подшипник скольжения лукашенко

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Лукашенко Владислав Иванович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1993-05-27
публикация патента:

Использование: в машиностроении для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в интервале повышенных рабочих температур. Сущность: подшипник скольжения содержит полимерный вкладыш и радиально расположенный в нем термоэлектретный стержень. Электретное отталкивание поверхностей трения происходит при достижении температуры плавления смазочноподобного термоплавящегося термоэлектретного стержня, взаимодействующего с рабочей поверхностью цапфы вала. Под действием температуры частицы термоэлектрета образуют на поверхностях трения двойной одноименно заряженный электрический слой. Поверхности вала и подшипника взаимно отталкиваются. Такое выполнение обеспечивает повышение износостойкости неметаллических подшипников. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий полимерный вкладыш, отличающийся тем, что он снабжен термоплавящимся термоэлектретным стержнем, радиально расположенным во вкладыше и взаимодейстующим с рабочей поверхностью цапфы вала.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что термоплавящийся термоэлектретный стержень выполнен из смеси плавящегося при повышенной рабочей температуре подшипника смазочного подобного вещества и термоэлектрета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в интервале повышенных рабочих температур.

Наиболее близким аналогом является подшипник скольжения, содержащий полимерный вкладыш [1]

Техническим результатом является повышение износостойкости неметаллических подшипников при повышенных рабочих температурах. Это достигается тем, что подшипник скольжения, содержащий полимерный вкладыш, снабжен термоплавящимся термоэлектретным стержнем, радиально расположенным во вкладыше и взаимодействующим с рабочей поверхностью цапфы вала. Термоплавящийся термоэлектретный стержень выполнен из смеси плавящегося при повышенной рабочей температуре подшипника смазочноподобного вещества и термоэлектрета.

На чертеже изображен общий вид подшипника Лукашенко а разрезе с эпюрой распределения температуры в смазочном слое по окружности подшипника T = f(подшипник скольжения лукашенко, патент № 2085770подшипник скольжения лукашенко, патент № 2085770).

Подшипник скольжения Лукашенко состоит из термоплавящегося термоэлектретного стержня 1, радиально расположенного в полимерном вкладыше и взаимодействующего с рабочей поверхностью цапфы вала. Термоплавящийся термоэлектретный стержень 1 выполнен из смеси плавящегося при повышенной рабочей температуре подшипника смазочноподобного вещества и термоэлектрета.

При повышении температуры материала полимерных подшипников до 60-80oC происходит понижение в 1,5.2 раза модуля нормальной упругости в зоне трения. Например, при повышении температуры материала маслянистого подшипника до 70oC, модуль упругости слоев трения понизился на 61,8% При понижении модуля нормальной упругости имеет место пластическая деформация и выход полимерного или полимерно-композиционного подшипника из строя. Для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в зоне трения использовали электретное отталкивание. Электретное отталкивание понижает коэффициент трения и увеличивает теплоотвод в нагруженной зоне.

Электретное отталкивание поверхностей трения происходит при достижении температуры плавления смазочноподобного вещества термоплавящегося термоэлектретного стержня 1, расположенного по ходу движения смазки в материале вкладыша 2 и выхода термоэлектрета в рабочее пространство подшипника. Под действием температуры частицы термоэлектрета образуют на поверхностях трения двойной одноименно заряженный электрический слой. Поверхности вала и вкладыша электрически отталкиваются.

Для смазочноподобного вещества использовали воск (температура плавления 64oC).

В качестве термоэлектрета использовали политетрафторэтилен в мелкодисперсном состоянии с размерами частиц 50-200 мкм.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)
Наверх