин, заключающемся в предварительной демонстрации перед обучаемым правильных действий с органами управления на подвижном транспортном средстве и визуальном контроле правильности их выполнения обучающимся, после достижения обучаемым начальных навыков вождения у последнего создают иллюзию самостоятельности, ограничивая визуальную связь между инструктором и обучаемым, частично изолируя инструктора от общения с обучаемым путем создания односторонней визуальной связи от инструктора к обучаемому, осуществляют объективный контроль за качеством вождения путем измерения объективных параметров движения транспортного средства, и передают значение параметров движения обучаемому, а ходовой тренажер вождения наземного транспортного средства, например военной гусеничной машины, содержащий корпус со штатным местом водителя, оборудованным органами управления, силовую установку, ходовую часть и место инструктора, оборудованное своими органами управления, снабжен дополнительным местом инструктора, частично изолированным от места обучаемого водителя, например, перегородкой и содержащим систему объективного контроля качества вождения и приборы наблюдения за трассой движения, а также дополнительное место инструктора оборудовано дублированными органами управления поворотом, торможением и остановкой двигателя.

На фиг. 1, 2 изображен общий вид ходового тренажера вождения.

Ходовой тренажер вождения представляет шасси 1 без башни и курсовых установок. Основное место инструктора 2 находится слева от водителя в корпусе на месте одного из стрелков-десантников. Это место дополнительно оборудуется педалью 3 тормоза, сблокированной с педалью тормоза 4 водителя, и кнопкой 5 для аварийной остановки двигателя. Возможность следить за изменениями технического состояния транспортного средства и режимом работы сборочных единиц осуществляется за счет того, что щит контрольных приборов водителя находится при этом в поле зрения инструктора, а наблюдение за трассой движения осуществляется через штатные смотровые приборы или в положении "по-походному" непосредственно наблюдением за местностью. На месте снятой башни с вооружением устанавливается неподвижная кабина 6. В кабине оборудуется дополнительное место инструктора 7, частично изолированное от места водителя перегородкой. Для обеспечения обзорности это дополнительное место инструктора устанавливается выше основного места инструктора и водителя, а кабина имеет застекленные окна и приборы очистки стекол. На дополнительном месте инструктора могут быть установлены органы управления ходового тренажера вождения 9, сдублированные с органами управления водителя (штурвал управления поворотом, педаль тормоза и кнопка 5 остановки двигателя), и пульт инструктора 10 с приборами, дублирующими аварийные сигнализаторы щита контрольных приборов водителя, и включатели систем, предотвращающие возникновение аварийных ситуаций сборочных единиц ходового тренажера вождения (тумблер включения прокачки охлаждающей жидкости, кнопка маслозакачивающего насоса). Связь инструктора с обучаемым осуществляется через штатную аппаратуру внутренней связи и коммутации. Для оценки качества вождения на дополнительном месте инструктора устанавливается система объективного контроля 11, регистрирующая параметры движения транспортного средства, управляемого обучаемым, такие как средняя скорость движения, соблюдение габаритов при преодолении препятствий, отсутствие скатывания при трогании транспортного средства на подъеме, количество торможений, доля движения транспортного средства на рекомендуемой частоте оборотов двигателя, доля движения с заблокированным гидротрансформатором, "пробои" подвески, запаздывание с началом движения, количество включений передачи заднего хода, неслежение за показаниями контрольных приборов и сигнализаторов. Такого рода системой объективного контроля может быть система "Трасса".

Предлагаемый способ обучения и конструкция позволяют повысить эффективность подготовки водителей за счет создания иллюзии у обучаемого самостоятельности на завершающем этапе обучения, а также значительно снизить затраты на создание ходового тренажера вождения за счет использования при минимальных переделках штатной базы.

Класс G09B9/04 наземными 

способ контроля отката транспортного средства -  патент 2527596 (10.09.2014)
автобусный тренажер -  патент 2467400 (20.11.2012)
бортовой тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2433483 (10.11.2011)
тренажер для обучения машинистов локомотива -  патент 2430427 (27.09.2011)
способ фиксации ошибок перемещения автомобиля на автодроме -  патент 2416124 (10.04.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2410756 (27.01.2011)
динамический тренажер вождения гусеничной машины -  патент 2396604 (10.08.2010)
танковый тренажер -  патент 2355040 (10.05.2009)
устройство для обучения эвакуации машин -  патент 2324981 (20.05.2008)
тренажер транспортного средства -  патент 2320022 (20.03.2008)
Наверх