состав судового высоковязкого топлива
Классы МПК: | C10L1/04 на основе смесей углеводородов |
Автор(ы): | Кондрашева Н.К., Ахметшина М.Н., Ахметов А.Ф., Равилов И.М., Сайфуллин Н.Р., Махов А.Ф., Усманов Р.М., Теляшев Г.Г., Салихов Р.Ф., Дьяченко А.Е., Ланин П.А. |
Патентообладатель(и): | Уфимский государственный нефтяной технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-10-31 публикация патента:
20.07.1997 |
Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского речного и рыбопромыслового флота. Изобретение решает задачу расширения сырьевых ресурсов, удешевления топлива, улучшения экологии за счет утилизации нефтяных отходов: смеси нефтешлама и ловушечной нефти. Предлагаемое судовое высоковязкое топливо содержит мазут, остаток ректификации 200oC - KKoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Остаток ректификации 200oC - KKoC - 12,5 ... 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания - 12,5 ... 25,0
Мазут - 50,0 ... 75,0
2 табл.
Рисунок 1
Остаток ректификации 200oC - KKoC - 12,5 ... 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания - 12,5 ... 25,0
Мазут - 50,0 ... 75,0
2 табл.
Формула изобретения
Состав судового высоковязкого топлива, включающий мазут, отличающийся тем, что он дополнительно содержит остаток 200oС конец кипения ректификации смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас. Остаток 200oС конец кипения 12,5 -25,0Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
12,5 -25,0
Мазут 50,0 75,0н
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к углеводородным топливным композициям на основе продуктов переработки нефти и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота. Известен состав топлива, содержащий 50 70% мазута и 30 50% соляра [1] Недостатком известного состава является получение его путем компаундирования легкого дистиллята и нефтяного остатка, что приводит к нарушению его стабильности и полноты сгорания. Недостатками известного топлива являются также неоднородность и широкий фракционный состав, наличие неуглеводородных высокомолекулярных соединений смол и асфальтенов, что приводит к нарушению стабильности и плотности сгорания топлива, а следовательно, к ухудшению его эксплуатационных и экологических характеристик. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является состав судового высоковязкого топлива [2] на основе гудрона с добавкой мазута и газойля каталитического крекинга, который с целью улучшения эксплуатационных свойств, расширения сырьевых ресурсов и снижения себестоимости дополнительно содержит фракции 180 500oC вторичных процессов и/или фракции 200 480oC крекинг-флегмы и фракцию 450 - ККoC остатка термических процессов или фракцию 520 ККoC остатка деасфальтизации при следующем соотношении компонентов, мас. Мазут 20 40Газойль каталитического крекинга 5 20
Фракции 180 500oC вторичных процессов и/или фракции 200 480oC крекинг-флегмы 5 15
Фракции 450 ККoC остатка термических процессов или фракция 520 - ККoC остатка деасфальтизации 20 60
Гудрон До 100
В качестве газойля и остатка вторичных процессов топливо содержит продукты процесса термического крекинга или висбрекинга или коксования. Однако высоких эксплуатационных свойств для данного состава топлива, в том числе прокачиваемости, достичь не удалось. Многокомпонентность известного состава судового высоковязкого топлива, высокое содержание в нем тяжелых нефтяных остатков прямой перегонки нефти, крекинг-процессов и процесса деасфальтизации, достигающее 65 90% различие их природы и состава и широкие пределы кипения 180 500oC вторичных дистиллятов обуславливают его низкую стабильность к расслоению на фазы при длительном хранении и эксплуатации, неполноту сгорания и плохие экологические характеристики топлива. К недостаткам известного состава следует также отнести высокое содержание в нем сернистых соединений (2,25 2,95%) и трудно растворимых асфальтенов, карбенов и карбоидов, концентрация которых особенно велика в остатках вторичного происхождения. Предлагаемое изобретение решает задачу удешевления топлива, расширения сырьевых ресурсов, улучшения экологии за счет вовлечения в состав топлива нефтяных отходов: нефтешлама и ловушечной нефти. Сущность изобретения заключается в том, что известное судовое высоковязкое топливо, включающее мазут, согласно изобретению, дополнительно содержит остаток 200oC ККoC ректификации смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания и смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас. Остаток 200oC КК 12,5 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
12,5 25,0
Мазут 50,0 75,0
Качество исходных компонентов судового высоковязкого топлива представлено в табл. 1. Предлагаемое судовое высоковязкое топливо получают следующим образом. В резервуар предварительно закачивают мазут с температурой 90oC. В этот же резервуар закачивают смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остаток ректификации ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания, выкипающий выше 200oC. При контакте с горячим мазутом под воздействием температуры и снижении вязкости среды происходит разделение эмульсионного слоя на нижний водный слой, который дренируется в канализацию промышленных сточных вод, и верхний слой, отвечающий по качеству требованиям на тормозное судовое высоковязкое топливо в соответствии с ТУ 381011 314 904. Пример 1. Судовое высоковязкое топливо получают компаундированием мазута с температурой 90oC со смесью ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остатком ректификации 200oC ККoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас. Остаток 200oC ККoC 25,0
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
25,0
Мазут 50,0
Пример 2. Судовое высоковязкое топливо получают компаундированием мазута с температурой 90oC со смесью ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остатком ректификации 200oC ККoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас. Остаток 200oC KKoC 12,5
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
12,5
Мазут 75,0
Пример 3. Судовое высоковязкое топливо получают путем компаундирования мазута с температурой 90oC со смесью ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания и остатком ректификации 200oC KKoC смеси ловушечной нефти и нефтешлама после двухступенчатого обезвоживания при следующем соотношении компонентов, мас. Остаток 200oC KKoC 17,5
Смесь ловушечной нефти и нефтешлама после трехступенчатого обезвоживания
17,5
Мазут 65,0
Показатели качества судового высоковязкого топлива приведены в табл. 2. Из данных табл. 2 видно, что компаундированием указанных в табл. 1 компонентов с мазутом получены товарные композиции, соответствующие по качеству судовому высоковязкому топливу (СВТ) в соответствии с ТУ 381011 314 904 и удовлетворяющие исходным требованиям на разработку. Предлагаемое изобретение может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности и судах морского, речного и рыбопромыслового флота. Вовлечение в состав топлива нефтяных отходов: нефтешлама и ловушечной нефти позволяет расширить сырьевые ресурсы топлива, снизить его стоимость, улучшить экологию за счет утилизации отходов. Источники информации
1. В.А. Сомов и П.П. Боткин. Топливо для транспортных дизелей, 1963, с. 320. 2. Патент РФ N 1672731 от 02.02.93 г. "Судовое высоковязкое топливо". Кондрашева Н.К. и др. (прототип).
Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов