роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием
Патентообладатель(и):Большанин Иннокентий Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-08-09
публикация патента:

Использование: двигателестроение. Сущность изобретения: двигатель содержит корпус с трохоидальной рабочей камерой 1, в которой размещен эксцентриковый вал с установленными на нем ротором-поршнем 2 с по меньшей мере двумя вершинами, снабженными уплотнительными пластинами 3 с дугообразным профилем их контактных поверхностей и закрепленными на корпусе и роторе-поршне 2 синхронизирующими шестернями 4, 5. Уменьшение переменных крутящих моментов на роторе-поршне 2 относительно его оси вращения, возникающих от давления газов при работе двигателя, обеспечивает равенство моментов сил, действующих на каждую пару вершин, замыкающих рабочие отсеки. Это достигается коррекцией исходного трохоидного профиля, заключающейся в смещении последнего во внешнюю сторону за исключением точек на концах большей и меньшей половин осей камеры. Указанная коррекция обеспечивает условия, при которых точки контакта профиля со всеми вершинами ротора-поршня 2 в любом положении последнего находятся на равном расстоянии от его оси вращения, что обеспечивает равенство моментов сил, действующих на каждую пару вершин, замыкающих отсеки ротора-поршня, относительно его оси, что, в свою очередь, уменьшает переменные нагрузки на зубья синхронизирующих шестерен, повышая их надежность и срок службы. 13 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13

Формула изобретения

Роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с трохондоподобной рабочей камерой, в которой размещен эксцентриковый вал, с установленным на нем ротором-поршнем по меньшей мере с двумя вершинами, снабженными уплотнительными пластинами, с дугообразным профилем их контактных поверхностей и закрепленными на корпусе и роторе-поршне синхронизирующими шестернями, отличающийся тем, что профиль рабочей камеры образован плавной кривой, огибающей три группы точек, причем точки первой группы лежат на осях симметрии вершин поперечного сечения ротора-поршня, в положении последнего, когда ось симметрии одной из его вершни совмещена с концом большей половины оси камеры, и расположены от оси вращения ротора-поршня на расстоянии, определяемом по формуле

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770

точки второй группы лежат на осях симметрии вершин поперечного сечения ротора-поршня, в положении последнего, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры, и расположены от оси вращения ротора-поршня на расстоянии, определяемом по формуле

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770

точки третьей группы лежат на осях симметрии поперечного сечения вершин ротора-поршня, в положении последнего, когда эксцентрик вала занимает среднее, по углу, положение между большей и меньшей половинами осей камеры, и расположены от оси вращения ротора-поршня расстоянии, определяемом по формуле

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770

где ODk определяемое расстояние между осью вращения ротора-поршня и точками профиля, лежащими на осях симметрии вершин в указанных положениях ротора-поршня;

rm радиус дуги профиля контактной поверхности уплотнительных пластин;

ОА расстояние между осью вращения ротора-поршня и концом большей половины оси камеры в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом большей половины оси камеры;

ОВ расстояние между осью вращения ротора-поршня и концом меньшей половины оси камеры, в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры;

ОС расстояние между осью вращения ротора-поршня и условной точкой на окружности, концентричной ротору-поршню, радиус которой равна (ОА + ОВ)/2 в положении ротора-поршня, когда эксцентрик вала занимает среднее, по углу, положение между большей и меньшей половинами осей камеры;

РАа расстояние между точкой сопряжения синхронизирующих шестерен и центрами дуг профиля контактной поверхности уплотнительных пластин, как точек пересечения осей симметрии вершин с окружностью, концентричной ротору-поршню и радиус которой равен АО rm, в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом большей половины оси камеры;

РМв расстояние между точкой сопряжения синхронизирующих шестерен с центрами дуг профиля контактной поверхности уплотнительных пластин, как точек пересечения осей симметрии вершин с окружностью, концентричной ротору-поршню и радиус которой равен ОВ rm, в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры;

РМс расстояние между точкой сопряжения синхронизирующих шестерен и центрами дуг профиля контактной поверхности уплотнительных пластин, как точек пересечения осей симметрии вершин с окружностью, концентричной ротору-поршню и радиус которой равен ОС rm, в положении ротора-поршня, когда эксцентрик вала занимает среднее, по углу, положение между большей и меньшей половинами осей камеры;

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770- угол между осью симметрии вершины ротора-поршня и нормалью к корректируемому профилю прямой, проходящей через точку сопряжения синхронизирующих шестерен и через центр дуги профиля контактной поверхности уплотнительной пластины, как точки пересечения оси симметрии вершины с окружностью, концентричной ротору-поршню и радиус которой равен

1) (ОА rm) в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом большей половины оси камеры;

2) (ОВ rm) в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры;

3) (ОС rm) в положении ротора-поршня, когда эксцентрик вала занимает среднее, по углу, положение между большей и меньшей половинами осей камеры.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к роторно-поршневым двигателям внутреннего сгорания с контактной системой уплотнения.

Известные роторно-поршневые двигатели, содержащие корпус с трохоидальной рабочей камерой, в которой размещен эксцентриковый вал с установленным на нем ротором-поршнем, по меньшей мере с двумя вершинами, снабженными уплотнительными пластинами, с дугообразным профилем их контактных поверхностей и закрепленными на корпусе и роторе-поршне синхронизирующими шестернями (Ханин Н. С. Чистозвонов С.В. Автомобильные роторно-поршневые двигатели", М.Машгиз, 1964, с. 77 78).

Предложенный двигатель отличается от прототипа тем, что профиль его рабочей камеры образован плавной кривой, огибающей три группы точек, причем точки первой группы лежат на осях симметрии вершин поперечного сечения ротора-поршня, в положении последнего, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом большей половины оси камеры и расположены от оси вращения ротора-поршня на расстоянии, определяемом по формуле:

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770

Точки второй группы лежат на осях симметрии вершин поперечного сечения ротора-поршня, в положении последнего, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры и расположены от оси вращения ротора-поршня на расстоянии, определяемом по формуле:

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770

Точки третьей группы лежат на осях симметрии вершин поперечного сечения ротора-поршня, в положении последнего, когда эксцентрик вала занимает среднее по углу положение между большей и меньшей половинами осей камеры, и расположены от оси вращения ротора-поршня на расстоянии, определяемом по формуле:

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770

где ODk определяемое расстояние между осью вращения ротора-поршня и точками профиля, лежащими на осях симметрии вершин в указанных положениях ротора-поршня;

rm заданный радиус дуги профиля контактной поверхности уплотнительных пластин.

OA заданное расстояние между осью вращения ротора-поршня (O) и концом большей половины оси камеры (A), при совмещении оси симметрии одной из вершин с концом большей половины оси камеры. Через точку A при этом проходит окружность (с центром в O), на которой лежат точки контакта (Kk) всех вершин, в данном положении ротора-поршня. (фиг.1, 2);

OB заданное расстояние между осью вращения ротора-поршня (O) и концом меньшей половины оси камеры (B) при совмещении оси симметрии одной из вершин с концом меньшей половины оси камеры. Через точку B при этом проходит окружность (с центром в O), на которой лежат точки контакта (Kk) всех вершин, в данном положении ротора-поршня (фиг.3, 4);

OC расстояние между осью вращения ротора-поршня (O) и условной точкой (C), лежащей на окружности, концентричной ротору-поршню, радиус которой (OA + OB)/2, в положении ротора-поршня, когда эксцентрик вала занимает среднее по углу положение между большей и меньшей половинами осей камеры. Точки контакта (Kk) всех вершин, в данном положении ротора-поршня лежат на указанной окружности (фиг.5, 6);

PMa расстояние между точкой сопряжения синхронизирующих шестерен (P) и центрами дуг профиля контактной поверхности уплотнительных пластин (Ma), как точек пересечения осей симметрии вершин с окружностью, концентричной ротору-поршню, радиус которой OA rm в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с большей половиной оси камеры (фиг.2);

PMb расстояние между точкой сопряжения синхронизирующих шестерен (P) и центрами дуг профиля контактной поверхности уплотнительных пластин (Mb), как точек пересечения осей симметрии вершин с окружностью, концентричной ротору-поршню, радиус которой OB rm в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры (фиг. 4);

PMc расстояние между точкой сопряжения синхронизирующих шестерен (P) и центрами дуг профиля контактной поверхности уплотнительных пластин (Mc), как точек пересечения осей симметрии вершин ротора-поршня с окружностью, концентричной ротору-поршню, радиус которой OC rm в положении ротора-поршня, когда эксцентрик вала (O) занимает среднее по углу положение между большей и меньшей половинами осей камеры (фиг.6);

роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания, патент № 2088770 угол между осью симметрии вершины ротора-поршня и нормалью к профилю, прямо проходящей через точку сопряжения синхронизирующих шестерен (P) и через центр дуги профиля контактной поверхности уплотнительной пластины, как точки пересечения оси симметрии вершины с окружностью, концентричной ротору-поршню и радиус которой равен:

1) (OA rm) OMa в положении ротора-поршня когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом большей половины оси камеры (фиг.2);

2) (OB rm) OMb в положении ротора-поршня, когда ось симметрии одной из его вершин совмещена с концом меньшей половины оси камеры (фиг.4).

3) (OC rm) OMc в положении ротора-поршня, когда эксцентрик вала занимает среднее по углу положение между большей и меньшей половинами осей камеры (фиг.6).

PMa, PMb, PMc и d вычисляются тригонометрическим способом для каждой вершины с учетом OMa, OMb, OMc, R, r, e по схемам, выполненным для каждого положения ротора-поршня (фиг.2, 4, 6).

На фиг. 1, 8 показан предложенный профиль Dk, в сравнении с равным ему по осям, профилем-эквидистантой Dt. Кривая профиля огибает первую группу точек Dk, расположенных от оси вращения ротора-поршня на расстоянии ОDk; на фиг. 2, 9 геометрические параметры, необходимые для определения первой группы точек, в первом из трех положений ротора-поршня; на фиг. 3, 10 кривая профиля, огибающая точки Dk второй группы; на фиг. 4, 11 геометрические параметры, необходимые для определения второй группы точек, во втором из трех положений ротора-поршня; на фиг. 5, 12 - кривая профиля, огибающая точки Dk третьей группы; на фиг. 6, 13 - геометрические параметры, необходимые для определения третьей группы точек в третьем положении ротора-поршня.

Предложенный профиль рабочей камеры в отличии от эквидистанты к эпитрохоиде и известных ее коррекций имеет конфигурацию при которой точки сопряжения Kk всех уплотнительных пластин с боковой поверхностью Dk рабочей камеры, находятся на равном расстоянии от оси вращения ротора-поршня при любом контактном положении последнего, благодаря чему моменты сил, действующих при работе двигателя на каждую пару вершин, замыкающих отсек -равны, что уменьшает переменные нагрузки на зубья синхронизирующих шестерен, повышая их надежность и работоспособность.

Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием

сферический роторно-волновой двигатель с управляемыми параметрами -  патент 2529614 (27.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания: 6-ти тактный роторный двигатель с вращающимися запорными элементами, раздельными роторными секциями разного назначения, камерами сгорания неизменного объема, расположенными в рабочих роторах -  патент 2528796 (20.09.2014)
роторный двигатель -  патент 2528784 (20.09.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2527808 (10.09.2014)
двухсекционный роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525559 (20.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2524795 (10.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2511953 (10.04.2014)
роторно-поршневой двигатель "fym-2"(варианты) -  патент 2509222 (10.03.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2506439 (10.02.2014)
бескривошипный роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания изменяемой мощности -  патент 2506438 (10.02.2014)
Наверх