узел соединения облицовки с гребным валом

Классы МПК:B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах
Автор(ы):, , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения"
Приоритеты:
подача заявки:
1994-07-11
публикация патента:

Использование: судостроение. Сущность изобретения: узел соединения облицовки с гребным валом 1 содержит центрирующие пояски 2 и 3 и облицовку, состоящую из двух концентрических, установленных одно в другом колец: внутреннего 4 и наружного 5. Кольца 4 и 5 раскреплены между собой благодаря выполнению внутреннего кольца 4 из антифрикционного материала, например, из полиуретана или политетрафторэтилена. Наружное кольцо 5 облицовки жестко связано с подшипниковым узлом 12, а внутреннее 4 - с гребным валом 1 посредством выполненных на нем продольных и/или кольцевых радиальных выступов, размещенных в конгруэнтных им радиальных пазах внутреннего кольца 4 облицовки. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Узел соединения облицовки с гребным валом, содержащий центрирующие пояски на гребном валу, отличающийся тем, что облицовка выполнена составной в виде установленных одного в другом и раскрепленных между собой концентрических колец, внутреннее из которых скреплено с гребным валом посредством выполненных на нем продольных и/или кольцевых радиальных выступов, размещенных в конгруэнтных им радиальных пазах, выполненных на внутреннем кольце, причем внутреннее кольцо облицовки выполнено из антифрикционного материала, преимущественно из полиуретана или политетрафторэтилена.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к гребным валам судов.

Известен узел соединения облицовки с гребным валом, содержащий центрирующие пояски на гребном валу (см. авт. св. СССР N 1528683, кл. B 63 H 23/34, 1989г).

Недостатком известного устройства является то, что на облицовку и подшипниковый узел сказывается совместное воздействие изгибного и крутящего моментов, влияющие на надежность узла соединения облицовки с гребным валом.

Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационной надежности узла соединения облицовки с гребным валом.

Он достигается тем, что в узле соединения облицовки с гребным валом, содержащем центрирующие пояски на гребном валу, облицовка выполнена составной в виде установленных одного в другом и раскрепленных между собой концентрических колец, внутреннее из которых скреплена с гребным валом посредством выполненных на нем продольных или кольцевых радиальных выступов, размещенных на конгруэнтных или радиальных пазах, выполненных на внутреннем кольце, причем внутреннее кольцо облицовки выполнено из антифрикционного материала, преимущественно из полиуретана или политетрафторэтилена.

На фиг. 1 представлен общий вид валопровода; на фиг.2 выноска I фиг.1 с изображением узла соединения облицовки с гребнем валом, продольный разрез; на фиг. 3 сечение по А-А фиг.2; на фиг.4 выноска II фиг.2, увеличенный вид; на фиг. 5 то же перед заливкой полиуретановой композиции; на фиг.6 выноска III фиг.4 с изображением внутреннего кольца 4 облицовки.

Узел соединения валопровода (фиг.1) содержит гребной вал 1 (фиг. 2, 3, 4) с центрирующими поясками 2 и 3 и облицовку, состоящую из двух концентрических, установленных одно в другом колец: внутреннего 4 и наружного 5.

Внутреннее кольцо 4 выполнено из антифрикционного материала, например, из полиуретана или политетрафторэтилена. Кольца 4 и 5 раскреплены между собой. Внутреннее кольцо 4 соединено с гребным валом 1 посредством выполненных на нем продольных или кольцевых радиальных выступов 6 (или тех и других вместе), размещенных в конгруэнтных им радиальных пазах 7 внутреннего кольца 4. Литники до колец 4 удалены.

Гребной вал 1 выполнен из композиционного материала, наружное кольцо 5 облицовки из металла, например сплава бронзы.

Сборку узла соединения облицовки с гребным валом осуществляют следующим образом.

На внутреннюю поверхность 8 и торцы 9 наружного кольца 5 (фиг.5) и на концентрирующие пояски 2 и 3, контактирующие с кольцами 4 и 5, наносят разделительный слой, например, технический вазелин или фторопластовую эмульсию. На гребной вал 1 с выступами 6 надевают наружное кольцо 5, обеспечивают с ним концентричное расположение с помощью специального приспособления (условно не показано) и фиксируют центрирующими поясками 2 и 3. Через специально выполненные в наружном кольце 5 отверстия 10 заливают полиуретановую композицию в полость 11 между гребным валом 1 и наружным кольцом 5 и выдерживают для ее отверждения и образования внутреннего кольца 4 облицовки, скрепленного с валом 1 посредством его выступов 6.

Узел соединения работает следующим образом.

При вращении вала 1 в опорах 12 (фиг. 1, 2) внутренние полиуретановые кольца 4 и наружные кольца 5 облицовок находится в условиях только контактного нагружения, при этом вал 1 вращается со скольжением закрепленными на нем кольцами 4 относительно колец 5, зафиксированных в опорах 12. Центрирующие пояски 2 и 3, радиальные выступы 6 на гребном валу 1, размещенные в конгруэнтным им пазах 7 внутренних кольцах 4 облицовок, прочно удерживают кольца 4 на гребном валу 1 и обеспечивают надежную работу вала 1.

Класс B63H23/34 валы гребных винтов, валы гребных колес, крепление гребных винтов на валах

система распределения энергии и приведения в движение судна -  патент 2487048 (10.07.2013)
подшипник гребного вала крупнотоннажных морских судов -  патент 2385256 (27.03.2010)
переборочный сальник судового валопровода -  патент 2373106 (20.11.2009)
уплотнение гребного вала -  патент 2368535 (27.09.2009)
способ съема судовых винтов -  патент 2284946 (10.10.2006)
способ монтажа судового валопровода -  патент 2092380 (10.10.1997)
корабельная энергетическая установка -  патент 2092379 (10.10.1997)
упорный подшипник для концентричных гребных валов противоположного вращения -  патент 2077453 (20.04.1997)
судовая гребная установка -  патент 2074556 (27.02.1997)
способ определения радиального биения конуса гребного вала -  патент 2061330 (27.05.1996)
Наверх