рукоятка управления двигателем самолета

Классы МПК:B64D31/00 Устройства для управления силовыми установками и их размещение
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-09-19
публикация патента:

Использование: в силовых установках боевых самолетов для управления двигателем и прицелом. Сущность изобретения заключается в том, что поворотный барабан ввода данных в бортовую вычислительную машину фиксируется в крайних положениях и подтормаживается в промежуточных рабочих положениях, чем повышается надежность устройства. Для этого рукоятка снабжена установленной в канале основания 1 гильзой с подпружиненным толкателем и фиксирующим шариком 25, а также подпружиненным ползуном 27 с профилированной поверхностью, взаимодействующей с торцом толкателя. Другим торцом толкатель может взаимодействовать с шариком 25, установленным в расточке гильзы и упирающимся в торцовую поверхность барабана, на которой выполнены профилированные углубления, соответствующие его крайним положениям. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Рукоятка управления двигателем самолета, содержащая основание и жестко соединенную с ним консоль с установленным на ней поворотным барабаном ввода параметров в бортовую вычислительную машину, взаимодействующим с потенциометром, отличающаяся тем, что она снабжена установленной в канале основания гильзой с подпружиненным толкателем и фиксирующим шариком и установленным в пазу основания подпружиненным ползуном, управляющим толкателем, причем ползун выполнен с профилированной поверхностью, взаимодействующей с одним торцом толкателя, а другим торцом толкателя может взаимодействовать с шариком, установленным в расточке гильзы и упирающимся в торцевую поверхность барабана, на которой выполнены профилированные углубления, соответствующие его крайним положениям.

2. Рукоятка по п.1, отличающаяся тем, что на противоположной поверхности ползуна выполнен продольный паз с двумя поперечными углублениями, а на пластинчатой пружине ползуна, закрепленной на основании рукоятки, выполнен выступ, взаимодействующий с углублениями на ползуне и фиксирующий положение ползуна, исключая его несанкционированное перемещение.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к самолетостроению, к устройствам для управления силовой установки, а именно двигателем многофункционального тактического самолета, применяемого для введения боевых действий.

Известна рукоятка управления двигателем многофункционального тактического самолета, содержащая основание, соединенное одним концом с рычагом управления двигателем, а другим с консолью управления, на которой поворотно установлена рукоятка управления прицелом (барабан ввода данных в вычислитель), которая посредством зубчатой передачи взаимодействует с шестерней потенциометра ввода данных в вычислитель. В корпусе смонтированы элементы управления радиостанций и тормозными щитками (см. кн. Самолеты МиГ-19С и МиГ-19СВ Техническое описание. Книга III. Конструкция самолета, Государственное издательство оборонной промышленности, М. 1959 г. Рассекречено согласно приказу Главкома ВВС от 18.08.60 г. N 0254, стр. 85, фиг. 81).

Описанное устройство, как наиболее близкое по совокупности признаков решение, принято за прототип.

Это устройство обладает недостаточной надежностью из-за отсутствия фиксации рукоятки (барабана) управления прицелом в исходном нерабочем и крайнем конечном положениях, а также из-за возможности сбоев настройки заданного с помощью рукоятки (барабана) значения управляемого ей параметра, например значения дальности до цели, вводимого в бортовой вычислитель. Так как управление силовой установкой осуществляется в каждом полете, потребность во введении значений параметров эпизодическая, а органом управления в обоих случаях является корпус с поворотно установленной на нем рукояткой (барабаном), при управлении двигателем без необходимости будет поворачиваться рукоятка (барабан), приводя к повышенному износу потенциометра и к сбою настройки значений параметров, а также к поломке потенциометра из-за поворота его на угол больше допустимого.

Изобретение направлено на решение задачи по повышению надежности рукоятки управления двигателем самолета путем фиксации барабана в крайних положениях и подтормаживания его в промежуточных рабочих положениях.

Поставленная задача реализуется за счет того, что рукоятка управления двигателем самолета, содержащая основание и жестко соединенную с ним консоль с установленным на ней поворотным барабаном ввода параметров в бортовую вычислительную машину, взаимодействующим с потециометром, снабжена установленной в канале основания гильзой с подпружиненным толкателем и фиксирующим шариком и, установленным в пазу основания, подпружиненным ползуном, управляющим толкателем, причем ползун выполнен с профилированной поверхностью, взаимодействующей с одним торцем толкателя, другим торцем толкатель может взаимодействовать с шариком, установленным в расточке гильзы и упирающимся в торцевую поверхность барабана, на которой выполнены профилированные углубления, соответствующие его крайним положениям.

