способ приработки двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
F02B79/00 Обкатка двигателей внутреннего сгорания
F02M65/00 Испытание топливовпрыскивающей аппаратуры, например проверка регулирования впрыска
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Военный автомобильный институт
Приоритеты:
подача заявки:
1994-07-12
публикация патента:

Использование: двигателестроение, в частности приработка двигателей внутреннего сгорания при их изготовлении. Сущность изобретения: способ приработки двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что двигатель подвергают холодной обработке и на холостом ходу, а затем устанавливают орган топливоподачи в положение 80% от максимального и после разгона двигателя до частоты вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту, производят нагружение таким образом, чтобы компенсировать приращение частоты вращению вала двигателя относительно заданного (nМmax), вызванного приработкой сопряжений двигателя. Устройство, реализующее предложенный способ, содержит прирабатываемый двигатель и нагрузочное устройство, состоящее из асинхронного электродвигателя, соединенного с двигателем, и жидкостный реостат, с которым связан исполнительный механизм по нагрузке, датчик частоты вращения, установленный на валу между ДВС и асинхронным электродвигателем, блоки сравнения по частоте вращения и току, первый входом связан с датчиком частоты вращения, а выходом - с исполнительным механизмом по нагрузке, второй входом соединен с асинхронным электродвигателем, а выходами - с жидкостным реостатом и исполнительным механизмом по частоте вращения. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ приработки двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что запускают двигатель, затем изменяют частоту вращения и момент нагрузки вала двигателя по линейному закону до достижения их номинальных значений, весь процесс приработки разбивают на равные по времени отрезки, в каждом из которых частоту вращения и нагрузочный момент изменяют по линейному закону во времени таким образом, что в целом процесс приработки двигателя выполняется по закону, описываемому кусочно-линейной функцией, причем на каждом отрезке времени параметры поверхностей трущихся сопряжений и толщина масляного слоя приближаются к предельно допустимым значениям, отличающийся тем, что двигатель подвергают холодной приработке, приработке на холостом ходу, а затем устанавливают орган топливоподачи в положение 80% от максимального и после разгона двигателя до частоты вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту, производят нагружение таким образом, чтобы компенсировать приращение частоты вращения вала двигателя относительно заданного (nМmax), вызванного приработкой сопряжений двигателя.

2. Устройство для приработки двигателя внутреннего сгорания, содержащее нагрузочное устройство, подключенное к двигателю, датчик частоты вращения, исполнительный механизм по частоте вращения связан с двигателем, исполнительный механизм по нагрузке, выход которого связан с нагрузочным устройством, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введены блоки сравнения по частоте вращения и силе тока в цепи нагрузки, вход блока сравнения по частоте вращения связан с датчиком частоты вращения, а выходы соединены с исполнительным механизмом по нагрузке, блок сравнения по силе тока установлен в электрической цепи нагрузки и выход связан с исполнительным механизмом по частоте вращения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть использовано для приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) при их изготовлении.

Известен способ приработки ДВС /1/, заключающийся в том, что запускают двигатель, затем изменяют частоту вращения и момент нагрузки вала двигателя по линейному закону до достижения их номинальных значений, весь процесс приработки разбивают на равные по времени отрезки, в каждом из которых частоту вращения и нагрузочный момент изменяют по линейному закону во времени таким образом, что в целом процесс приработки двигателя выполняется по закону, описываемому кусочно-линейной функцией, причем на каждом отрезке времени параметры температуры поверхностей трущихся сопряжений и толщина масляного слоя приближаются к предельно допустимым значениям.

Однако известный способ приработки имеет следующие недостатки: для осуществления способа предварительно необходимо проводить эксперимент для определения коэффициентов кусочно-линейной функции; требуется точное соблюдение режима приработки, в противном случае значительно увеличивается время приработки из-за наступления жидкостного трения или наступает разрушение поверхностей трения при трении без смазки; требуется сложное оборудование, которое содержит программный модуль, изготовленный на основе логических элементов.

Известно устройство для реализации вышеописанного способа, которое содержит нагрузочное устройство, подключенное к испытуемому двигателю, датчики частоты вращения и нагрузочного момента, вычитающие элементы, исполнительные механизмы по частоте вращения и нагрузке двигателя, блок управления, выполненный в виде программного модуля.

