способ сборки летательного аппарата
Классы МПК: | B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам |
Автор(ы): | Халилов Александр Сергеевич[UZ] |
Патентообладатель(и): | Ташкентское авиационное производственное объединение им.В.П.Чкалова (UZ) |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-11-08 публикация патента:
20.07.1997 |
Использование: изобретение относится к производству авиационной техники, а именно, к сборке агрегатов из отсеков не имеющих фланцевых разъемов. Сущность изобретения: стыковка производится при помощи обводных угольников, образующих технологический фланцевый стык, при этом равномерное распределение стыковочной ленты по обшивке отсеков и предварительное сжатие пакета из стыковочной ленты и обшивки в процессе установки крепежа достигается разжимным приспособлением, являющимся жестким носителем внутреннего контура стыка отсеков, изнутри фюзеляжа. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
Способ сборки летательного аппарата из агрегатов, не имеющих фланцевых разъемов, включающий установку на места стыковки обводных угольников, образующих наружные технологические фланцы, стыковку обводных угольников между собой с последующей заменой обводных угольников штатными стыковочными элементами, установленными по внутреннему контуру обшивки, отличающийся тем, что штатные стыковочные элементы малой жесткости, например ленты, предварительно крепят к каждому отсеку в одной точке по линейной образующей, а затем равномерно прижимают к внутреннему контуру обшивки по всему периметру стыка с помощью жесткого носителя внутреннего обвода контура стыка, после чего производят установку штатного крепежа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к производству авиационной техники, а именно, к сборке фюзеляжа и других агрегатов планера из отсеков, не имеющих фланцевых разъемов. Известен способ сборки фюзеляжа летательного аппарата из отсеков, не имеющих фланцевых разъемов, заключающийся в стыковке собранных отсеков при помощи фиксирующих элементов, в качестве которых используют обводные угольники, устанавливаемые в местах стыковки и образующих наружные технологические фланцы. Стыковку отсеков при этом осуществляют путем стыковки обводных угольников между собой с последующей заменой обводных угольников штатными стыковочными элементами, установленными по внутреннему контуру обшивки [1]Недостатком известного способа является неравномерное прилегание штатных стыковочных элементов малой жесткости, например, стыковочной ленты, устанавливаемых в свободном состоянии на внутренний контур обшивки стыкуемых отсеков и как следствие, появление гофров, утяжек в зоне установки крепежных элементов и тому подобных дефектов в стыке отсеков. Задачей настоящего изобретения является устранение дефектов сборки агрегата из отсеков, соединяемых лентой путем обеспечения равномерного ее прилегания к поверхности стыка отсеков. Поставленная задача решается тем, что в известном способе сборки фюзеляжа летательного аппарата, предусматривающем установку на месте стыка обводных угольников, образующих наружные фланцы, стыковку фланцев между собой и с последующей их заменой штатными стыковочными элементами, установленными по внутреннему контуру обшивки отсеков, штатные стыковочные элементы малой жесткости типа стыковочной ленты предварительно крепят к каждому отсеку в одной точке по его линейной образующей, а затем равномерно прижимают к внутреннему контуру обшивки по всему периметру стыка с помощью жесткого носителя внутреннего контура ленты, после чего производят установку штатного крепежа. Предварительное крепление штатных стыковочных элементов малой жесткости типа ленты к каждому отсеку в одной точке по его линейной образующей позволяет посредством жесткого носителя внутреннего контура ленты обеспечить ее равномерное прижатие к внутренней поверхности стыкуемых отсеков. В результате при установке штатного крепежа исключаются: гофры, утяжки вокруг крепежных элементов и другие дефекты в зоне стыка, что позволяет считать поставленную задачу решенной. Способ сборки агрегатов позволяет сократить цикл стапельной сборки и трудоемкость сборки агрегатов из отсеков, равномерно распределить стыковочную ленту по обшивке и создать предварительное сжатие пакета в процессе установки основного крепежа, произвести склейку обшивки со стыковочными лентами, исключить образование напряжений и дефектов типа гофров и утяжки в зоне установки крепежных элементов. На фиг.1 представлена схема членения фюзеляжа на отсеки; на фиг.2 - сечение А-А, фиг.1, показана конструкция разжимного приспособления; на фиг.3 - вид Б на фиг. 2, представлен вид изнутри фюзеляжа на стык отсеков с установленной применяемой оснасткой; на фиг.4 сеч.В-В на фиг.3, показывающее конструкцию разъема и применяемой оснастки. Описываемый способ сборки летательного аппарата иллюстрируется примером производства расчлененного на три отсека 1, 2, 3 фиг.1 фюзеляжа. Обводные угольники 4 фиг.2, образующие технологический фланец, устанавливают в стапелях сборки отсеков (не показаны), крепя к ним технологическим крепежом 5 фиг. 3, установленным в точках крепления стрингеров 6, вне зоны установки стыковочной ленты 7 фиг.3. Стыковка отсеков производится следующим образом. Отсеки соединяют между собой, совмещая стыковочные отверстия в обводных угольниках 4 и стягивают стыковочными болтами 8, затем изнутри фюзеляжа устанавливают штатные стыковочные ленты, крепя каждую из них двумя контрольными болтами 5 по линейной образующей в окнах обводных угольников 4, ставят нижний ложемент 9 фиг.2; устанавливают стойки 10 с домкратами 11, присоединяют верхний ложемент 9, ориентируя ложементы относительно стрингеров 6, закрепляют их, распирая домкратами 11, навешивают боковые ложементы 9 и домкраты 12, прижимают стыковочные ленты 7 к обшивкам 13 фиг.3, подкрепленным обводными угольниками 4, распирая ложементы 9 домкратами 12 и производят крепление стыковочных лент 7 с обшивками 13 штатным крепежом в окнах обводных угольников 4 и ложементах 9 разжимного приспособления. После этого удаляют разжимное приспособление, обводные угольники 4 и производят установку и крепление стрингерных накладок 14 фиг.4.
Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам