комплексная инерциальная система

Классы МПК:B64C13/18 с автопилотом
G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-03-13
публикация патента:

Использование: системы навигации и ориентации летательных аппаратов. Сущность: комплексная инерциальная система содержит n блоков датчиков угловых скоростей, блок формирования параметров навигации и ориентации, m блоков датчиков линейных ускорений, n фильтров угловых скоростей, m фильтров линейных ускорений, два блока обработки информации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Комплексная инерциальная система, содержащая первый n-ый блоки датчиков угловых скоростей, блок формирования параметров навигации и ориентации, первый m-й блоки датчиков линейных ускорений, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены первый n-й фильтры угловых скоростей, первый m-й фильтры линейных ускорений, первый и второй блоки обработки информации, причем на первый n-й входы первого блока обработки информации подключены соответственно выходы первого n-го фильтров угловых скоростей, на первые входы которых подключены соответственно первые входы первого n-го блоков датчиков угловых скоростей, вторые выходы которых подключены соответственно к (n + 1)-му 2n-му входам первого блока обработки информации, выход которого подключен к первому входу блока формирования параметров навигации и ориентации и к вторым входам первого n-го фильтров угловых скоростей, на первый m-й входы второго блока обработки информации подключены соответственно выходы первого m-го фильтров линейных ускорений, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого m-го блоков датчиков линейных ускорений, вторые выходы которых подключены соответственно к (m + 1)-му - 2m-му входам второго блока обработки информации, выход которого подключен к вторым входам блока формирования параметров навигации и ориентации, первого - m-го фильтров линейных ускорений.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что первый блок обработки информации выполнен на двух блоках умножения, двух сумматорах, блоке разности, блоке деления, задатчике постоянных параметров, первый n-й выходы которого подключены соответственно к первому n-му входам первого блока умножения, первый n-й выходы которого подключены соответственно к первому n-му входам второго блока умножения, на (n + 1)-й, 2n-й входы подключены соответстввенно первый n-й выходы блока разности, на первый n-й входы которого подключены соответственно первый n-й входы первого блока обработки информации, (n + 1) 2n-й входы которого подключены соответственно к (n + 1)-му 2n-му входам первого блока умножения, первый n-й выходы второго блока умножения подключены соответственно к одноименным входам первого блока суммирования, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен выход второго сумматора, на первый n-й входы которого подключены одноименные выходы первого блока умножения, причем выход блока деления подключен к (m + 1)-му входу блока разности и к выходу первого блока обработки информации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к приборостроению, в частности к инерциальным системам навигации и ориентации летательных аппаратов (ЛА).

Известны инерциальные системы, описания и структурные схемы которые приведены в книгах Кирста М.А. Навигационная кибернетика полета. М. Воениздат 1971 г. стр. 50; Помыкаева И.И. и др. Навигационные приборы и системы. М. Машиностроение, 1983 г. стр. 311; Кузовкова Н.Т. Салычева О.С. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация. М. Машиностроение, 1982 г. стр. 56; Бабича О. А. Обработка информации в навигационных комплексах. М. Машиностроение, 1991 г. стр. 376. В этих системах по данным блока датчиков угловых скоростей БДУС 1 (трехкомпонентный датчик угловых скоростей ЛА) и блока датчиков линейных ускорений БДЛУ1 (трехкомпонентный датчик линейных ускорений), устанавливаемый вблизи центра масс ЛА, в блоке формирования параметров навигации и ориентации БФПНО (навигационный вычислитель) формируются составляющие путевой скорости, координаты местоположения и углы ориентации ЛА.

Кроме БДЛУ1, БДУС1 в различных точках на борту ЛА устанавливаются блоки датчиков БДУС2,БДУСn, БДЛУ2,БДЛУm обеспечивающие информацией смежные системы-потребители (см. например, книгу Гуськова Ю.П. Загайнова Г.Н. Управление полетом самолетов. М. Машиностроение, 1980г. стр 96.)

В качестве прототипа выбирается известная система, содержащая первый, n-ый блоки датчиков угловых скоростей БДУС1,БДУС2,БДУСn, первый, m-й датчики линейных ускорений БДЛУ1,БДЛУ2,БДЛУm (здесь n,m количество БДУС, БДЛУ соответственно) и блок формирования параметров навигации и ориентации БФПНО (см. фиг. 1). БДЛУ1, БДУС1 установлены вблизи центра масс ЛА. В БДУС1 формируются составляющие угловой скорости ЛА комплексная инерциальная система, патент № 20894501 = комплексная инерциальная система, патент № 20894501j (j 1, 2, 3) (индекс j в дальнейшем не используется), которые с выхода БДУС1 поступают на первый вход БФПНО и выдаются в смежные системы-потребители.

Составляющие линейного ускорения W1 W1j (j 1, 2, 3) с выхода БДЛУ1 поступают на второй вход БФПНО и выдаются в смежные системы - потребители. В БФПНО по параметрам комплексная инерциальная система, патент № 20894501, W1 с учетом известных начальных условий по зависимостям, приведенным в [4] на стр. 374-385, формируются параметры навигации и ориентации составляющие путевой скорости ЛА V Vj (j 1, 2, 3), координаты местоположения ЛА комплексная инерциальная система, патент № 2089450 = комплексная инерциальная система, патент № 2089450j (j 1, 2, 3) и углы ориентации (курс, крен, тангаж) ЛА комплексная инерциальная система, патент № 2089450 = комплексная инерциальная система, патент № 2089450j (j 1, 2, 3).

Параметры V, комплексная инерциальная система, патент № 2089450, комплексная инерциальная система, патент № 2089450, характеризующие движение центра масс ЛА, с первого, второго и третьего выхода БФПНО выдаются потребителям в систему индикации экипажу, в систему управления и стабилизации ЛА и в другие смежные системы.

В БДУС2,БДУСn, БДЛУ2,БДЛУm формируют соответственно параметры w2 = комплексная инерциальная система, патент № 20894502j (j 1, 2, 3),комплексная инерциальная система, патент № 2089450n = комплексная инерциальная система, патент № 2089450nj (j 1, 2, 3), W2 W2j (j 1, 2, 3), Wm Wmj (j 1, 2, 3), характеризующие движение в точках установки датчиков, которые выдаются в системы потребители этих параметров - систему управления и стабилизации ЛА, в систему прицеливания, системы заданной ориентации бортовых локационных и прицельных средств и в другие смежные системы.

При отказах БДУС1 или БДЛУ1 система становится неработоспособной в части формирования параметров навигации и ориентации в БФПНО, что является ее недостатком.

Технико-экономическим эффектом предлагаемого технического решения является повышение надежности и точности.

Технико-экономический эффект достигается, тем, что в инерциальную систему, содержащую первый,n-ый блоки датчиков угловых скоростей, первый,m-ый блоки датчиков угловых ускорений и блок формирования параметров навигации и ориентации, дополнительно введены первый,n-ый фильтры угловых скоростей, первый,m-ый фильтры линейных ускорений, первый и второй блоки обработки информации, причем на первый, n-ый входы первого блока обработки информации подключены соответственно выходы первого,n-го фильтров угловых скоростей, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого,n-го блоков датчиков угловых скоростей, вторые выходы которых подключены соответственно к (n+1)-му,2n му входам первого блока обработки информации, выход которого подключен к первому входу блока формирования параметров навигации и ориентации и ко вторым входам первого,n-го фильтров угловых скоростей; на первый,m-ый входы второго блока обработки информации подключены соответственно выходы первого,m-го фильтров линейных ускорений, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого,m-го блоков датчиков линейных ускорений, вторые выходы которых подключены соответственно к (m+1)-му,2m -му входам второго блока обработки информации, выход которого подключен ко вторым входам блока формирования параметров навигации и ориентации, первого,m-го фильтров линейных ускорений.

На фиг.1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков на которой приведены выше; на фиг.2 блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1

первый блок датчиков угловых скоростей БДУС1, 2 n-ый блок датчиков угловых скоростей БДУСn, 3 блок формирования параметров навигации и ориентации БФПНО, 4 первый блок датчиков линейных ускорений БДЛУ1, 5 m-ый блок датчиков линейных ускорений БДЛУm, 6 первый фильтр угловых скоростей ФУС1, 7 n-ый фильтр угловых скоростей ФУСn, 8 первый фильтр линейных ускорений ФЛУ1, 9 m-ый фильтр линейных ускорений ФЛУm, 10 первый блок обработки информации БОИ1, 11 второй блок обработки информации БОИ2, на фиг.3 блок - схема БОИ1 (10), содержащая: 12 задатчик постоянных параметров БУ1, 14 - второй блок умножения БУ2, 15 блок разности БР, 16 первый сумматор С1, 17 второй сумматор С2, 18 блок деления БД.

Система работает следующим образом.

