автоматический способ повышенной точности контроля качества электродвигателя

Классы МПК:G01R31/34 испытание электрических машин
H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Кравец Вадим Аркадьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-10-14
публикация патента:

Использование: в устройствах для испытания электродвигателей. Сущность изобретения: в автоматическом способе повышенной точности контроля качества электродвигателя в период разгона его ротора измеряют круговую частоту вращения электродвигателя в функции времени t автоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961 =f(t) в течение фиксированного промежутка времени. По измеренным данным, введенным в ЭВМ в цифровой форме, определяют в ЭВМ динамическую механическую характеристику w =f(M). При выходе полученной характеристики за границы введенных в память ЭВМ отклонений значений этой характеристики от эталонных значений производят выбраковку электродвигателя. В результате сокращается время испытаний электродвигателей и увеличивается выход готовых электродвигателей. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Автоматический способ повышенной точности контроля качества электродвигателя, при котором подключают электродвигатель к источнику питания, разгоняют его ротор, измеряют угловую частоту вращения электродвигателя в период разгона, полученный аналоговый сигнал преобразуют в цифровую форму и вводят данные измерений в цифровой форме в ЭВМ с последующим принятием решения с помощью ЭВМ о выбраковке электродвигателя, отличающийся тем, что в процессе разгона указанное измерение угловой частоты вращения осуществляют в функции времени tавтоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961 = f(t) в течение фиксированного промежутка времени, величина которого заранее задана и введена в устройство отсчета времени, по измеренным данным в ЭВМ с помощью одного из методов идентификации определяют динамическую механическую характеристику автоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961 = f(M) электродвигателя и указанную выбраковку электродвигателя осуществляют при выходе полученной динамической механической характеристики за границы заранее заданных и введенных в память ЭВМ отклонений значений полученной динамической характеристики от эталонных значений упомянутой характеристики.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для проведения испытаний электродвигателей.

Известен способ определения электромеханической постоянной времени двигателя, заключающийся в подключении к источнику питания, в разгоне ротора, в сопоставлении периода ЭДС датчика частоты вращения с периодом импульсов стабильной частоты, в определении установившейся частоты вращения, времени и расчете электромеханической постоянной времени по измеренным величинам, при этом в процессе разгона двигателя запоминают количество импульсов стабильной частоты, содержащихся в каждом периоде ЭДС датчика частоты вращения, сопоставляют количество импульсов в двух последовательных периодах ЭДС и при достижении равенства этих величин определяют установившуюся частоту вращения по количеству импульсов Nn стабильной частоты вращения, содержащихся в периоде ЭДС, определяют период эталонного сигнала, для чего рассчитывают число импульсов Nэ 1,582 Nn, которые должны содержаться в периоде ЭДС датчика вращения, соответствующем электромеханической постоянной времени, затем последовательно воспроизводят информацию о числе импульсов стабильной частоты, содержащемся в каждом периоде ЭДС датчика частоты вращения, сравнивают измеренное число импульсов с Nэ, одновременно подсчитывают общее количество импульсов стабильной частоты с начала воспроизведения информации и в момент совпадения количества импульсов стабильной частоты, содержащемся в очередном периоде ЭДС, с Nэ, по общему количеству импульсов стабильной частоты определяют электромеханическую постоянную времени [1]

Данный способ определения электромеханической постоянной времени двигателя указывает на предложение об экспоненциальном характере увеличения угловой скорости вращения его вала во время разгона, так как только в этом случае вводится само понятие постоянной времени. Такое допущение при использовании величины постоянной времени в качестве критерия качества двигателя представляется достаточно грубым, поскольку в ряде случаев характер зависимости угловой скорости автоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961 от времени t wf(t) в течение периода разгона далеко от экспоненциальной формы, что существенно снижает точность принятия решения о выбраковке двигателя.

