способ защиты автомобиля от угона и противоугонная система для автомобиля

Классы МПК:B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Сайчев Валентин Павлович,
Смородинов Сергей Борисович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-11-11
публикация патента:

Использование: автомобили. Сущность изобретения: на определенной охраняемой территории с охранных постов, размещенных в ключевых местах, с помощью радиомаяков постоянно излучают в эфир маломощные сигналы, действующие только вблизи охранных постов. На каждом охраняемом автомобиле с помощью первой ступени защиты тревожно-сигнального (предупреждающе-отпугивающего) типа устанавливают факт и момент несанкционированного доступа в охраняемый автомобиль постороннего лица. Далее, во-первых, запускают тревожную сигнализацию, а во-вторых, одновременно запускают в работу вторую ступень защиты, например, блокирующего типа сначала в режим ожидания. После въезда угнанного автомобиля в зону действия радиомаяка охранного поста переводят вторую ступень защиты в активный режим, поднимая тревогу, блокируя некоторые узлы угнанного автомобиля и препятствуя его дальнейшему движению в пределах прямой видимости с охранного поста. Противоугонная система содержит первую ступень защиты от угона, включающую датчики несанкционированного доступа в автомобиль, преобразователь сигналов этих датчиков и исполнительный орган тревожно-сигнального типа (например, сирену). Вторая ступень защиты от угона, например, блокирующего типа, включает в себя радиомаяк, установленный на охранном посту, датчик сигналов дистанционного управления, преобразователь сигналов этого датчика и блок исполнительных органов блокировки узлов автомобиля. 2 с. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Способ защиты автомобиля от угона, заключающийся в том, что при несанкционированном доступе постороннего лица в охраняемый автомобиль формируют управляющие сигналы на срабатывание сигнально-тревожной ступени защиты и на перевод в режим ожидания активной ступени защиты от угона, преимущественно блокирующего типа, с помощью размещенных в ключевых пунктах охраняемой территории стационарных передатчиков излучают в эфир сигналы дистанционного управления, а при въезде автомобиля в зону действия передатчика ключевого пункта принимают бортовым приемником сигнал дистанционного управления и формируют управляющий сигнал на срабатывание активной ступени защиты от угона, отличающийся тем, что сигнально-тревожную ступень защиты устанавливают на охраняемом автомобиле с возможностью предупреждающе-отпугивающего воздействия на угонщика, а излучение в эфир сигналов дистанционного управления осуществляют непрерывно и в пределах прямой видимости автомобиля с ключевого пункта.

2. Противоугонная система для автомобиля, содержащая установленные в ключевых пунктах охраняемой территории передатчики сигналов дистанционного управления, установленные на охраняемом автомобиле и последовательно соединенные между собой датчик несанкционированного доступа в автомобиль, преобразователь сигналов датчика, приемник сигналов дистанционного управления, преобразователь сигналов приемника и исполнительный орган активной ступени защиты от угона, преимущественно блокирующего типа, а также исполнительный орган сигнально-тревожной ступени защиты от угона, отличающаяся тем, что передатчики сигналов дистанционного управления выполнены в виде маломощных непрерывно действующих радиомаяков, а исполнительный орган сигнально-тревожной ступени защиты от угона установлен на охраняемом автомобиле и входом подключен к выходу преобразователя сигналов датчика несанкционированного доступа в автомобиль.

Описание изобретения к патенту

Изобретения относятся к транспортному машиностроению и могут использоваться в системах защиты автомобилей от угонов.

Известен способ защиты от угона по а.с. СССР N 1839266 G 08 B 13/088, 1990 г. заключающийся в том, что сначала датчики, находящиеся в режиме "ожидания", "прощупывают" охраняемое пространство или охраняемый объект, например, автомобиль, затем при несанкционированном воздействии на охраняемый автомобиль сигналы, полученные с физических датчиков, анализируют и преобразуют в электрические управляющие сигналы, которые в свою очередь кодируют в виде индивидуального кода охраняемого автомобиля. Затем с помощью УКВ-передатчика эти сигналы с охраняемого автомобиля передают в эфир. После этого эти сигналы принимают с помощью УКВ-приемника на охранном (контрольном) пункте, анализируют и по результатам анализа формируют звуковой сигнал тревоги.

