способ регулирования жидкостного ракетного двигателя и устройства для его осуществления
Классы МПК: | F02K9/26 управление процессом горения |
Автор(ы): | Челькис Ф.Ю., Семенов В.И., Стороженко И.Г., Ноянов В.М., Черных В.И. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение "Энергомаш" им.акад.В.П.Глушко |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-06-23 публикация патента:
27.07.1997 |
Использование: в ракетно-космической технике для регулирования тяги и соотношения компонентов топлива ЖРД, выполненных по "закрытой" схеме. Сущность изобретения: способ регулирования ЖРД предусматривает измерение массовых расходов окислителя и горючего только лишь на одном огневом испытании двигателя, проводимом на стенде для проверки его работоспособности после сборки, при этом между первыми двумя измерениями перестраивают один из регулирующих органов двигателя на заранее выбранный угол, а между вторым и третьим измерениями - его второй регулирующий орган также на заранее выбранный угол; по результатам измерений вычисляют коэффициенты, характеризующие изменение массовых расходов компонентов топлива от поворота каждого из регулирующих органов двигателя на единичный угол. Эти коэффициенты используют для вычисления коррекции регулятора тяги и дросселя соотношения компонентов топлива на всех последующих запусках двигателя. Устройство для реализации способа на первом (настроечном) испытании содержит программный блок 20, два турбинных преобразователя 18 и 19 расхода, установленные в магистралях питания двигателя окислителем и горючим, датчики 16 и 17 температуры окислителя и горючего, два преобразователя 22 и 23 частота-код, два блока 24 и 25 измерения температуры, вычислитель 26 массовых расходов окислителя и горючего, два формирователя 36 и 37 управляющих команд, два привода 8 и 13, выходами соединенные с входами регулирующих органов 7, 12 двигателя 1, блок 27 деления чисел, сумматор 28 чисел, блок 31 постоянной памяти, два блока 29 и 30 сравнения, вычислитель 32 коэффициентов передачи, вычислитель 33 углов коррекции, регистратор 38 и два сумматора 34 и 35 кодов. Перед последующими запусками двигателя из работы исключается измерительная часть устройства вместе с вычислителем 26 массовых расходов окислителя и горючего, блок 27 деления чисел, сумматор 28 чисел, блоки 29 и 30 сравнения, блок 31 постоянной памяти, вычислитель 32 коэффициентов и регистратор 38, а задействуются дополнительно блок 39 перепрограммируемой памяти и вычислитель 40 сигналов рассогласования. 3 с и 4. з. п. ф-лы, 13 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14
Формула изобретения
1. Способ регулирования жидкостного ракетного двигателя, предусматривающий измерение расходов окислителя и горючего и коррекцию соотношения компонентов топлива при возникновении сигналов рассогласования, отличающийся тем, что измерения массовых расходов выполняют на одном огневом испытании двигателя, при этом между первыми двумя измерениями перестраивают один из регулирующих органов двигателя на заранее выбранный угол, а между вторым и третьим измерениями его другой регулирующий орган также на заранее выбранный угол, и по результатам измерений вычисляют коэффициенты, характеризующие изменение массовых расходов компонентов топлива от поворота каждого из регулирущих органов на единичный угол, а на последующих запусках двигателя регулируют его тягу и соотношение комонентов топлива путем поднастройки его ругулирующих органов на углы, виличины которых определяют по следующим уравнениям
где Dbi- угол коррекии регулятора тяги;