На противоположном профилированной поверхности ползуна выполнен продольный паз с двумя поперечными углублениями, а на пластинчатой пружине ползуна, закрепленной на основании рукоятки, выполнен выступ, взаимодействующий с углублениями на ползуне и фиксирующий положение ползуна, исключая его несанкционированное перемещение.

Установка в канале основания гильзы, подпружиненного толкателя и фиксирующего шарика, а также установка в пазу основания управляющего толкателем подпружиненного ползуна с профилированной поверхностью, взаимодействующей с торцем толкателя, обеспечивает подтормаживание барабана, на внутреннюю поверхность которого оперт шарик, управляемый толкателем и гильзой, а следовательно обеспечивает исключение сбоя настройки значений параметров.

Выполнение профилированных углублений, соответствующих крайним положениям барабана на его торцевой поверхности, обеспечивает фиксацию барабана и потенциометра в исходном или крайнем конечном положениях, исключая несанкционированное управление барабана ввода параметров в бортовую вычислительную машину.

Выполнение пружины ползуна пластинчатой с выступом обеспечивает фиксацию ползуна в одном из двух положений в соответствии с профилированной поверхностью ползуна.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства в разрезе; на фиг. 2 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в исходном нерабочем состоянии устройства; на фиг. 3 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в положении готовности устройства к началу ввода параметров; на фиг. 4 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в процессе ввода параметра; на фиг. 5 разрез Г-Г на фиг. 1 по фиксатору в положении устройства, настроенного на максимальный параметр и застопоренном от дальнейшего вращения барабана; на фиг. 6 аксонометрическая проекция устройства с поэлементным изображением деталей; на фиг. 7 вид по стрелке В на фиг. 6 с изображением углубления 7 в увеличенном масштабе.

Рукоятка управления двигателем самолета содержит основание 1, жестко скрепленную с ним консоль 2, установленный на консоли 2 поворотный барабан ввода параметров в бортовую вычислительную машину.

Барабан 3 выполнен с зубчатым венцом 4, взаимодействующим с шестерней 5 потенциометра 6 ввода параметров в вычислительную машину (не показана).

На внутренней торцевой поверхности барабана 3, обращенной к потенциометру 6, выполнены профилированные углубления 7 и 8, соответствующие крайним положениям барабана (исходное положение, крайнее конечное положение). Углубления имеют скосы 9, донные поверхности 10, ограничительные упоры 11 угла поворота барабана 3. Плоскости упоров 11 совпадают с направлением образующей цилиндрической поверхности барабана. Основание 1 выполнено с кольцевым пазом 12 под установку барабана. На наружной поверхности барабана 3 нанесена шкала 13 с делениями и оцифровкой.

Рукоятка снабжена тормозом-фиксатором, содержащим установленную в канале 14 основания гильзу 15 с расточкой 16 и 17, упорной поверхностью 18, диаметрально противоположно расположенными продольными пазами 19, по которым перемещается внутренний торцевой конец барабана.

Тормоз-фиксатор также содержит толкатель 20 с нажимным торцем 21, упорной поверхностью 22, торцем 23 с профилированной поверхностью, установленную в расточке 16 пружину сжатия 24, установленный в расточке 17 и упирающийся в торцевую поверхность барабана фиксирующий шарик 25, установленный в пазу 26 основания ползун 27 с профилированной поверхностью с участками 28, 29.

Ползун 27 выполнен с продольным пазом 30, двумя поперечными углублениями 31, 32 под прижимную пластинчатую пружину 33, которая выполнена с выступом 34 и заплечиками 35. Пружина введена в паз 30 ползуна 27 и в паз 36 основания 1.

Толкатель 20 установлен таким образом, что один его торец 23 взаимодействует с профилированной поверхностью ползуна, а другой торец 21 толкателя может взаимодействовать с шариком 25.

На наружной поверхности консоли 2 нанесен знак 37 исходного нулевого положения барабана 3.

Рукоятка функционирует следующим образом.

В исходном (нерабочем) состоянии (см. фиг. 2) барабан выведен в крайнее положение до совмещения нулевого деления шкалы 13 на барабане 3 со знаком 37.

При этом углубление 7, соответствующее исходному положению барабана, совмещено с продольной осью толкателя 20, и шарик 25 под действием пружины 24 посредством упорной поверхности 18 гильзы 15 прижат к донной поверхности 10 углубления 7 (см. фиг. 2-7).

Для предотвращения вращения барабана 3 без необходимости, он через толкатель 20 и шарик 25 в исходном состоянии заперт ползуном 27, сдвинутым в крайнее положение в направлении стрелки "A" до упора участка 29 профилированной поверхности ползуна в торце 23 толкателя 20. Толкатель 20 в этом положении участком 29 профилированной поверхности ползуна 27 перемещен в крайнее (правое) положение до соприкосновения его нажимного торца 21 с шариком 25 так, что шарик зажимается между нажимным торцем 21 и донной поверхностью углубления 7, вследствие чего перемещение шарика 25 по скосу 9 становится невозможным, и вращение барабана 3 заблокировано.

Ползун 27 при этом зафиксирован от продольного перемещения пружиной 33 за счет совмещения ее выступа 34 с углублением 32 ползуна.

Потенциометр 6 находится в крайнем, выведенном в нулевое, положении, нерабочем состоянии, и в бортовую вычислительную машину поступает нулевой сигнал.

Для приведения барабана ввода параметров в рабочее состояние ползун 27 перемещается в крайнее положение по стрелке "Б" (см. фиг. 3). Углубление 31 ползуна при этом совмещается с выступом 34 прижимной пружины 33, а ползун 27 фиксируется в этом положении.

Толкатель 20 под действием пружины 24 перемещается влево, фиксируется участком 28 профилированной поверхности ползуна, отодвигаясь от шарика 25 и уменьшая затяжку пружины 24, что облегчает выход шарика 25 из углубления 7.

При вращении барабана 3 шарик 25 перемещается по скосу 9 профилированного углубления, гильза 15 по каналу 14 влево до тех пор, пока шарик не выйдет из углубления. Пружина 24 снова окажется в затянутом состоянии, а барабан в подторможенном состоянии посредством шарика 25, зажатого между нажимным торцем 38 гильзы 15 и наружной торцевой поверхностью барабана 3. При этом самопроизвольное смещение барабана от задаваемых ему оператором положений исключено.

Для предотвращения поломки потенциометра 6 после его поворота до максимально возможного угла дальнейший поворот барабана 3 блокируется углублением 8 (см. фиг. 5, 7), в который шарик 25 закатывается по скосу 9.

Глубина углублений 7, 8 на донной поверхности 10 превышает половину диаметра шарика 25, а плоскости упоров 11 совпадают с направлением образующей барабана 3.

Вследствие этого устройства четко фиксируется как в исходном (см. фиг. 2), так и в максимально выведенном (см. фиг. 5) положениях.

В исходное состояние барабан 3 возвращают поворотом его до совмещения нулевого деления шкалы 13 со знаком 37 и перемещением ползуна 27 в крайнее фиксированное положение по стрелке "А".

В этом состоянии работа по управлению двигателем не сопровождается вращением потенциометра 6, а следовательно, исключается его преждевременный износ и выход из строя.

Класс B64D31/00 Устройства для управления силовыми установками и их размещение

способ регулирования скорости движения гибридного вертолета -  патент 2525357 (10.08.2014)
электромеханический привод интерцептора крыла самолета -  патент 2522638 (20.07.2014)
способ управления самолетом и устройство для его осуществления -  патент 2504815 (20.01.2014)
устройство для определения положения рычага газа в летательном аппарате -  патент 2494928 (10.10.2013)
структура, распределенная между системой fadec и компонентами авионики -  патент 2483005 (27.05.2013)
устройство регулировки мощности для летательного аппарата -  патент 2464204 (20.10.2012)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2452667 (10.06.2012)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2444464 (10.03.2012)
устройство электропитания летательного аппарата -  патент 2432302 (27.10.2011)
силовой мини-привод подвижной аэродинамической поверхности летательного аппарата -  патент 2408125 (27.12.2010)
Наверх