поисково-спасательный самолет-амфибия

Классы МПК:B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты
B64C35/02 корпуса летающих лодок
B64C30/00 Сверхзвуковые самолеты
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Шариф Мохаммед Аль-Хейли[UA],
Араби Мухамед Юсиф[UA],
Комаров Владимир Александрович[UA]
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-28
публикация патента:

Использование: самолетостроение, обеспечение поисково-спасательных операций на водных акваториях. Сущность изобретения: в поисково-спасательном самолете-амфибии, содержащем фюзеляж круглого сечения с воздухозаборником и кабиной экипажа в носовой части, стреловидное крыло, хвостовое оперение и трехстоечное шасси с носовым колесом, на нижней части фюзеляжа установлен обтекатель и конструкция в виде лодки с днищем переменной килеватости, обводы которой соответствуют обтекателю. На крыле имеется усиленный пилон с установленными на нем поплавками, при этом лодка и поплавки выполнены с возможностью перемещения вниз относительно конструкции, на которой они установлены, фиксации в выпущенном положении с помощью силовых элементов, и конструктивно состоят из соединенных между собой отсеков, причем отсеки выполнены для размещения в них отдельно спасенных людей и топлива, при этом отсеки для людей выполнены герметичными и снабжены люками, а лобовая секция лодки содержит люк под переднюю стойку шасси, закрывающийся створками. Изобретения повышает эффективность поисково-спасательных операций. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Поисково-спасательный самолет-амфибия, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа, крылья с пилонами, хвостовое оперение, трехстоечное шасси, центральный и боковые поплавки с днищами переменной килеватости, установленные соответственно под фюзеляжем и пилонами с возможностью выдвижения вниз посредством силовых элементов и фиксации в выдвинутом положении, при этом соприкасаемые поверхности фюзеляжа, пилонов и соответствующих поплавков конгруэнтны, отличающийся тем, что центральный поплавок выполнен в виде соединенных между собой лобовой, средней и задней секций, а боковые поплавки - в виде соединенных между собой лобовой и задней секций, средняя секция центрального и задние секции боковых поплавков выполнены в виде герметичных отсеков для размещения терпящих бедствие людей, а остальные секции в виде топливных отсеков, при этом в лобовой секции центрального поплавка выполнен люк под переднюю стойку шасси, закрывающийся створками, связанными со створками ниши этой стойки, установленными на фюзеляже.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть применено для проведения поисково-спасательных операций на водных акваториях.

Известен принятый в качестве ближайшего аналога поисково-спасательный самолет-амфибия, содержащий фюзеляж с кабиной экипажа, крылья с кильсонами, хвостовое оперение, трехстоечное шасси, центральный и боковые поплавки с днищами переменной килеватости, установленные соответственно под фюзеляжем и пилонами с возможностью выдвижения вниз посредством силовых элементов и фиксации в выдвинутом положении, при этом соприкасаемые поверхности фюзеляжа, пилонов и соответствующих поплавков конгруэнтны (US, пат. N 4685641, кл.B 64 C 25/54, 1987 г.).

Изобретение предназначено для решения задачи повышения эффективности спасательной операции за счет увеличения допустимой скорости полета и числа спасательных отсеков для размещения терпящих бедствие людей.

Технический результат достигается тем, что в известном объекте центральный поплавок выполнен в виде соединенных между собой лобовой, средней и задней секций, а боковые поплавки в виде соединенных между собой лобовой и задней секций, средняя секция центрального и задние секции боковых поплавков выполнены в виде герметичных отсеков для размещения терпящих бедствие людей, а остальные секции в виде топливных отсеков, при этом в лобовой секции центрального поплавка выполнен люк под переднюю стойку шасси, закрывающийся створками, связанными со створками ниши этой стойки, установленными на фюзеляже.

На фиг. 1 показан общий вид самолета-амфибии в полетном варианте (а) и при посадке на воду (б), на фиг.2 самолет-амфибия в двух проекциях на виде внизу (а) и на виде сбоку (б) с убранной дополнительной конструкцией в виде лодки, на фиг.3 схема самолета-амфибии на виде спереди при движении по аэродрому (а) и при движении по воде (б), на фиг.4 схемы в разрезе дополнительной конструкции в виде лодки (а), поплавка (б) и схема выпуска передней стойки шасси через люк в днище лодки (в).

Поисково-спасательный самолет-амфибия конструктивно содержит фюзеляж 1 с воздухозаборником 2 и кабиной экипажа 3 в носовой части, стреловидное крыло 4 с усиленным пилоном 5 в средней части, обтекатель 6, дополнительную конструкцию 7 в виде лодки и поплавок 8, состоящие из соединенных между собой секций (9 лобовая секция, 10 средняя секция, 11 задняя секция). Дополнительная конструкция 7 в виде лодки и поплавок 8 фиксируются в выдвинутом положении силовыми элементами 12. Секции 9 выполнены конструктивно в виде топливных баков-отсеков, секция 10 дополнительной конструкции 7 и секция 11 поплавка 8 представляют собой герметичные отсеки для размещения в них спасенных людей и снабжены входными люками 13. Секция 11 лодки 7 также является дополнительной емкостью для топлива. В секции 9 лодки 7 предусмотрен люк 14, закрывающийся створками 15 и предназначенный для выпуска носовой стойки шасси 16. Створки 15 связаны со створками 17 ниши шасси передней стойки 16.