БДУС1,БДУС (2) измеряют составляющие угловой скорости в местах установки

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

где

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 точное значение составляющих угловой скорости в центре масс,

wк1, ..., комплексная инерциальная система, патент № 2089450кп угловые скорости от изгибно-крутильных колебаний ЛА, для формирования параметров навигации и ориентации комплексная инерциальная система, патент № 2089450к1, ..., комплексная инерциальная система, патент № 2089450кп являются погрешностями, а для систем-потребителей это полезная информация;

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 систематическое (медленноменяющиеся) погрешности со среднеквадратическими значениями комплексная инерциальная система, патент № 2089450;

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 флюктуационные погрешности со средне-квадратическими значениями комплексная инерциальная система, патент № 2089450.

При этом

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

где

A1e, Ane амплитуда колебаний,

комплексная инерциальная система, патент № 20894501e, комплексная инерциальная система, патент № 2089450пe частота колебаний,

e количество тонов колебаний,

t время.

Известен пример технического исполнения БДУС. БДЛУ1,БДЛУm (5) измеряют составляющие линейных ускорений в местах установки

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

где

W точное значение составляющих ускорений в центре масс,

Wk1, Wkm ускорение от изгибно-крутильных колебаний ЛА, для формирования параметров навигации и ориентации Wk1, Wkm являются погрешностями, а для систем потребителей это полезная информация;

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 систематические (медленноменяющиеся) погрешности со среднеквадратическими значениями комплексная инерциальная система, патент № 2089450

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 высокочастотные флюктуационные погрешности со среднеквадратическими значениями комплексная инерциальная система, патент № 2089450.

При этом

комплексная инерциальная система, патент № 2089450,

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

где

B1e, Bme амплитуда колебаний;

комплексная инерциальная система, патент № 20894501e, комплексная инерциальная система, патент № 2089450me частота колебаний,

e количество тонов колебаний.

Погрешности от статического изгиба ЛА, которые могут быть скомпенсированы алгоритмически при априорно известных углах статического изгиба в местах установки датчиков в зависимости от загрузки, не учитываются.

Пример технического выполнения БДУС приведен в книге Боднера В.А. Приборы первичной информации. М. Машиностроение, 1991г. стр. 335.

С первого выхода БДУС1 (1) сигнал комплексная инерциальная система, патент № 20894501 выдается потребителям и поступает на первый вход ФУС1 (6), на второй вход которого поступает сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 с выхода БОИ1 (10). С первого выхода БДУСn (2) сигнал wn выдается потребителям и поступает на первые вход ФУСn (7), на второй вход которого поступает сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 с выхода БОИ1 (10).

С первого выхода БДЛУ (4) сигнал W1 выдается потребителям и поступает на первый вход ФЛУ (8), на второй вход которого поступает сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 с выхода БОИ2 (11). С первого выхода БДЛУ m (5) сигнал Wm выдается потребителям и поступает на первый вход ФЛУ m (9), на второй вход которого поступает сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 с выхода БОИ2 (11).

В ФУС1 (6), ФУСn (7) формируются соответственно сигналы

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

(здесь r1, R1, rn, Rn полиномы передаточных функций), поступающие соответственно на первый, n-ый входы БОИ1 (10), на (n + 1),2n й входы которого поступают соответственно со вторых выходов БДУС1 (1),БДУСn (2) сигналы U1, Un, свидетельствующие о исправном состоянии датчиков при U1= 1 исправность, U1= 0 отказ, Un= 1 исправность, Un= 0 отказ.

В ФЛУ1 (8),ФЛУm(9) формируются соответственно сигналы комплексная инерциальная система, патент № 2089450 (здесь q1, Q1, Qm, qm полиномы передаточных функций), поступающие соотвественно на первый,m-ый входы БОИ2 (11), на (m + 1)-ый,2m-ый входы которого со вторых входов БДЛУ1 (4), БДЛУ m (5) соответственно поступают сигналы U1,Um, свидетельствующие о исправности состояния датчиков при U1= 1 исправность, U1= 0 отказ, Um=1 исправность, Um= 0 отказ.