ao


ao




где



Kmi задаваемое значение коэффициента соотношения компонентов топлива;
Ri-1, Km(i-1) текущие значения коэффициентов уровня тяги и соотношения компонентов топлива. 3. Устройство для регулирования жидкостного ракетного двигателя, содержащее программный блок, два турбинных преобразователя расхода и два датчика температуры, установленные соответственно в магистралях питания двигателя окислителем и горючим, два преобразователя частота код, два блока измерения температуры, вычислитель массовых расходов окислителя и горючего, два формирователя управляющих команд и два привода, выходами соединенные с входами регулирующих органов двигателя, при этом выходы турбинных преобразователей расхода через преобразователи частота код объединены на первом информационном входе вычислителя массовых расходов окислителя и горючего, к второму и третьему информационным входам которого через блоки измерения температуры подключены датчики температуры окислителя и горючего, а выходы формирователей управляющих команд соединены с управляющими входами соответствующих приводов, отличающееся тем, что в устройство введены блок деления чисел, сумматор чисел, блок постоянной памяти, два блока сравнения, вычислитель коэффициентов передачи, вычислитель углов коррекции, регистратор и два сумматора кодов, выходами соединенные с входами формирователей управляющих команд, причем первый синхронизирующий выход вычислителя массовых расходов окислителя и горючего соединен с входами опроса первого преобразователя частота код и первого блока измерения температуры, его второй синхронизирующий выход подключен к входам опроса второго преобразователя частота код и второго блока измерения температуры, а третий синхронизирующий выход к управляющему входу блока деления чисел, первый и второй информационные выходы этого вычислителя соединены соответственно с первыми и вторыми входами ввода данных блока деления чисел, сумматора чисел и вычислителя коэффициентов передачи, выходы блока деления чисел и сумматора чисел соединены с первыми входами блоков сравнения, вторые входы которых подключены к первому и второму выходам блока постоянной памяти, а их выходы - к первому и второму входам выбора режима работы программного блока, первый и второй информационные выходы которого соединены с первыми входами сумматоров кодов, первый шестой выходы вычислителя коэффициентов передачи соединены с первым шестым входами ввода данных вычислителя углов коррекции, первые четыре из которых объединены с информационными входами регистратора, первый и второй выходы вычислителя углов коррекции подключены к вторым входам сумматоров кодов, первый управляющий выход программного блока соединен с входом запуска вычислителя массовых расходов окислителя и горючего, его второй, третий, пятый и шестой выходы подключены к управляющим входам вычислителя коэффициентов передачи, а четвертый выход программного блока соединен с входом запуска вычислителя углов коррекции и входом разрешения записи регистратора. 4. Устройство для регулирования жидкостного ракетного двигателя, содержащее программный блок, два формирователя управляющих команд и два привода, выходами соединенные с входами регулирующих органов двигателя, отличающееся тем, что при штатной эксплуатации оно содержит сумматоры кодов, вычислитель углов коррекции, блок постоянной памяти и вычислитель сигналов рассогласования, первый и второй информационные входы и первый, второй управляющие входы которого являются информационными и управляющими входами устройства соответственно, а первый четвертый и пятый, шестой входы ввода данных вычислителя углов коррекции соединены соответственно с выходами блока постоянной памяти и вычислителя сигналов рассогласования, синхронизирующий выход которого подключен к второму входу запуска вычислителя углов коррекции, причем первый и второй информационные выходы программного блока через последовательно соединенные сумматоры кодов и формирователи управляющих команд подключены к управляющим входам приводов регулирующих органов двигателя, а первый и второй выходы вычислителя углов коррекции соединены с вторыми входами сумматоров кодов соответственно. 5. Устройство по п.3, отличающееся тем, что вычислитель коэффициентов передачи содержит блок постоянной памяти, шесть регистров, четыре вычитателя чисел, два блока деления чисел, элемент задержки, RS-триггер и два коммутатора, при этом первый и второй входы ввода данных этого вычислителя соединены с первыми информационными входами соответственно первого, второго и третьего, четвертого вычитателей чисел, и через первый и второй регистры с вторыми информационными входами первого и третьего вычитателей чисел, выходы которых подключены к первым информационным входам первого и второго блока деления чисел, первый и второй выходы блока постоянной памяти соединены с вторыми информационными входами первого и четвертого вычитателей чисел, выходы которых являются пятым и шестым выходами вычислителя коэффициентов передачи, а третий и четвертый выходы блока постоянной памяти через первый коммутатор подключены к вторым информационным входам блоков деления чисел, выход первого из этих блоков через третий и четвертый регистры соединен с первым и вторым выходами вычислителя коэффициентов передачи, а выход второго блока деления чисел через пятый и шестой регистры подключен к третьему и четвертому выходам этого вычислителя соответственно, первый управляющий вход вычислителя соединен с входами разрешения записи первого и второго регистров, его второй управляющий вход соединен с управляющими входами блоков деления чисел и через элемент задержки с информационным входом второго коммутатора и входом обнуления RS-триггера, третий и четвертый управляющие входы вычислителя коэффициентов передачи соединены соответственно с управляющими входами коммуматоров и установочным входом RS-триггера, первый и второй выходы второго коммутатора соединены с входами разрешения записи соответственно первого, третьего и второго, четвертого регистров, а выход RS-триггера через первый коммутатор соединен со знаковыми разрядами вторых информационных входов блока деления чисел. 6. Устройство по пп.3 и 4, отличающееся тем, что вычислитель углов коррекции содержит шесть умножителей чисел, три вычитателя чисел, два блока деления чисел, два регистра, два элемента задержки и элемент ИЛИ, при этом первый и второй входы ввода данных вычислителя углов коррекции соединены с первыми информационными входами соответственно третьего, пятого и второго, четвертого умножителей чисел, его третий и четвертый входы ввода данных соединены с вторыми информационными входами соответственно четвертого, шестого и первого, третьего умножителей чисел, пятый вход ввода данных этого вычислителя соединен с первыми информационными входами первого и шестого умножителя чисел, а его шестой вход ввода данных с вторыми информационными входами второго и четвертого умножителей чисел, выходы первого, второго и пятого, шестого умножителей чисел через первый и третий вычитатели соединены с первыми информационными входамит соответственно первого и второго блоков деления чисел, а выходы третьего и четвертого умножителей через второй вычитатель чисел подключены к вторым информационным входам этих блоков, выходы которых через первый и второй регистры соединены с выходами вычислителя углов коррекции, первый и второй входы запуска которого через элемент ИЛИ соединены с управляющими входами всех умножителей чисел и входом первого элемента задержки, выходом подключенного к управляющим входам блоков деления чисел и через второй элемент задержки к входам разрешения записи первого и второго регистров. 7. Устройство по п.4, отличающееся тем, что вычислитель сигналов рассогласования содержит четыре регистра, сумматор чисел, три умножителя чисел, блок деления чисел, два вычитателя чисел, блок постоянной памяти, выходом соединенный с вторыми входами второго и третьего умножителей чисел, элемент ИЛИ, задатчик команд и RS-триггер, выходом соединенный с управляющим входом ключа, при этом первый информационный вход вычислителя сигналов рассогласования через первый регистр соединен с первыми информационными входами первого умножителя чисел и сумматора, а его второй информационный вход через второй регистр подключен к первому информационному входу блока деления чисел, второй информационный вход которого соединен с выходом сумматора, а выход этого блока соединен с вторым информационным входом первого умножителя чисел, с первым входом второго вычитателя чисел и через четвертый регистр с вторым входом этого вычитателя, выход первого умножителя соединен с первым входом первого вычитателя чисел и через третий регистр с его вторым входом, выходы первого и второго вычитателей чисел соединены с первыми информационными входами соответственно второго и третьего умножителей чисел, выходы которых являются выходами вычислителя сигналов рассогласования, второй вход сумматора соединен с уставкой, равной единице, а первый и второй управляющие входы вычислителя соединены с входами разрешения записи первого и второго регистров соответственно и через элемент ИЛИ с входом запуска задатчика команд, первый и второй выходы которого соединены с управляющими входами блока деления и первого умножителя чисел, его третий выход через ключ соединен с управляющими входами второго и третьего умножителей чисел, четвертый выход является синхронизирующим выходом вычислителя, а пятый выход задатчика команд соединен с входами разрешения записи третьего и четвертого регистров и с установочным входом RS-триггера.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к ракетно-космической технике и предназначено для регулирования тяги и соотношения компонентов топлива жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), выполненных по "закрытой" схеме. Широко известен способ регулирования тяги ракетных двигателей [1] основанный на поддержании заданного уровня давления в камерах сгорания путем коррекции расхода топлива через газогенератор. К недостаткам этого способа следует отнести низкую надежность регулирования из-за необходимости измерения давления в камерах сгорания. Известен способ регулирования соотношения компонентов топлива ЖРД (там же, описание расходомерной системы опорожнения баков, с. 356), включающий измерение расхода компонентов из баков, вычисление фактического соотношения расходов компонентов топлива, определение отклонения фактического соотношения от заданного значения и изменение расхода одного из компонентов с помощью дросселя для компенсации возникшего отклонения. Этот способ также не обладает достаточной надежностью, поскольку предусматривает непрерывное измерение массовых секундных расходов компонентов топлива, в том числе при штатной эксплуатации двигателей, что является его недостатком. Известно устройство, реализующее вышеуказанный способ регулирования соотношения компонентов (там же, с. 356), содержащее датчик расхода окислителя и горючего из баков, бортовой вычислитель и исполнительный орган-дроссель с приводом в магистрали одного из компонентов ЖРД. Недостатками этого устройства являются пониженная надежность регулирования и его излишняя сложность из-за наличия в штатной сборке ракеты-носителя средств измерения массовых расходов компонентов из топливных баков. Известно устройство для регулирования массовых расходов смешиваемых продуктов [2] в основном предназначенное для регулирования соотношения компонентов ЖРД, содержащее блок временных интервалов, первый и второй счетчики импульсов, элемент И, RS-триггер, делитель частоты и n каналов регулирования по числу смешиваемых продуктов, каждый из которых включает датчик температуры и турбинный преобразователь расхода (ТПР), установленные в трубопроводе подачи продукта перед исполнительным механизмом, подключенным входом к выходу привода, задатчик расхода, масштабирующий блок, преобразователь частота-код, вычислитель массового расхода, вычитатель кодов, умножитель кодов и формирователь управляющих команд, причем выход RS-триггера подключен к первому входу элемента И, выход делителя частоты соединен со счетным входом первого счетчика импульсов, первый выход блока временных интервалов соединен с входами опорных сигналов всех преобразователей частота-код и формирователей управляющих команд, второй выход с входами синхроимпульсов всех вычислителей массового расхода, с входом делителя частоты и через второй вход элемента И со счетным входом второго счетчика импульсов, выход переполнения которого связан со своим входом обнуления и с R-входом RS-триггера, S-вход которого подключен к синхронизирующему выходу вычислителя массового расхода n-го канала регулирования, выходы второго счетчика импульсов соединены с тактовыми входами соответственно задатчиков расхода, начиная со второго, вычислителей кодов, умножителей кодов и формирователей управляющих команд, тактовые входы вычислителей массового расхода связаны с соответствующими выходами первого счетчика импульсов, выход переполнения которого подключен к своему входу обнуления, в каждом канале регулирования выходы ТПР и датчика температуры подключены соответственно через преобразователь частота-код и масштабирующий блок подключены к первым и вторым информационным входам вычислителя массового расхода, выход вычитателя кодов в каждом канале регулирования через умножитель кодов подключен к информационному входу формирователя управляющих команд, второй вход которого соединен со знаковым выходом вычитателя кодов, выходы формирователей управляющих команд подключены к управляющим входам соответствующих приводов, первый выход задатчика расхода в каждом канале регулирования соединен с первым информационным входом вычитателя кодов, второй вход которого подключен к информационному выходу вычислителя массового расхода своего канала регулирования, второй вход умножителя кодов соединен с задатчиком коэффициента передачи, второй выход задатчика расхода первого канала регулирования связан с первым входом задатчика расхода второго канала регулирования, второй вход которого подключен к первым входам задатчиков расхода последующих каналов и к информационному выходу вычислителя массового расхода первого канала, а второй вход задатчика расхода n-го канала регулирования подключен к информационному выходу вычислителя массового расхода предыдущего канала регулирования. Это устройство имеет те же недостатки, что и вышерассмотренное, а именно излишнюю сложность из-за наличия средств измерения массовых расходов смешиваемых продуктов и пониженную надежность, поскольку любой дефект в их работе приводит к невыполнению программы регулирования. Цель изобретения повышение надежности регулирования и упрощение устройств, создаваемых на безе предлагаемого способа. Это достигается тем, что в способе регулирования ЖРД, предусматривающем измерение массовых расходов окислителя и горючего и коррекцию соотношения компонентов топлива для компенсации возникающих сигналов рассогласования, вышеуказанные измерения выполняют только лишь на одном огневом испытании двигателя, например, проводимом на стенде двумя измерениями перестраивают один из регулирующих органов двигателя на заранее выбранный угол, а между вторым и третьим измерениями его другой регулирующий орган также на заранее выбранный угол, и по результатам измерений вычисляют коэффициенты, устанавливающие зависимость изменения массовых расходов компонентов топлива от поворота каждого из регулирующих органов на единичный угол, а на последующих запусках двигателя регулируют его тягу и соотношение компонентов топлива путем поднастройки его регулирующих органов на углы, величины которых определяют по следующим уравнениям:

где Dbi угол коррекции регулятора тяги;



ao


ao






Полученные значения Km1 и


где

1. Если измеренный суммарный массовый расход








Затем перестраивают на угол Da дроссель, посредством которого изменяют соотношение компонентов в камеру сгорания. Если он установлен на линии горючего, то его поворачивают в сторону увеличения Km. После стабилизации параметров двигателя вновь измеряют массовые расходы окислителя и горючего



2. Если двигатель выведен на режим, не превышающий номинальный расчетный уровень тяги, то измеренный суммарный расход





3. Если Km1< Kmном, то реализуют 3-й вариант перестройки регулирующих органов двигателя, который отличается от первого только лишь тем, что регулятор тяги поворачивают на угол Db в сторону форсирования двигателя. Коэффициенты передачи определяют по соотношениям (5) и (6). При этом следует отметить, что если регулятор тяги и дроссель поворачивают в сторону их открытия, т.е. увеличения тяги и уменьшения Km соответственно, то углы Db и


перестройка любого из регулирующих органов двигателя вызывает изменение секундных расходов как окислителя, так и горючего. Данное условие может быть записано следующими уравнениями:

где














Отсюда


В частности, по соотношениям (1,а) и (2,а) могут быть вычислены углы коррекции Db






На всех последующих запусках двигателя массовые расходы компонентов топлива не измеряют, а для задания необходимых в данный момент режимов работы двигателя вычисляют сигналы рассогласования






где

Kmi задаваемый коэффициент соотношения компонентов топлива;
Ri, Kmi текущие значения уровня тяги и коэффициента Km. На фиг. 1 и 2 приведена функциональная схема устройства, используемого при проведении настроечного испытания по предлагаемому способу; на фиг. 3 - схема устройства для регулирования двигателя на всех последующих его запусках; на фиг. 4 схема программного блока, на фиг. 5 схемы преобразователя частота-код и вычислителя массовых расходов окислителя и горючего; на фиг. 6 и 7 схемы вычислителей коэффициентов передачи и углов коррекции соответственно; на фиг. 8-11 временные диаграммы, поясняющие принцип действия устройства, и на фиг. 12 и 13 графики перестройки регулирующих органов двигателя и структурная схема алгоритма регулирования на настроечном испытании. Устройство для реализации предлагаемого способа содержит двигатель 1, выполненный по закрытой схеме и имеющий следующие основные агрегаты: камеру 2 сгорания, турбину 3, насос 4 и клапан 5 окислителя, газогенератор 6, регулятор 7 расхода горючего в газогенератор с приводом 8 (регулятор тяги), насосы I-й (9) и II-й (10) ступеней горючего, клапан 11 горючего и дроссель 12 горючего с приводом 13, топливные емкости 14 и 15, датчики температуры 16 и 17 окислителя и горючего соответственно, турбинные преобразователи 18 и 19 расхода, смонтированные в питающих магистралях двигателя, программный блок 20 с ЭВМ 21, преобразователи 22 и 23 частота-код, блоки 24, 25 измерения температуры (БИТ), вычислитель 26 массовых расходов окислителя и горючего, блок 27 деления чисел, сумматор 28 чисел, блоки 29, 30 сравнения, блок 31 постоянной памяти, вычислитель 32 коэффициентов передачи, вычислитель 33 углов коррекции, сумматоры 34 и 35 кодов, формирователи 36 и 37 управляющих команд (ФУК) и регистратор 38. Для регулирования двигателя с использованием коэффициентов передачи, например, при его штатной эксплуатации, в состав устройства включают (фиг. 3) программный блок 20, вычислитель 33 углов коррекции, сумматоры 34 и 35 кодов, формирователи 36, 37 управляющих команд, блок 39 перепрограммируемой постоянной памяти и вычислитель 40 сигналов рассогласования, содержащий регистры 41 44, сумматор 45 чисел, умножители 46 -48 чисел, блок 49 деления чисел, вычитатели 50 и 51, блок 52 постоянной памяти, элемент ИЛИ 53, задатчик 54 команд, выполненный, например, из цепочки последовательно включенных элементов задержки, RS-триггер 55 и ключ 56. Индексами 57, 58 и 59, 60 обозначены соответственно информационные и управляющие входы устройства. Программный блок 20 в предлагаемом варианте включает (фиг. 4) контроллер 61 прямого доступа к памяти, блок 62 оперативной памяти (ОЗУ), преобразователь 63 кодов (ПЗУ), регистры 64 и 66, сумматоры-вычитатели 67 и 68 кодов, D-триггеры 69 71, элементы И 72 76, элементы ИЛИ 77 80 и ключ 81. Индексом Dвн обозначена внутренняя шина данных этого блока. Каждый из преобразователей 22, 23 частота-код рассчитан на измерение длительности двух периодов входной частоты F0(r)i и содержит (фиг. 5) формирователь 82 импульсов, J-к-триггер 83, D-триггер 84, два счетчика импульсов 85 и 86, генератор 87 эталонной частоты fэ, коммутатор 88, элемент 89 памяти, регистр 90, элемент задержки 91 и ключ 92. Схема вычислителя 26 составлена с учетом определения текущих значений Qoi, Qri секундных объемных расходов компонентов топлива по уравнениям проливочных характеристик ТПР 18, 19 вида
Qo(r)i= Bo(r)1Fo(r)i+ Bo(r)2,
где Fo(r)i текущие значения частотных сигналов, формируемых ТПР 18 и 19;
Bo(r)1 и Bo(r)2 постоянные (аппроксимирующие) коэффициенты,
и содержит генератор 93 тактовых импульсов RS-триггер 94, элемент И 95, счетчик 96 импульсов, преобразователь 97 кодов, блоки 98 и 99 постоянной памяти, блок 100 деления кодов, умножители 101 и 102 чисел, сумматор 103 чисел, регистры 104 и 105 и коммутатор 106. В состав вычислителя 32 коэффициентов передачи входят (фиг. 6) блок 107 постоянной памяти, регистры 108 113, вычитатели 114 117 чисел, блоки 118 и 119 деления чисел, элемент 120 задержки, RS-триггер 121 и два коммутатора 122 и 123. Вычислитель 33 углов коррекции в простейшем варианте содержит (фиг. 7) умножители 124 129 чисел, вычитатели 130 132 чисел, блоки 133 и 134 деления чисел, регистры 135 и 136, элемент ИЛИ 137 и элементы задержки 138 и 139. Для управления регулятором 7 и дросселем 12 используются цифровые гидравлические приводы 8 и 13, у которых управляющие команды представляют собой 7-разрядные параллельные двоичные коды, однозначно определяющие положение выходного вала каждого из приводов. В этом случае формирователи 36, 37 содержат по семь ключей (по числу разрядов командного слова), преобразующих логические сигналы "0" и "1" в рабочие напряжения

























1-я команда, возбуждаемая на выходе Q0 этого ПЗУ, поступает в преобразователь 22, где она считывает содержимое регистра 90 (KODN01) на первый информационный вход блока 100 и закрывает ключ 92, блокируя запись новых данных в регистр 90;
одновременно на выходе Qz ПЗУ 97 устанавливается код 1-го адреса блока памяти 98 и на выход последнего считывается код удвоенного значения эталонной частоты fэ1 (таблица);
2-я команда (выход Q1 ПЗУ 97) запускает в работу блок 100, который выполняет операцию деления, эквивалентную вычислению частоты F01 следования измерительных импульсов с выхода ТПР 18

3-я команда Q2 предназначена для включения умножителя 101 и соответственно вычисления произведения B01F01 проливочной характеристики (12) ТПР 18, при этом коэффициент B01 считывается из памяти блока 98;
блок 103 суммирует вышеуказанное произведение с коэффициентом B02 и по команде Q3 полученный результат, эквивалентный текущему значению Q01 объемного расхода окислителя на 1-ом режиме работы двигателя 1, фиксируется регистром 104
Q01= B01F01 + B02;
5-я команда адресуется на управляющий вход умножителя 102, который вычисляет массовый секундный расход окислителя, причем значение его плотности


по 6-ой команде полученный результат записывается в регистр 105. Следующие 4 команды предназначены для вычисления массового расхода горючего



Последняя команда, возбуждаемая на выходе Q7 ПЗУ 97, возвращает схему вычислителя 26 в исходное состояние. Одновременно этой же командой запускается блок 27, который определяет соотношение компонентов топлива на 1-м режиме работы двигателя

Через интервал времени, достаточный для выполнения вышеуказанных вычислений, в регистр 64 программного блока 20 записывается управляющий код KOD1 (момент времени

1. Если двигатель выведен на режим, превышающий номинальный расчетный уровень тяги, либо равный ему, то суммарный массовый расход








По окончании перестройки регулятора 7 и стабилизации параметров двигателя на новом (2-м) режиме (момент времени



вычитатели 114 и 116 определяют на несколько уменьшились массовые расходы окислителя и горючего на новом (2-м) режиме

блоки 118 и 119 вычисляют 1-ую пару коэффициентов передачи по соотношениям (5);
через интервал времени, равный уставке элемента задержки 120 и достаточный для выполнения вышеуказанных вычислений, полученные результаты считываются в регистры 110 и 112, а содержимое блоков 105 и 102 в регистры 108 и 109. В момент времени t3 реализуется программная перестройка дросселя горючего 12 на угол







Одновременно D-триггер 69 переводится в единичное состояние. Формируемый на его выходе сигнал высокого уровня блокирует элемент ИЛИ 77, т.е. запрещает запись в регистр 65 кода угла




По окончании перестройки дросселя горючего 12 и соответственно стабилизации параметров двигателя вновь организуется измерение массовых расходов окислителя и горючего







2. Если двигатель 1 выведен на режим, не превышающий номинальный уровень тяги, то измеренный суммарный расход



после записи в регистр 64 управляющего кода KOD2 (диаграмма фиг. 11) на выходах Q1 и Q2 ПЗУ 63 возбуждаются импульсные сигналы, адресуемые соответственно на входы элементов И 72, 73 и C-вход триггера 71 (через открытый элемент И 75);
D-триггер 71 устанавливается в единичное состояние, на его инверсном выходе формируется сигнал низкого уровня, который закрывает элементы И 73, 74 и разблокирует элемент ИЛИ 80, а на его прямом выходе появляется единичный сигнал, запрещающий запись новой информации в регистр 65;
при считывании из ОЗУ 62 кода угла




одновременно срабатывает D-триггер 69, переключая коммутаторы 122 и 123 в положение II;
командами KOD4 и KOD5, выводимыми из ОЗУ 62, D-триггер 70 устанавливается в единичное состояние, а триггер 71 обнуляется, подготавливая схему к перестройке регулятора 7. В момент времени








Управляющей командой KOD7 D-триггер 70 возвращается в исходное состояние. Вычисление коэффициентов передачи ao



3. Если Km1< Kmном, то на выходе блока 29 сравнения устанавливается сигнал низкого уровня и реализуются 3-я циклограмма перестройки регулирующих органов двигателя, отличающаяся от первой тем, что регулятор 7 поворачивается на угол Db в сторону увеличения тяги двигателя. При опросе D-триггеров 70 и 71 управляющими кодами KOD1, KOD2 (диаграмма фиг. 11) они не изменяют своего состояния, оставляя закрытым элемент И 72 и блокируя запись новых данных в регистр 66 (посредством элемента И 74), поэтому код угла Db считывается в регистр 65 со знаком "+", что эквивалентно перестройке привода 8 на угол


В остальном схема устройства функционирует аналогично описанному выше и коэффициенты передачи определяются по соотношениям (5) и (6). По окончании операций, связанных с определением коэффициентов передачи, двигатель настраивают на номинальный режим работы. Исходными для расчета углов коррекции его регулирующих органов являются соотношения (1) и (2), причем информация о величинах сигналов рассогласования


Через интервал времени, равный уставке элемента задержки 138, блоки 133 и 134 деления определяют углы Db





На выходах сумматоров 34 и 35 появляются новые значения углов b3 и
















блок 49 делит коэффициент уровня тяги R на содержимое сумматора 45, равное Km + 1

умножитель 46 вычисляет произведение

полученные результаты записываются в регистры 43 и 44. Кроме того, одной из команд RS-триггер 55 устанавливается в единичное состояние и замыкает ключ 56, подготавливая к работе умножители 47 и 48. Для изменения режима работы двигателя устройство получает на свои информационные входы 57 и 58, например, от бортовой аппаратуры, контролирующей кажущуюся скорость ракеты и равномерность опорожнения ее топливных баков, те значения коэффициентов Kmi и уровня тяги Ri, которые двигатель должен иметь в данный момент времени. По синхронизирующим сигналам, возбуждаемым на управляющих входах 50 и 60 устройства, эти данные записываются в регистры 41 и 42 вычислителя 40 и последний определяет по ним величины сигналов рассогласования


вычитатели 50 и 51 определяют их разность относительно предыдущих значений, хранящихся в регистрах 43 и 44, а умножители 47 и 48 устанавливают окончательный результат

Команда, формируемая на 4-м выходе задатчика 54, адресуется в вычислитель 33, где она задействует в работу сначала умножители 124 129, а затем вычитатели 130-132 чисел и блоки 133 и 134 деления, которые выделяют текущие значения углов коррекции














на которые перестраиваются регулятор тяги 7 и дроссель горючего 12, обеспечивая работу двигателя с заданными параметрами Kmi и Ri. Таким образом, надежность регулирования по предлагаемому способу повышена за счет объема операций по измерению параметров двигателя, поскольку он предусматривает измерение массовых расходов компонентов топлива, лишь в начале первого "настроечного" испытания, а измерение давления в камере сгорания двигателя не производится вообще. Кроме того, существенно упрощается "штатная" система регулирования, так как в ней отсутствуют измерительные средства, а функции вычислителя 40 сигналов рассогласования и ППЗУ 39 выполняет бортовая ЭВМ. Предлагаемый способ регулирования апробирован на предприятии-заявителе. Полученные при этом результаты подтвердили его высокую надежность без снижения необходимой точности настройки двигателей на задаваемые режимы работы и перспективность практического использования предлагаемого способа регулирования ЖРД.
Класс F02K9/26 управление процессом горения