Такой способ, хотя и позволяет обеспечить срабатывание тревожной сигнализации в случае угона автомобиля, однако не может обеспечить оперативное воздействие на охраняемый автомобиль с целью его принудительной остановки при его угоне. Кроме того, работающий УКВ-передатчик сравнительно легко обнаруживается профессиональными угонщиками и выводится из строя. Поэтому эффективность применения такого способа относительно невысокая.

Известен способ защиты автомобиля от угона по а.с.СССР N 1730648 G 09 B 13/08, 1990 г. заключающийся в том, что аналогично предыдущему решению сначала в режиме "ожидания" датчиками "прощупывают" охраняемое пространство или охраняемый автомобиль, затем при несанкционированном воздействии на охраняемый автомобиль сигналы, поступающие с физических датчиков, анализируют и преобразуют в электрические управляющие сигналы, которые после этого кодируют в виде индивидуального кода охраняемого автомобиля, затем с помощью установленного на автомобиле радиопередатчика закодированные сигналы передают в эфир, после чего эти сигналы принимают с помощью радиоприемника на охранном пункте, анализируют и по результатам анализа формируют звуковое тревожное сообщение в виде синтезированного информационного сигнала с речевой информацией, например, о типе, цвете, номерном знаке автомобиля.

Такой способ, хотя и повышает возможность обнаружения в задержании угнанного автомобиля, однако ему присущи те же недостатки, что и предыдущему способу, невозможность дистанционного воздействия на угнанный автомобиль, а также большая вероятность быстрого обнаружения профессиональными угонщиками и вывода из строя противоугонной системы.

Частично эти недостатки устранены в наиболее близком к заявляемому решению по технической сущности и достигаемому результату от его использования известном способе по а. с.СССР N 1516399, B 60 R 25/02, 1989 г. Известный способ заключается в том, что сначала между охранным постом и охраняемым автомобилем в задаваемый владельцем автомобиля или оператором охранного поста период времени поддерживают двухстороннюю радиосвязь, причем в процессе радиосвязи с охранного поста на автомобиль подают формализованные команды, при несанкционированном доступе в автомобиль постороннего лица водителю автомобилю подают формализованные команды и, убедившись, что в автомобиле постороннее лицо, формируют специальный командный сигнал для включения противоугонного устройства, после чего на автомобиле полученный через бортовой приемник сигнал анализируют и по результатам анализа преобразуют в управляющие сигналы на активное вырабатывание исполнительных устройств отключения зажигания, рулевого колеса и др. блокирующего угнанный автомобиль.

Такой способ позволяет в широком диапазоне применений обеспечить защиту автомобиля от угона. Однако для реализации способа нужно довольно сложное и дорогостоящее оборудование с большим количеством ответственных элементов (что, естественно, снижает надежность работы системы в целом) с мощными радиостанциями и приемниками с большим энергопотреблением и относительно большими габаритами. Основной режим работы системы, работающей по известному способу, подразумевает довольно большой период времени нахождения в эфире. Это в свою очередь дает возможность угонщикам оценить противоугонную систему и применить свои меры противодействия. Все это существенно ограничивает область использования данного способа.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эффективности защиты автомобиля от угона.

При осуществлении изобретения вышеназванная задача решается получением в первую очередь технического результата, заключающегося в повышении надежности работы противоугонной системы при обеспечении ее малых габаритов, небольшого энергопотребления и невысокой стоимости.

Указанный результат достигается тем, что в известном способе защиты автомобиля от угона, заключающемся в том, что при несанкционированном доступе постороннего лица в охраняемый автомобиль формируют управляющие сигналы на срабатывание сигнально-тревожной ступени защиты и на перевод в режим ожидания активной ступени защиты от угона, преимущественно блокирующего типа, с помощью размещенных в ключевых пунктах охраняемой территории стационарных передатчиков излучают в эфир сигналы дистанционного управления, а при въезде автомобиля в зону действия передатчиков ключевого пункта принимают бортовым приемником сигнал дистанционного управления и формируют управляющий сигнал на срабатывание активной ступени защиты от угона сигнально-тревожную ступень защиты устанавливают на охраняемом автомобиле с возможностью предупреждающе-отпугивающего воздействия на угонщика, а излучение в эфир сигналов дистанционного управления осуществляют непрерывно и в пределах прямой видимости автомобиля с ключевого пункта.

Введение новых операций, их особый порядок и особые условия выполнения позволяют обеспечить надежную двухступенчатую защиту охраняемого автомобиля от угона.

Для реализации предлагаемого способа можно использовать многократно проведенные комплектующие изделия.

Практическое осуществление данного способа может быть осуществлено и описанной ниже специальной противоугонной системой.

Известна противоугонная система по а.с.СССР N 1839266 G 08 B 13/08, 1990 г. содержащая установленные на охраняемом автомобиле датчик несанкционированного доступа в автомобиль, преобразователь сигналов датчика и УКВ-передатчик, а также установленные на охранном посту УКВ-приемник, преобразователь сигналов и блок тревожной сигнализации.

Такая система, хоты и позволяет скрытно обнаружить попытку угона автомобиля, однако эффективность ее использования довольно низка из-за относительной простоты для профессионального угонщика ее обнаружения и вывода из строя в связи с необходимостью выхода в эфир, а также в связи с ее относительно большими габаритами и большим энергопотреблением передатчика. Кроме того, такая система не позволяет дистанционно активно воздействовать на узлы угоняемого автомобиля для их принудительной блокировки.

Известна противоугонная система по заявке ЕПВ N 0494409, G 08 B 13/27, 1992 г. содержащая установленный на охранном посту радиопередатчик, а на охраняемом автомобиле приемник, преобразователь и специальное исполнительное устройство, вырабатывающее по команде с охранного поста сигнал тревоги.

Такая система, хотя и позволяет привлечь внимание к угоняемому автомобилю, однако ее эффективность невысока ввиду явной ограниченности ее возможностей как по обнаружению несанкционированного доступа в автомобиль, так и по активному блокирующему воздействию на узлы угоняемого автомобиля.

Известна противоугонная система по а.с. СССР N 1730648, G 08 B 13/08, 1990 г. содержащая установленные на автомобиле последовательно соединенные блок датчиков, преобразователь сигналов с датчиков и радиопередатчик, а также установленные на охранном посту последовательно соединенные между собой радиоприемник, цифро-аналоговый преобразователь и оконечный каскад усиления и воспроизведения сигналов тревоги и информационного сообщения об угоняемом автомобиле.

Данная система обеспечивает высокую информативность сообщения об угоняемом автомобиле и может быть использована для оснащения как милицейских постов ГАИ, так и оперативных работников ГАИ малогабаритными носимыми приемными станциями. Однако эффективность такой системы ограничена необходимостью выхода в эфир с угоняемого автомобиля, что позволяет профессиональному угонщику обнаружить такую систему и вывести ее из строя, тем более что габариты передатчика такой системы должны быть довольно большими для обеспечения ее нормальной работы.

Наиболее близкой к предлагаемому решению по технической сущности и достигаемому результату является известная противоугонная система по заявке ФРГ N 3225506, B 60 R 25/10, 1984 г. с передатчиками сигналов дистанционного управления в ключевых пунктах охраняемой территории, а также датчиком несанкционированного доступа, приемником сигналов дистанционного управления, сигнально-тревожной ступенью защиты с передатчиком и активной ступенью защиты блокирующего типа на автомобиле.

Недостаток известной противоугонной системы проявляется в том, что она сразу же обнаруживает себя после выхода в эфир бортового передатчика, что существенно снижает надежность и эффективность ее работы.

Задачей изобретения является повышение эффективности защиты автомобиля от угона.

Задача решается путем получения технического результата, заключающегося в повышении надежности работы противоугонной системы путем сведения к минимуму составных блоков и узлов, а также за счет существенного сокращения габаритов и снижения потребного энергопотребления.

Указанный результат достигается тем, что в известной противоугонной система для автомобиля, содержащей установленные в ключевых пунктах охраняемой территории передатчики сигналов дистанционного управления, установленные на охраняемом автомобиле и последовательно соединенные между собой датчик несанкционированного доступа в автомобиль, преобразователь сигналов датчика, приемник сигналов дистанционного управления, преобразователь сигналов приемника и исполнительный орган активной ступени защиты от угона, преимущественно блокирующего типа, а также исполнительный орган сигнально-тревожной ступени защиты от угона, передатчики сигналов дистанционного управления выполнены в виде маломощных непрерывно действующих радиомаяков, и исполнительный орган сигнально-тревожной ступени защиты от угона установлен на охраняемом автомобиле и выходом подключен к выходу преобразователя сигналов датчика несанкционированного доступа в автомобиль.

Следует отметить, что в предлагаемом решении под дистанционным управлением понимается принудительной, но нерегулируемое воздействие на расстоянии на оборудование угнанного автомобиля с помощью сигналов постоянно действующего радиомаяка, передаваемых через установленный на автомобиле приемник сигналов этого маяка.

Предлагаемое особое соединение блоков противоугонной системы позволяет реализовать совершенно новый принцип защиты охраняемого автомобиля (принцип неприятного "сюрприза" для угонщика в неожиданный для него момент) и тем самым существенно повысить надежность работы противоугонной системы и, соответственно, повысить эффективность защиты автомобиля от угона.

На фиг. 1 показана блок-схема предлагаемой противоугонной системы; на фиг. 2 схема территории с размещенными вокруг нее охранными постами (ключевыми пунктами), снабженными радиомаяками.

Предлагаема противоугонная система состоит из блока 1 датчика несанкционированного доступа в автомобиль (в качестве датчиков могут применяться любые стандартные датчики механического, индукционного, емкостного, вибрационного и др. типов), преобразователя 2 сигналов датчика (в качестве преобразователя можно использовать блок управления, выполненный на базе интегральных микросхем), исполнительного органа 3 сигнально-тревожной ступени защиты от угона (в качестве этого органа можно использовать либо сирену автомобиля, либо автономную электродинамическую или пьезоэлектрическую сирену), маломощного радиопередатчика-маяка (передатчиков сигналов дистанционного управления) 4, работающего, например, на частоте 27 МГц с радиусом действия 200 м от охранного поста (ключевого пункта), обеспечивающего скрытность обнаружения угнанного автомобиля и эффективное, неожиданное для угонщика его задержание, датчика (приемника) 5 сигналов дистанционного управления (в качестве такого датчика можно использовать простейший маломощный радиоприемник прямого усиления или сверхрегенеративного типа), преобразователя 6 сигналов датчика (приемника) 5 (в качестве преобразователя можно использовать блок управления на базе интегральных микросхем), исполнительного органа 7 активной ступени защиты от угона (в качестве этого органа можно, например, использовать устройство отключения системы зажигания и рулевого управления, прерывания подачи топлива, блокировки дверей и др.), блока питания 8 первой ступени защиты от угона, автономного блока питания 9 второй ступени защиты от угона и блока питания 10 радиопередатчика маяка 4 на охранном посту.

Предлагаемая противоугонная система работает следующим образом.

Поскольку данная система наиболее эффективна при ее массовом использовании, перед началом ее применения на территории (фиг. 2), на которой решено использовать данную противоугонную систему, все охранные посты 11 на всех ключевых пунктах данной территории (например, все стационарные посты ГАИ, а также при необходимости и милицейские вертолеты и машины ПМГ) должны быть оборудованы простейшими маломощными передатчиками-радиомаяками 4, работающими в пределах прямой видимости автомобилей с охранного поста. Одновременно автомобили, намеченные к охране такими системами, следует оборудовать либо полностью всеми остальными блоками противоугонной системы, либо дооборудовать только второй скрытой ступенью защиты от угона, если первая ступень защиты тревожно-сигнального (предупреждающе-отпугивающего) типа уже на автомобиле есть. При этом в связи с очень малыми габаритами и полной автономностью работы блока второй ступени защиты владелец автомобиля может сам подобрать для его расположения самое неожиданное место.

После попытки несанкционированного доступа постороннего лица в охраняемый автомобиль происходит срабатывание блока 1 датчиков несанкционированного доступа, сигнал с которого поступает на преобразователь 2, где он анализируется и где формируются управляющие сигналы, которые затем подаются на сигнально-тревожное исполнительное устройство (например, автомобильную сирену) 3 и на запускной вход датчика 5 дистанционного управления. После этого срабатывает первая ступень защиты от угона. Для отпугивания случайного постороннего лица или не очень профессионального угонщика включается сирена 3. Одновременно запускается в работу (включается в режим "ожидания") и датчик 5 дистанционного управления второй ступени защиты от угона. Если угонщик оказался профессионалом и смог быстро вывести из строя первую ступень защиты и начал угонять автомобиль, то в конце концов он вместе с автомобилем и с установленным на нем работающим датчиком 5 попадает в зону действия одного из радиопередатчиков-маяков 4 из охранных стационарных постов 11 или ПМГ 12.

После попадания датчика 5 в зону действия радиомаяка 4 датчик 5 срабатывает и передает сигнал на преобразователь 6, с помощью которого этот сигнал анализируют и затем формируют управляющий сигнал, который подают на блок 7 защитных исполнительных устройств, вызывая их срабатывание. При этом, например, сначала начнут мигать фары автомобиля и включится автономная сирена, привлекая внимание сотрудников охранного поста 11, а затем включится двигатель и блокируются двери автомобиля для облегчения задержания угонщика сотрудниками поста.

Предлагаемая группа изобретений позволяет:

1. Обеспечить надежную охрану автомобиля при обеспечении личной безопасности его владельца за счет применения принципа двухступенчатой защиты при обеспечении для угонщика эффекта внезапности срабатывания второй ступени защиты в присутствии профессионального подготовленных вооруженных специалистов по борьбе с преступностью (например, сотрудников госавтоинспекции), а также за счет исключения возможности опасного контакта владельца автомобиля с возможно вооруженным и опытным угонщиком-профессионалом.

2. Повысить эффективность защиты охраняемого автомобиля путем усложнения возможности обнаружения и отключения противоугонной системы угонщиками за счет уменьшения ее габаритов и энергопотребления (в первую очередь из-за отсутствия энергоемких передающих устройств), что позволяет применять сверхминиатюрные комплектующие детали и узлы и, соответственно, прятать эту систему в самых неожиданных для угонщика местах.

3. Повысить эффективность защиты автомобиля путем обеспечения неожиданного для угонщика срабатывания второй ступени защиты только по специальному сигналу с радиомаяка, установленного на специальном охранном посту, в присутствии вооруженных специалистов по борьбе с преступностью (до этого момента вторая ступень ничем себя не обнаруживает).

4. Обеспечить низкую стоимость системы, обусловленную, во-первых, возможностью применения стандартных деталей, блоков и узлов и, во-вторых, универсальностью радиопередатчика-маяка, вызывающего срабатывание любого ответного блока противоугонной системы являемого типа, установленного на любом охраняемом автомобиле.

Класс B60R25/00 Оборудование транспортных средств для предотвращения или обнаружения недозволенного использования или кражи транспортных средств

спутниковая охранно-поисковая система -  патент 2528090 (10.09.2014)
противоугонное устройство для рулевой колонки -  патент 2527601 (10.09.2014)
замок -  патент 2526210 (20.08.2014)
высокодостоверная защищенная система контроля транспортных средств с возможностью осуществления обратной связи с водителем в пункте контроля -  патент 2522418 (10.07.2014)
система контроля для транспортных средств -  патент 2520725 (27.06.2014)
замок -  патент 2514861 (10.05.2014)
система обеспечения безопасности транспортного средства -  патент 2509668 (20.03.2014)
противоугонное устройство для рулевого управления автотранспортного средства -  патент 2505429 (27.01.2014)
устройство замка блокировки рулевого управления -  патент 2504490 (20.01.2014)
седельно-сцепное устройство -  патент 2503573 (10.01.2014)
Наверх