способ определения скоростного напора набегающего потока на борту космического аппарата с системой силовых гироскопов

Классы МПК:B64G1/28 с использованием инерционного или гироскопического эффекта
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им.С.П.Королева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-27
публикация патента:

Использование: область космической техники, в частности средства для определения скоростного напора набегающего потока (Cн) на борту космического аппарата (КА) с системой силовых гироскопов (СГ). Сущность изобретения: при построении ориентации КА относительно потока и ее поддержании на участке определения Cн измеряют в виде интегральной оценки момент силы давления потока, действующей на КА, причем в качестве измерителя используют СГ, дающие вектор H(t) накопленного КА кинетического момента. При первом прохождении мерного участка поддерживают конфигурацию и ориентацию КА с минимальным возмущающим внешним моментом, а при последующих прохождениях данного участка создают максимальный аэродинамический момент на КА, поддерживая прочие компоненты возмущающего момента неизменными. Способ позволяет повысить точность определения Cн без использования специального инструментария. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения скоростного напора набегающего потока на борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, включающий ориентацию космического аппарата относительно набегающего потока, поддержание ориентации на мерном участке орбиты, измерение внешних возмущающих аэродинамических воздействий, действующих на космический аппарат, определение по измеренным значениям скоростного напора набегающего потока, отличающийся тем, что перед достижением мерного участка орбиты определяют ориентацию и конфигурацию космического аппарата, при которых значения главного вектора возмущающего момента, а также аэродинамического возмущаемого момента минимальны, строят данную ориентацию космического аппарата, с момента достижения мерного участка и до его конца измеряют текущее значение вектор-функции кинетического момента в системе силовых гироскопов, перед каждым последующим достижением мерного участка орбиты определяют ориентацию и конфигурацию космического аппарата, при которых значение вектора аэродинамического момента максимально, а остальные составляющие главного вектора возмущающего момента неизменны, строят данную ориентацию с измененной конфигурацией космического аппарата, повторно измеряют текущее значение вектор-функции кинетического момента в системе силовых гироскопов на том же участке, определяют изменение вектор-функции накопленного кинетического момента в результате последующего прохождения мерного участка орбиты по отношению к этой вектор-функции, измеренной в результате предыдущего прохождения мерного участка орбиты, и используют данное изменение вектор-функции для определения искомого скоростного напора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано для определения скоростного напора набегающего потока на космических аппаратах, управляемых силовыми гироскопами.

Измерение скоростного напора в полете непосредственно на борту космического аппарата (КА) является одной из задач, решение которой необходимо для осуществления автономного управления объектом. Значение скоростного напора (CН=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390v2/2) определяет, во-первых, аэродинамические силы Fi и моменты, действующие на КА: способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 (Ci соответствующие аэродинамические коэффициенты, Sm площадь миделя объекта), во-вторых, по значению скоростного напора (при известной скорости объекта V) можно судить о плотности атмосферы способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 В свою очередь, зная плотность и используя зависимость плотности от высоты, можно определить высоту полета H=f(способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390) Таким образом, измерение скоростного напора позволит получить информацию о силах, действующих на объект, и о высоте полета. Что касается получаемых данных о распределении плотности, то они представляют значительный самостоятельный интерес в связи с изучением параметров верхней атмосферы, прогнозированием времени существования КА и определением необходимых запасов топлива.

Известен способ определения скоростного напора по данным торможения КА (см. Космические исследования, т. Х, вып.3. М. Наука, 1972, с. 452 453). В нем, зная зависимость способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390H=f(CН, t) определяется посредством радиоконтроля орбиты изменение высоты полета способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390H за время t, далее вычисляется Cн.

Использование данного способа ведет к грубым оценкам значения Cн. Это связано с большим порядком малости величины способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390H за время пролета участка, на котором производятся измерения Cн.

Известен способ определения скоростного напора набегающего потока на борту КА с помощью мембранного датчика наиболее близкий по технической сущности к предлагаемому изобретению и принимаемый авторами за прототип (см. труды ЦАГИ, вып. 2103, М. 1980, с. 3 -14). Данная методика заключается в использовании свойства мембраны прогибаться под действием силы со стороны набегающего потока. Таким образом, скоростной напор способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390v2/2 воспринимается мембраной датчика.

Для этого на борту КА устанавливается комплект аппаратуры с чувствительным элементом; ориентируют КА относительно набегающего потока таким образом, чтобы угол между плоскостью пластины датчика и направлением потока был 90oC; поддерживают данную ориентацию КА на участке орбиты, на котором проводится измерение Cн, и измеряют внешнее возмущающее аэродинамическое воздействие на КА, регистрируя прогиб мембраны способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 пропорциональный силе F, действующей на нее в свободномолекулярном потоке; далее определяют по измеренным значениям D скоростной напор набегающего потока (Cн), который пропорционален D

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

где CX(способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390) коэффициент сопротивления, зависящий от коэффициента аккомодации способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 нормального импульса и угла атаки q пластины, А площадь пластины) (см. Труды ЦАГИ, вып. 2103. М. 1980, с. 4).

Главным недостатком данного способа является большая погрешность (10 - 20% ), что является следствием работы с величинами большого порядка малости, определяемыми малой площадью мембраны А.

Кроме того, вышеизложенный способ позволяет измерить Cн при большой неоднородности среды лишь в узкой "трубке" набегающего потока (в сечении площадью А), когда на практике необходима "трубка" в сечении площадью Sm.

Техническим результатом является повышение точности определения Cн.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе, включающем ориентацию КА относительно набегающего потока, поддерживание ориентации КА на участке орбиты, на котором проводится измерение скоростного напора набегающего потока, измерение внешних аэродинамических воздействий, действующих на КА, определение по измеренным значениям скоростного напора набегающего по измеренным значениям скоростного напора набегающего потока, перед достижением мерного участка орбиты определяют ориентацию КА, при которой значение главного вектора возмущающего момента минимально, строят данную ориентацию КА, с момента достижения участка и до его конца измеряют текущие значения вектора кинетического момента в системе способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 перед достижением указанного участка орбиты определяют ориентацию КА, при которой значение вектора аэродинамического момента максимально, а остальные составляющие главного вектора возмущающего момента неизменны, строят данную ориентацию КА, с момента достижения указанного участка и до его конца измеряют текущее значение вектора кинетического момента в системе способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 определяют изменение вектор функции накопленного кинетического момента способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 по выражению

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

соответственно способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 приведенные к нулевым условиям начала участка), определяют значение скоростного напора набегающего потока ([Cн(t)] по выражению:

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

где Кa обобщенный аэродинамический коэффициент КА).

Как указывалось, изобретение направлено на повышение точности в определении скоростного напора. Для обоснования достижения указанной цели предлагаемым способом сравним факторы, определяющие погрешность в прототипе и предлагаемом изобретении.

Из выражения для скоростного напора, данного вместе с формулой изобретения, следует, что погрешность определения складывается из погрешности измерения значений способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 и погрешности в определении обобщенного аэродинамического параметра КА. Погрешность в измерении способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 согласно техническим характеристикам системы СГ модуля "Гамма" (см. Система управления движением модуля "Гамма". Контроль режимов, П25092-118 НПО "Энергия", г. Калининград, 1987) не более 2,5% Погрешность в определении коэффициента Ka (см. Пакет прикладных программ "Высота"; ОФАП, САПР, 1983, НПО "Энергия", г. Калининград) не хуже 1,5% Таким образом, если пренебречь погрешность дифференцирования, то суммарная погрешность предложенного авторами способа определения скоростного напора не превышает 4% У прототипа указанная погрешность 10%

Сущность изобретения поясняется графически: на чертеже представлен космический аппарат (КА), управляемый по углам способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 и способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 и снабженный средством регулирования аэродинамического момента, например, панелями 1 солнечных батарей.

Панели 1 могут отклоняться на угол v относительно корпуса КА.

Разворотами корпуса КА в различные положения ориентации на орбите, а также поворотами панелей солнечных батарей (или иных аналогичных элементов) могут создаваться различные возмущающие моменты на корпус КА. Для современных КА характерно широкое применение в системах ориентации инерционных исполнительных органов, например силовых гироскопов, обладающих свойством накапливать кинетический момент способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 под действием внешнего возмущающего момента способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 (см. Б.В.Раушенбах, Е.Н.Токарь. Управление ориентацией КА. М. Наука, 1974, с. 125 -126).

Работает КА, при определении Cн, следующим образом.

Перед достижением участка орбиты, на котором необходимо установить величину Cн, определяют ориентацию КА, при которой значение главного вектора возмущающего момента минимально. Пусть, например, КА обращается на орбитах высотой 150.450 км, на которых чаще всего ставятся задачи определения Cн. На этих высотах значение главного вектора возмущающего момента определяют аэродинамический способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 и гравитационный способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 моменты, остальные же составляющие способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 незначительны по отношению к ним и не учитываются в расчетах движения КА (см. Механика космического полета. М: Машиностроение, 1989, с. 107). Необходимо определить ориентацию КА, при которой

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

Гравитационный момент по осям орбитальной системы координат равен (см. А.П.Разыграев. Основы управления полетом космических аппаратов. М. Машиностроение, 1990, с. 26): способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 где Jx, Jy, Jz моменты инерции КА; способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 углы тангажа и крена; w орбитальная частота. Таким образом способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 при условии способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 _способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0. Аэродинамический момент: способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 где Ci коэффициент аэродинамической силы, lx характеристическое расстояние, Sм площадь миделя, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 при условии Ci _способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0 соответственно Ci _способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0 при условии способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 _способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0 где способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 угол рыскания, v угол атаки больших элементов конструкции (например солнечных батарей; см. фиг. 1, поз. 1). Следовательно, в орбитальной системе координат условие способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 выполняется при способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 _способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0 (В случае солнечных батарей (СБ): способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 _способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0 означает, что СБ ориентированы "флюгером" по отношению к набегающему потоку).

Далее КА строит ориентацию: углы способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 приводятся к нулю исполнительными органами КА, угол v системой ориентации солнечных батарей.

С момента достижения участка, на котором определяется Cн, и до его конца измеряют текущие значения вектора кинетического момента в системе способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 На данном участке, ограниченном временным интервалом (0, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 ): способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 где способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 значение способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 в начале участка. Накопленный кинетический момент в системе СГ на донном участке (приведенный к нулевым условиям начала участка):

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 поскольку способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 то способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

Измерения способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 необходимы для "установки нуля" измерительного прибора, которым является система СГ (учет погрешности от принятых допущений: КА магнитоуравновешен и т.д.).

Далее до достижения данного участка на следующем витке строят такую ориентацию КА, при которой значение вектора аэродинамического момента максимально, а остальные составляющие способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 неизменны по отношению к предшествующей ориентации КА, т.е. стремятся к нулю: очевидно, если способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 то способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=0, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 0. В случае солнечных батарей максимальный аэродинамический момент при ориентации СБ "пропеллер" (в этом случае MA=Ciспособ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390v2lXSМsin2способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390) и способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=45способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

С момента достижения КА участка, на котором определяется Cн, и до его конца измеряют текущие значения вектора кинетического момента в системе СГ способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

где

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 значение способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 в начале участка. В этом случае способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

Далее определяют изменение вектора функции накопленного кинетического момента: способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

В заключение определяется Cн согласно выражению:

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 где способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 -аэродинамические коэффициенты КА при первом и втором вариантах измерения способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

В качестве примера реализации предлагаемого способа рассмотрим КА астрофизический модуль "Гамма", на борту которого установлены система СГ и СБ с системой их ориентации (см. В.С.Ковтун, В.В.Митрикас, В.Н.Платонов, С.Г.Ревнивых, Н.А.Суханов. Математическое обеспечение проведения экспериментов при управлении ориентацией космического астрофизического модуля "Гамма". Изв. АН СССР. Технич. кибернетика. 1990, N 3, с. 144 157).

Допустим, требуется определить скоростной напор набегающего потока на участке орбиты КА высотой 300 км, ограниченном интервалом [0; способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

Для этого перед достижением указанного участка с помощью исполнительных органов системы ориентации и управления движением КА "Гамма" строят ориентацию в орбитальной системе координат с углами g=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=0 с помощью системы ориентации СБ строят ориентацию солнечных батарей "флюгером", т.е. способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=0

С момента достижения участка (t=0) и до его конца (t= способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 ) бортовой вычислительный комплекс (БВК) КА "Гамма" фиксирует текущие измеренные значения вектора кинетического момента в системе способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 ) (подробную реализацию см. например, "Навигация, наведение и стабилизация в космосе." Под ред. Дж.Э.Миллера. М. Машиностроение, 1970, с. 208 215), вычисляет накопленный кинетический момент по формуле способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390. Далее перед достижением участка на следующем витке строят вышеизложенными средствами ориентацию с углами способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390=0 а СБ разворачивают "пропеллером", т.е. способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 20873901=45способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 20873902=135способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390,

где способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 20873901 и способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 20873902 соответственно углы разворота первой и второй солнечных батарей.

С момента достижения участка и до его конца по вышеизложенной схеме вычисляют способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390

Следующим этапом БВК вычисляет изменение вектор-функции накопленного кинетического момента по формуле способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 В заключение БВК вычисляет искомый Cн по выражению:

способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 где способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390 для КА "Гамма" Sм 5,8 м2, lx 7,7 м, способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 2087390.

При этом для значения дифференциала 2,34способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 208739010-3 на фиксированном интервале dt, Cн 9,36способ определения скоростного напора набегающего потока на   борту космического аппарата с системой силовых гироскопов, патент № 208739010-5.

Класс B64G1/28 с использованием инерционного или гироскопического эффекта

способ измерения вектора угловой скорости космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519603 (20.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ автоматической компенсации ошибок бесплатформенной системы ориентации в системе управления ориентацией космических аппаратов, и устройство, реализующее этот способ -  патент 2517018 (27.05.2014)
способ переориентации и управления тягой вращающегося космического аппарата с солнечным парусом -  патент 2480387 (27.04.2013)
способ прогнозирования и обеспечения срока нормального функционирования космического аппарата -  патент 2446997 (10.04.2012)
многороторное гироскопическое устройство и способ управления пространственным положением космического аппарата -  патент 2403190 (10.11.2010)
способ управления кинетическим моментом космического аппарата в процессе коррекции орбиты -  патент 2356803 (27.05.2009)
способ поддержания трехосной ориентации космического аппарата с силовыми гироскопами и целевой нагрузкой -  патент 2341419 (20.12.2008)
способ управления космическим аппаратом с помощью силовых гироскопов и расположенных под углами к осям связанного базиса реактивных двигателей -  патент 2341418 (20.12.2008)
способ управления ориентацией орбитального космического аппарата с инерционными исполнительными органами при зондировании атмосферы земли -  патент 2325310 (27.05.2008)
Наверх