Также известен электродвигатель с блоком для измерения механической характеристики, содержащий датчик измерения момента в виде тензометрического моста, подключенного к источнику переменного тока и установленного на валу двигателя, датчик частоты вращения и регистратор, к которому подключены датчики момента и частоты вращения, тороидальную катушку, подключенную к источнику постоянного тока, и двухполупериодный выключатель, при этом катушки установлены концентрично на валу двигателя в зоне размещения тензодатчиков, а выпрямитель включен между выходом тензометрического моста и регистратором [2]

Однако это устройство, в котором измеряют механическую характеристику, не может быть применено для автоматического контроля качества электродвигателя, так как в нем не имеется возможности автоматически сравнить полученную механическую характеристику с эталонной вследствие того, что в нем не содержится средств хранения информации о виде эталонной механической характеристики.

Наиболее близким к изобретению является автоматический способ повышенной точности контроля качества электродвигателя, при котором подключают электродвигатель к источнику питания, разгоняют его ротор, измеряют угловую частоту вращения электродвигателя в период разгона, полученный аналоговый сигнал преобразуют в цифровую форму и вводят данные измерений в цифровой форме в ЭВМ с последующим принятием решения о выбраковке электродвигателя [3]

Недостатком данного способа является большая длительность испытаний из-за того, что измерение частоты вращения происходит за все время испытаний и за счет увеличенной длительности обработки получаемой информации.

Технический результат данного изобретения заключается в том, чтобы уменьшить время испытаний электрических машин по одному из ее параметров - угловой частоте вращения.

Технический результат достигается тем, что в автоматическом способе повышенной точности контроля качества электродвигателя, при котором подключают электродвигатель к источнику питания, разгоняют его ротор, измеряют угловую частоту вращения электродвигателя в период разгона, полученный аналоговый сигнал преобразуют в цифровую форму и вводят данные измерения в цифровой форме в ЭВМ с последующим принятием решения о выбраковке электродвигателя, в процессе разгона указанное изменение угловой частоты вращения осуществляют в функции времени t wf(t) в течение фиксированного времени, величина которого заранее задана и введена в устройство отсчета времени, по измеряемым данным в ЭВМ с помощью одного из методов идентификации определяют динамическую механическую характеристику wf(M) электродвигателя и указанную выбраковку электродвигателя осуществляют при выходе полученной динамической механической характеристики за границы заранее заданных и введенных в память ЭВМ отклонений значений полученной динамической механической характеристиками от эталонных значений упомянутой характеристики.

На фиг. 1 изображена функциональная схема устройства, реализующего способ; на фиг. 2 график угловой скорости в период разгона двигателя wf(t); на фиг. 3 рассчитанная ЭВМ динамическая механическая характеристика вместе с граничными отклонениями от эталонной характеристики.

Устройство для реализации данного способа содержит датчик 3 частоты вращения, установленный на валу электродвигателя 1 (фиг. 1). Датчик частоты вращения электрически связан с аналогоцифровым преобразователем 6 (АЦП), связанным с блоком сопряжения 7 ЭВМ 4. Устройство также содержит устройство отсчета времени 2, электрически связанное с датчиком 3 частоты вращения, блок сопряжения 8, вход которого электрически связан с ЭВМ 4, а выход со входом исполнительного устройства 5.

Автоматический способ повышенной точности контроля качества 3 электродвигателя осуществляется следующим образом.

Электродвигатель 1 подключается к источнику питания (не показано). В это время устройство отсчета времени 2 с введенной в него величиной промежутка времени Тp начинает отсчет временного промежутка времени разгона двигателя 1. Затем начинается разгон ротора двигателя 1. В течение времени Тp датчик частоты вращения вала двигателя 3 измеряет угловую скорость вращения вала двигателя 1 w как функцию времени t wf(t) (фиг. 2). Этот сигнал с выхода датчика 3 поступает на выход АЦП 6, где преобразуется в цифровую форму. Затем сигнал с выхода АЦП 6 с помощью блока 7 сопряжения с ЭВМ приводится к форме, пригодной для обработки в ЭВМ 4. Сигнал с выхода блока сопряжения с ЭВМ 7 поступает на вход ЭВМ 4. Таким образом информация о зависимости wf(t) вводится в ЭВМ 4. ЭВМ 4 с помощью одного из методов идентификации, например, симплекс-метода, рассчитывает динамическую механическую характеристику wf(М), представляемую при ее идентификации в виде обратной функции M f(автоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961), например, в виде многочлена M = Aавтоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 20859614+Bавтоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 20859613+(автоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 20859612+Dавтоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961+ME). При этом данные об эталонной характеристике автоматический способ повышенной точности контроля качества   электродвигателя, патент № 2085961f(М) и предельных отклонениях от нее заранее введены в память ЭВМ 4. При выходе динамической механической характеристики за границы заранее заданных в память ЭВМ 4 предельных отклонений от эталонной характеристики ЭВМ 4 автоматически принимает решение о выбраковке двигателя 1 и выдает сигнал об этом на вход блока сопряжения 8. С выхода блока сопряжения сигнал поступает на вход исполнительного устройства 5. При отсутствии недопустимых отклонений в сравниваемых характеристиках выдается сигнал на исполнительное устройство 5 на выпуск изделия. По истечении времени Тp устройство отсчета времени 2 выдает электрический сигнал на датчик 3 о прекращении изменения угловой скорости вращения вала двигателя 1.

Измерение угловой скорости вращения только в период разгона в функции времени, вычисление динамической механической характеристики и ее использование для выбраковки электродвигателя позволит сократить обработки информации, а следовательно, приводит к сокращению времени проведения испытаний электродвигателя.

Класс G01R31/34 испытание электрических машин

устройство контроля работоспособности электродвигателя постоянного тока -  патент 2526500 (20.08.2014)
способ обнаружения витковых замыканий в обмотке вращающегося якоря коллекторной электрической машины с уравнительными соединениями -  патент 2523730 (20.07.2014)
стенд для исследования и испытания электроприводов -  патент 2521788 (10.07.2014)
способ и система мониторинга сигналов от вала вращающейся машины -  патент 2518597 (10.06.2014)
устройство контроля продолжительности контактирования элементов качения подшипникового узла электрической машины -  патент 2510562 (27.03.2014)
способ контроля качества пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2503116 (27.12.2013)
способ определения параметров асинхронного электродвигателя -  патент 2502079 (20.12.2013)
устройство для испытаний частотно-управляемого гребного электропривода системы электродвижения в условиях стенда -  патент 2498334 (10.11.2013)
способ согласования магнитопроводов ротора и якоря в двухмерных электрических машинах-генераторах -  патент 2496211 (20.10.2013)
способ диагностирования электрических цепей, содержащих активное сопротивление и индуктивность -  патент 2496115 (20.10.2013)

Класс H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин

способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора -  патент 2529012 (27.09.2014)
способ коррекции медленного раскачивания путем нагревания и быстрого охлаждения -  патент 2528620 (20.09.2014)
селективный способ сушки увлажненной или пропитанной изоляции обмоток якоря тяговых электрических машин инфракрасным излучением и устройство для его реализации -  патент 2525296 (10.08.2014)
способ определения коэффициента пропитки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин -  патент 2521439 (27.06.2014)
короткозамкнутый ротор -  патент 2518507 (10.06.2014)
способ контроля отверждения пропитанной изоляции обмоток электротехнических изделий -  патент 2516276 (20.05.2014)
способ изолировки пазов магнитных сердечников якорей электродвигателей -  патент 2516266 (20.05.2014)
способ струйной пропитки обмоток электрических машин -  патент 2516243 (20.05.2014)
постоянный магнит, способ его изготовления, и ротор и двигатель с внутренним постоянным магнитом(ipm) -  патент 2516005 (20.05.2014)
спектрально-осциллирующий способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин и устройство для его реализации -  патент 2515267 (10.05.2014)
Наверх