Устройство работает следующим образом. При взлете с аэродрома с твердым покрытием взлет самолета-амфибии происходит по нормальной схеме взлета самолета с трехопорным шасси с носовой стойкой. При этом передняя (носовая) стойка шасси 16, проходящая в выпущенном положении через люк 14, убирается в нишу шасси фюзеляжа 1 и закрывается створками 17. Створки 17, будучи связанными со створками 15 люка 14, закрываясь, закрывают и створки 15, обеспечивая лодке 7 герметичность и требуемые обводы днища. Основные стойки шасси убираются в свои ниши и также закрываются створками. При взлете самолета лодка 7 жестко фиксируется на обтекателе 6, а поплавки 8 находятся в подтянутом к пилону 5 положении.

В полете топливо вырабатывается из основных топливных баков (на схемах не показаны) и из дополнительных топливных баков, расположенных в секциях 9 и 11 лодки 7 и в секции 9 поплавков 8.

Полет может происходить как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости.

При подлете к цели дополнительная конструкция 7 в виде лодки с днищем переменной килеватости отходит от обтекателя 6, размещенного на фюзеляже 1 в его нижней части, и перемещается вниз относительно обтекателя 6 до тех пор, пока в выдвинутом положении жестко не зафиксируется с помощью силовых элементов 12 (фиг.1, б, фиг.3, б). Одновременно с выдвижением лодки 7 выдвигаются поплавки 8, перемещаясь вниз относительно усиленного пилона 5, установленного в средней части крыла 4. Поплавки 8 в выдвинутом положении также жестко фиксируются с помощью силовых элементов 12. Створки 15 на лодке 7 находятся в закрытом положении, обеспечивая лодке 7 герметичность днища.

Произведя посадку на воду, самолет-амфибия подруливает к терпящим бедствие людям, которые через люки 13 на лодке 7 и поплавках 8 размещаются в герметичных отсеках 10 и 11 соответственно. Закрываются люки 13, и самолет-амфибия производит взлет с воды. После набора требуемой высоты дополнительная конструкция 7 в виде лодки с людьми в спасательном герметичном отсеке 11 и поплавки 8 с людьми в спасательном отсеке 11 возвращаются в исходное (полетное) положение, при этом силовые элементы 12 убираются, например складываются и в убранном положении жестко фиксируют лодку 7 на обтекателе 6, а поплавки 8 на силовом пилоне 5.

Посадка на базовый аэродром производится следующим образом. Выпускаются основные стойки шасси 16. При выпуске передней стойки шасси 16 открываются створки 17 ниши шасси на фюзеляже 1 и одновременно со створками 17, связанными со створками 15 на лодке 7, открываются створки 15, обеспечивая выход стойки шасси 16 за обводы корпуса лодки 7. Самолет после этого совершает посадку аналогично самолету, имеющему трехстоечное шасси с носовым колесом.

Спасенные люди покидают спасательные отсеки 10 через люки 13, например, после поднятия самолета-амфибии на подъемники и частичного опускания лодки 7 и поплавков 8.

Возможность использования сверхзвуковых самолетов для проведения спасательных операций с посадкой их на воду позволит сократить время на полет к терпящим бедствие людям, что повысит эффективность их спасения. Непосредственное подруливание самолета-амфибии к терпящим бедствие людям также повышает вероятность их спасения, так как точность сбрасывания спасательных средств невелика.

Использование сравнительно небольших самолетов, например, для полета за одним человеком повышает экономичность операции. Использование в конструкции сверхзвукового самолета-амфибии нескольких спасательных отсеков для размещения в них терпящих бедствие людей и выполнение этих отсеков герметичными способствует повышению эффективности спасательной операции за счет увеличения количества спасенных людей, а также позволяет производить полет на базовый аэродром на большой высоте.

Класс B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты

гидросамолет /варианты/ -  патент 2513345 (20.04.2014)
вертолет-мини-подлодка -  патент 2509036 (10.03.2014)
фюзеляж гидросамолета (варианты) -  патент 2504501 (20.01.2014)
устройство реверса-нейтрализатора тяги двухконтурного турбореактивного двигателя самолета-амфибии -  патент 2494272 (27.09.2013)
поисково-спасательный поплавковый гидровертолет-амфибия "дельфин" -  патент 2476352 (27.02.2013)
самолет-амфибия "гадкий утенок" -  патент 2474515 (10.02.2013)
самолет-амфибия -  патент 2471677 (10.01.2013)
мягкий реданированный поплавок -  патент 2442709 (20.02.2012)

профилированная нижняя часть мягкого поплавка с поперечным реданом -  патент 2442708 (20.02.2012)

моторный самолет с комбинированной гидродинамической и аэродинамической конструкцией для взлета и посадки на воде, грунте или снегу -  патент 2431584 (20.10.2011)

Класс B64C35/02 корпуса летающих лодок

Класс B64C30/00 Сверхзвуковые самолеты

Наверх