Данное устройство требует точной настройки программного модуля осуществления способа приработки ДВС.

Изобретение направлено на повышение эффективности приработки путем сокращения продолжительности и повышения качества процесса.

Решение поставленной задачи достигается тем, что двигатель подвергают холодной приработке, приработке на холостом ходу, а затем устанавливают орган топливоподачи в положение 80% от максимального и после разгона двигателя до частоты вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту, производят нагружение таким образом, чтобы компенсировать приращение частоты вращения вала двигателя относительно заданного (nМmax), вызванного приработкой сопряжения двигателя.

Способ отличается от прототипа тем, что двигатель подвергают холодной приработке, приработке на холостом ходу, а затем проводят приработку под нагрузкой в режиме граничного трения, поддерживая частоту вращения максимального крутящего момента, изменяя нагрузку на валу в зависимости от степени приработки трущихся поверхностей.

Устройство отличается от прототипа тем, что в нем отсутствуют программный модуль, датчик нагрузки и вычитающий элементы, в конструкцию дополнительно введены блоки сравнения по частоте вращения и силе тока в цепи нагрузки.

На фиг. 1 представлена зависимость изменения Mкр (крутящего момента) и n (частоты вращения) в ходе приработки ДВС, на фиг. 2 - функциональная схема устройства для приработки ДВС в условиях граничного трения.

Сущность предлагаемого способа приработки заключается в автоматическом поддерживании режима приработки при граничном трении. Способ осуществляется следующим образом.

Двигатель подвергают холодной приработке и на холостом ходу с целью подготовки трущихся поверхностей для восприятия значительных нагрузок, и для их прогрева. Затем подают питание на схему устройства для реализации способа приработки и открывают дроссельную заслонку на 80% так как в конце приработки ДВС должен нагружаться не более чем на 80%

Изменение частоты вращения коленчатого вала и крутящего момента по мере приработки будет происходить согласно зависимости (фиг. 1).

После разгона двигателя до nМmax исполнительный механизм устройства по нагрузке будет увеличивать нагрузку на коленчатом валу ДВС до тех пор, пока не установится nМmax (частота вращения максимального крутящего момента).

Приработка при частоте вращения nмmax будет проходить в условиях граничного трения, так как при этой частоте вращения на детали цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма действуют максимальные газовые и значительные инерционные нагрузки.

Приработка трущихся поверхностей вызовет уменьшение потерь на трение и неплотностей в цилиндро-поршневой группе. Это будет сопровождаться увеличением частоты вращения коленчатого вала при фиксированном положении дроссельной заслонки. Рост частоты вращения вызовет увеличение масляного слоя и соответственно будет уменьшать интенсивность приработки.

Значение толщины масляного слоя будет изменяться по следующим зависимостям:

способ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852

Sнач = S2нач/4способ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852,

где d диаметр вала, мм;

n частота вращения вала, c-1;

способ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852 динамическая вязкость масла, Паспособ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852с;

k удельное давление вала на подшипник, Па;

C коэффициент формы подшипника;

способ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852

способ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852 суммарная высота микронеровностей, мм.

Возвращение режима приработки двигателя в условиях максимальной интенсивности (граничного трения) осуществляется увеличением тока в обмотке нагрузочного генератора, то есть увеличением нагрузки на валу и снижением частоты вращения вала ДВС на уровень nМmax.

Циклы возрастания частоты вращения вала по мере приработки сопряженных поверхностей и адаптивного увеличения нагрузки продолжаются до окончания приработки, момент которой будет определяться величиной тока в нагрузочном устройстве, при этом двигатель должен развивать крутящий момент не менее 80% от максимального значения.

Устройство (фиг. 2), реализующее предложенный способ, содержит прирабатываемый двигатель 1 и нагрузочное устройство, состоящее из асинхронного электродвигателя 2, соединенного с двигателем, и жидкостной реостат 7, с которым связан исполнительный механизм по нагрузке 4 (электропривод электродов реостата), датчик частоты вращения 3, установленный на валу между ДВС 1 и асинхронным электродвигателем 2, блоки сравнения 5 и 6 по частоте вращения и току, первый входом связан с датчиком частоты вращения 3, а выходами с исполнительным механизмом по нагрузке 4, второй входом соединен с асинхронным электродвигателем 2, а выходом с жидкостным реостатом 7 и исполнительным механизмом по частоте вращения 8.

Устройство работает следующим образом. После приработки на холостом ходу включают устройство и открывают дроссельную заслонку (перемещают рейку ТНВД) на 80% при помощи исполнительного механизма по частоте вращения 8. По мере разгона коленчатого вала двигателя сравнивающее устройство 5 сравнивает текущее значение частоты вращения с заданным (nМmax) и при n>nМmax подает сигнал на исполнительный механизм по нагрузке 4 на погружение электродов жидкостного реостата 7, то есть создание нагрузки на валу двигателя 1. Нагружение двигателя продолжается до стабилизации частоты вращения на уровне nМmax.

По мере приработки трущихся поверхностей происходит увеличение частоты вращения вала двигателя и исполнительный механизм по нагрузке 4 по сигналу от блока сравнения 5 донагружает двигатель до установления частоты вращения nМmax. Сравнивающее устройство 6 сравнивает текущее значение силы тока в цепи нагрузки с заданным Iпр и при Iспособ приработки двигателя внутреннего сгорания и   устройство для его осуществления, патент № 2084852Iпр дает сигнал на исполнительный механизм по частоте вращения 8 на отключение двигателя. Значение силы тока Iпр в сравнивающем устройстве 6 устанавливается в зависимости от марки двигателя и должно соответствовать нагрузке на двигатель, при которой он развивает крутящий момент, равный 0,8 Мmax.

Изобретение позволяет сократить время приработки за счет адаптивного управления режимов с учетом технического состояния каждого конкретного двигателя. Кроме того, предлагаемое устройство проще прототипа по конструкции, поскольку не имеет программного модуля, хотя не менее эффективно позволяет решать задачу адаптивного управления приработкой ДВС. Конструкция устройства позволяет автоматизировать режим приработки.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)

Класс F02B79/00 Обкатка двигателей внутреннего сгорания

способ приработки двигателя внутреннего сгорания на основе обратной связи -  патент 2465475 (27.10.2012)
способ обкатки двигателей внутреннего сгорания и стенд для его реализации -  патент 2449142 (27.04.2012)
способ обкатки дизеля дизель-генераторной установки тепловоза -  патент 2371696 (27.10.2009)
амортизирующая знакопеременная передача -  патент 2367806 (20.09.2009)
способ для изменения температурных режимов при обкатке двигателей -  патент 2291972 (20.01.2007)
устройство для подачи приработочной присадки в камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания -  патент 2285815 (20.10.2006)
стенд для диагностики, ремонта и обкатки двс -  патент 2261348 (27.09.2005)
стенд для приработки и испытания двигателей внутреннего сгорания -  патент 2256896 (20.07.2005)
стенд обкатки и диагностики двигателей внутреннего сгорания -  патент 2229612 (27.05.2004)
способ обкатки силовых агрегатов транспортных средств -  патент 2229611 (27.05.2004)

Класс F02M65/00 Испытание топливовпрыскивающей аппаратуры, например проверка регулирования впрыска

устройство для диагностики карбюратора и бензонасоса автомобильного двигателя -  патент 2519293 (10.06.2014)
устройство для диагностики неисправностей расходомера воздуха -  патент 2517197 (27.05.2014)
стенд для восстановления и обкатки форсунок автотракторных дизельных двигателей -  патент 2497016 (27.10.2013)
способ определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления -  патент 2495277 (10.10.2013)
устройство для определения эффективного проходного сечения форсунок и топливопроводов высокого давления -  патент 2489596 (10.08.2013)
способ и устройство для контроля блока управления двигателем -  патент 2486366 (27.06.2013)
способ диагностирования системы топливоподачи двигателя с впрыском легкого топлива -  патент 2479743 (20.04.2013)
способ диагностирования электробензонасосов системы топливоподачи автомобиля -  патент 2477384 (10.03.2013)
способ диагностирования датчиков массового расхода воздуха автомобилей и устройство для его осуществления -  патент 2474792 (10.02.2013)
способ испытания и регулировки форсунок и стенд для испытания и регулировки форсунок -  патент 2467197 (20.11.2012)
Наверх