В БОИ1 (10), первый, n-ый входы подключены соответственно к первому,n-му входам БР15; с первого,n-го выхода ЗПП12 сигналы постоянных величин a1,an поступают на первый,n-ый входы БУ1 (13), на (n + 1)- ый, 2n- ый входы которого по (n + 1)-му, 2n му входам БОИ1 (10) и поступают соответственно сигналы a1U1,anUn, которые с первого,n го выходов БУ1 (13) поступают на первый,n ый входы C2 (17), где формируется суммарный сигнал комплексная инерциальная система, патент № 20894501 =a1U1+ ... +anUn который с выхода С2 (17) поступает на второй вход БД18, с которого сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 поступает на (n + 1)- ый вход БР15, БР (15) реализован на "n" элементах разности, на которых соответственно формируются сигналы (комплексная инерциальная система, патент № 2089450 x1), (комплексная инерциальная система, патент № 2089450 xn) которое с первого,n-го выходов БР15 поступают соответственно на (n + 1)-ый,2n-ый входы БУ2(14). БУ2(14) реализован на "n" элементах умножения, на которых формируются соответственно сигналы (комплексная инерциальная система, патент № 2089450 x1)комплексная инерциальная система, патент № 2089450a1И1,(комплексная инерциальная система, патент № 2089450 - xn)комплексная инерциальная система, патент № 2089450anИn, которые с первого,n-го выходов БУ2 (14) поступают на первый,n-ый входы С1 (16), где формируется суммарный сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 поступающий на первый вход БД18, где формируется сигнал

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

(здесь комплексная инерциальная система, патент № 2089450), при этом комплексная инерциальная система, патент № 20894501+ ... +комплексная инерциальная система, патент № 2089450n=1 тогда

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

соответственно при S-11 = (комплексная инерциальная система, патент № 20894501r1R2 ... Rn+комплексная инерциальная система, патент № 2089450nrnR1 ... Rn-1)

комплексная инерциальная система, патент № 2089450,

Примеры технического выполнения элементов БР, С, БУ, БД, ЗПП приведены в книге Тетельбаума И.М. Шнейдера Ю.Р. 400 схем для АВМ. М. Энергия, 1978г. на стр. 10, стр. 53, стр. 93 соответственно.

При передаточных функциях ФУС (6), ФУСn (7)

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

(здесь p оператор дифференцирования, T,комплексная инерциальная система, патент № 2089450 постоянные времени, x - постоянный коэффициент демпфирования), выбирается S1 полином, обеспечивающий устойчивость и качество регулирования, комплексная инерциальная система, патент № 2089450

будет

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

т.е. подавляется погрешность от "l" тонов изгибно-крутильных колебаний.

ФУС1 (6), ФУСn (7) реализует на "l" последовательно соединенных элементах второго порядка.

Погрешность от систематических (медленноменяющихся) составляющих комплексная инерциальная система, патент № 2089450

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

после окончания переходного процесса будет погрешность

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

а так как величины комплексная инерциальная система, патент № 2089450 являются случайными независимыми, то среднеквадратическая погрешность

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

Постоянные величины a1,an,формируемые в ЗПП12, выбираются обратнопропорциональными дисперсиями погрешностей комплексная инерциальная система, патент № 2089450

тогда при исправности всех датчиков U1=U2=Un=1

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

Если индексы погрешностей датчиков выбраны по приоритету, а именно первый наиболее точный комплексная инерциальная система, патент № 2089450 то очевидно, что комплексная инерциальная система, патент № 2089450 т.е. погрешность оптимально осредненного параметра комплексная инерциальная система, патент № 2089450 всегда меньше погрешности наиболее точного датчика. Например, при комплексная инерциальная система, патент № 2089450 (датчики равноточные) комплексная инерциальная система, патент № 2089450 (Здесь n количество датчиков).

При отказе одного из датчиков, например при отказе БДУСn (2) Un 0, тогда

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

соответственно при равноточных датчиках комплексная инерциальная система, патент № 2089450 будет комплексная инерциальная система, патент № 2089450 что, например, при n 5 составляет комплексная инерциальная система, патент № 2089450 т.е. точность повышается в 2 раза.

При отказе наиболее точного датчика БДУС1 (1) U1 0

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

откуда следует, что при равноточных датчиках

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 соответственно, например, при комплексная инерциальная система, патент № 2089450 т. е. погрешность комплексного параметра меньше погрешности наиболее точного отказавшего датчика. Таким образом повышаются показатели надежности и обеспечивается повышение точностных характеристик.

Погрешность от высокочастотных флюктуационных составляющих

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 (здесь при b1,bn постоянные величины,

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

Высокочастотные флюктуационные погрешности в основном определяются вибрационными характеристиками в местах установки датчиков, конструктивные требования которых к вибрационным характеристикам в местах установки одинаковы, тогда

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 а так как C1<1,C<1, C1+C2+. +Cn<1, то

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

т. е. составляющая погрешности комплексного параметра комплексная инерциальная система, патент № 2089450 от высокочастотных погрешностей комплексная инерциальная система, патент № 2089450 меньше погрешностей датчиков.

С выхода БОИ1 (10) сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 выдается потребителям и поступает на один вход БФПНОЗ.

БОИ2 (11) по исполнению аналогичен БОИ1 (10) с заменой индекса "n" на "m". На выходе БОИ2 (11) формируется сигнал

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

где

S-21 = комплексная инерциальная система, патент № 20894501q1Q2 ... Qm+ ... комплексная инерциальная система, патент № 2089450mqmQ1 ... Qm-1

При передаточных функциях ФЛУ (8),ФЛУm (9)

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

(здесь комплексная инерциальная система, патент № 2089450, g постоянные времени, d коэффициент демпфирования), откуда следует, что при наличии S-21 обеспечивающем устойчивость и качество регулирования,

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

т.е. подавляются погрешности от "e" тонов изгибно-крутильных колебаний.

ФЛУ1 (8), ФЛУm (9) реализуются на "m" последовательно-соединенных элементах второго порядка.

Погрешность от систематических составляющих комплексная инерциальная система, патент № 2089450

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

будет меньше погрешности наиболее точного датчика.

Погрешность от высокочастотных флуктуационных составляющих комплексная инерциальная система, патент № 2089450 определяемых вибрационными характеристиками в местах установки датчиков, при комплексная инерциальная система, патент № 2089450

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

(здесь D1<1,D<1, D1+Dm=1, комплексная инерциальная система, патент № 2089450) меньше погрешностей датчиков.

При отказах датчиков БОИ2 (11) работает аналогично БОИ1 (10).

С выхода БОИ2 (11) сигнал комплексная инерциальная система, патент № 2089450 выдается потребителям и поступает на второй вход БФПНОЗ, в котором по поступившим сигналам комплексная инерциальная система, патент № 2089450 и при известных начальных условиях формируются параметры навигации и ориентации ЛА:

составляющие путевой скорости комплексная инерциальная система, патент № 2089450,

координаты местоположения комплексная инерциальная система, патент № 2089450,

углы ориентации (курс, крен, тангаж) комплексная инерциальная система, патент № 2089450, которые с первого, второго и третьего выхода БФПНОЗ выдаются потребителям.

Формируемые в БФПНОЗ параметры V, комплексная инерциальная система, патент № 2089450, комплексная инерциальная система, патент № 2089450 являются функциями комплексная инерциальная система, патент № 2089450

т.е. в общем виде П П (комплексная инерциальная система, патент № 2089450) (здесь П параметр), тогда погрешность

комплексная инерциальная система, патент № 2089450

где

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 суммарные погрешности,

комплексная инерциальная система, патент № 2089450 частные производные.

Так как погрешности комплексная инерциальная система, патент № 2089450 меньше, чем в системе прототипе, то погрешности комплексная инерциальная система, патент № 2089450П также будут меньше.

Таким образом введение новых связей и дополнительных блоков обеспечивают повышение надежности и точности формирования параметров навигации и ориентации в комплексной инерциальной системе, что свидетельствует о достижении технико-экономического эффекта.

Класс B64C13/18 с автопилотом

способ автоматического пилотирования летательного аппарата с несущим винтом, содержащего, по меньшей мере, один толкающий винт, устройство автоматического пилотирования и летательный аппарат -  патент 2513189 (20.04.2014)
способ захода самолета на посадку в аварийных условиях (варианты) -  патент 2509684 (20.03.2014)
система автоматического управления углом курса и ограничения нормальной перегрузки летательного аппарата -  патент 2503585 (10.01.2014)
стартовая система предупреждения критических режимов одновинтового вертолета -  патент 2497718 (10.11.2013)
способ формирования сигнала управления системой стабилизации беспилотного летательного аппарата -  патент 2487052 (10.07.2013)
система управления углом тангажа летательного аппарата -  патент 2461041 (10.09.2012)
система автоматического управления углом тангажа и ограничения угла атаки летательного аппарата -  патент 2434785 (27.11.2011)
система автоматического управления углом крена и ограничения угловой скорости крена летательного аппарата -  патент 2430858 (10.10.2011)
способ пилотирования летательного аппарата в фазе захода на посадку -  патент 2389647 (20.05.2010)
система поддержки принятия решений экипажа воздушного судна по предотвращению особых ситуаций -  патент 2386569 (20.04.2010)

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх