устройство для заряда аккумуляторной батареи транспортного средства от сети переменного напряжения

Классы МПК:H02J7/02 схемы зарядки батарей от сети переменного тока через преобразователи 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Уральское отделение Всероссийского научно- исследовательского института железнодорожного транспорта
Приоритеты:
подача заявки:
1994-06-08
публикация патента:

Изобретение относится к области технических средств заряда аккумуляторных батарей. С целью оптимизации заряда батарей устройство, состоящее из зарядной цепи, которая выполнена из двух диодов и реактора, снабжено переключателем с двумя группами n+1 контактов, а обмотка реактора выполнена и с n отводами. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство для заряда аккумуляторной батареи транспортного средства от сети переменного напряжения, содержащее зарядную цепь, которая выполнена из последовательно соединенных реактора, первого диода, соединенного с сетью, и второй диод, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено переключателем с двумя группами контактов, выполненными с общими выводами, а обмотка реактора выполнена с n отводами, причем общий вывод контактов первой группы подключен к сети, а индивидуальные выводы контактов этой группы соединены с первым выводом и с отводами обмотки реактора, общий вывод контактов второй группы соединен через второй диод с полюсом батареи, которая вторым полюсом подключена к первому выводу реактора, а индивидуальные выводы контактов второй группы соединены с вторым выводом и с отводами обмотки реактора, при этом проводящее направление второго диода не совпадает с полярностью напряжения батареи, а каждая группа имеет n + 1 контакт.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области средств заряда аккумуляторных батарей.

В качестве аналогов приняты технические решения, которые позволяют заряжать аккумуляторные батареи от источника (сети) переменного напряжения. Устройство [1] состоит из диода, шунтированного резистором, и резистора, через которые заряжаемая батарея подключена к однофазной сети переменного напряжения. Недостатки этого устройства в том, что заряд батареи сопровождается потерями энергии в резисторах устройства.

Устройства [2, 3] выполнены на основе диодов, шунтированных конденсаторами. Замена резисторов конденсаторами позволяет уменьшить потери электроэнергии. При заряде батарей большой емкости требуется большое количество конденсаторов, которые имеют большую массу и занимают большой объем.

В качестве ближайшего прототипа принято устройство [4] которое предназначено для заряда аккумуляторных батарей от однофазной сети переменного напряжения и выполнено в виде зарядной цепи из реактора с двумя обмотками и диода. Одна обмотка реактора соединена последовательно с диодом и образует зарядную цепь, через которую заряжаемая батарея подключается к сети. Вторая обмотка шунтирована через диод резистором. Недостатки этого устройства: потери энергии в резисторе, отсутствие возможности согласования тока сети и батареи.

Сущность изобретения состоит в следующем. Тяговые и стартерные аккумуляторные батареи транспортных средств разнообразного назначения обеспечивают соответственно их движение (электропогрузчики, электротележки) и пуск двигателей внутреннего сгорания (тепловозы, дизель-поезда, автомобильный транспорт, изотермические вагоны) и имеют напряжение 6, 12, 24, 48, 75, 110 В. В процессе эксплуатации таких батарей возникает необходимость заряжать их от сети переменного напряжения, величина которого составляет 220, 380 В и превышает напряжение батарей. Тяговые батареи заряжают от сети переменного напряжения после окончания работы транспортного средства и уменьшения емкости батареи. Стартерные батареи заряжают от сети во время периодически выполняемых контрольно-тренировочных циклов. Для получения требуемой величины зарядного тока батарей, напряжение которых меньше напряжения сети, используют зарядные устройства, выполненные на основе выпрямителей и трансформаторов или токоограничивающих цепей (конденсаторов, резисторов, реакторов) с диодами.

Устройство изобретения выполнено на основе зарядной цепи, которая состоит из первого диода и реактора с обмоткой, которая имеет отводы, содержит второй диод и переключатель. Во время действия одной полуволны переменного напряжения реактора запасает энергию и отдает ее в батарею во время действия второй полуволны. Переключатель и обмотка с отводами позволяют задавать требуемое соотношение между токами сети и батареи. Это обеспечивает заряд батарей большое емкости большим током и потребление из сети небольшого тока. Появляется возможность заряжать батареи большое емкости и от маломощных сетей переменного напряжения, выполнив указанное согласование потребляемого и зарядного тока. Уменьшение потребляемого тока уменьшает потери энергии в элементах сети. В результате этого достигается оптимизация процесса заряда батарей, которая определяет технический результат изобретения.

На чертеже показана принципиальная электрическая схема устройства заряда. Это устройство имеет выводы 1 для подключения к однофазной сети переменного напряжения, зарядную цепь из первого диода 2 и реактора 3, переключатель 4, второй диод 5 и заряжает батарею 6. Обмотка реактора имеет первый 3.1, второй 3.2 выводы и n отводов 3.3. Переключатель 4 выполнен с первой группой контактов 4.1 и второй группой контактов 4.2. Общий вывод контактов 4.1 (4.2) подключен к сети (к батарее 6). Каждая группа контактов состоит из n+1 контактов. Переключатель 4 выполнен с возможностью подключения к сети и батарее 6 разного числа витков обмотки реактора 3. При замкнутых левых контактах 4.1 и 4.2 обмотка подключена к батарее 6 всеми витками и их частью к сети. Когда замкнуты правые контакты 4.1 и 4.2, то обмотка подключена к сети всеми витками и их частью к батарее 6.

Устройство работает в такой последовательности. Под действием полволны переменного напряжения, полярность которой совпадает с проводящим направлением диода 2, по обмотке реактора 3 протекает ток и в ее индуктивности запасается энергия. Диод 5 препятствует протеканию тока в цепи батареи 6. Когда переменное напряжение меняет полярность и становится больше напряжения батареи 6, то ток в цепи диода 2 прекращается и под действием эдс. самоиндукции обмотки появляется ток в цепи 5-6, батарея заряжается и в нее поступает энергия, запасенная в индуктивности обмотки. Заряд батареи продолжается до тех пор, пока ее напряжение не станет больше мгновенного значения напряжения сети. После этого ток в цепи 5-6 прекращается и появляется ток в цепи диода 2. Далее напряжение сети меняет полярность и работа устройства повторяется в описанной последовательности.

Величина токов, потребляемого из сети и используемого для заряда, зависит от положения переключателя и соответственно от количества витков в обмотке реактора 3, которые подключены к сети и к батарее. Если к сети (батарее) подключено больше (меньше) витков, то ток сети меньше (больше) тока батареи 6. Это позволяет заряжать батареи, зарядный ток которых превышает допустимый ток сети, и использовать унифицированный реактор для заряда батарей различной емкости.

Класс H02J7/02 схемы зарядки батарей от сети переменного тока через преобразователи 

устройство управления аккумуляторной батареей -  патент 2526849 (27.08.2014)
устройство подзарядки аккумуляторных батарей гибридного автомобиля -  патент 2524352 (27.07.2014)
блок энергоснабжения, сухопутное транспортное средство, станция замены и способ замены блока энергоснабжения, имеющегося на сухопутном транспортном средстве -  патент 2523719 (20.07.2014)
устройство передачи электрической энергии в ракетно-космических комплексах (варианты) -  патент 2521108 (27.06.2014)
устройство уравновешивания напряжения для системы аккумуляторных батарей -  патент 2516297 (20.05.2014)
импульсный источник питания -  патент 2513902 (20.04.2014)
система накопления электрической энергии на базе аккумуляторных батарей и суперконденсатора с функцией улучшения качества сети -  патент 2512880 (10.04.2014)
устройство и способ управления зарядом модуля аккумуляторной батареи -  патент 2502171 (20.12.2013)
устройство для индуктивной передачи электроэнергии -  патент 2501144 (10.12.2013)
транспортное средство с электроприводом и устройство подачи энергии для транспортного средства -  патент 2499694 (27.11.2013)
Наверх