разгружающий понтон

Классы МПК:F16L1/20 вспомогательное оборудование для них, например поплавки и грузы
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Бабаев Давуд Агаджанович,
Форст Александр Александрович,
Давыденков Виктор Викторович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-20
публикация патента:

Использование: строительство подводных трубопроводов. Сущность изобретения: разгружающий понтон снабжен узлом соединения с трубопроводом 4. Узел соединения содержит систему шарнирно соединенных рычагов, на концах которых расположены приводные гусеницы 11 и 12 с эластичными элементами 13, 14 захвата трубопровода 4. Концы рычагов попарно соединены и скреплены с тросами навитыми на барабан лебедки. Понтон располагают у спущенного со стингера баржи трубопровода 4 с поднятым к днищу понтона узлом соединения. Лебедка опускает узел до захвата трубопровода 4 элементами 13, 14 и, перемещая гусеницы 11, 12 по трубопроводу 4, располагают узел соединения на заданной глубине, что обеспечивает расчетный прогиб трубопровода 4. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Разгружающий понтон, содержащий узел соединения и отсоединения с укладываемым трубопроводом, отличающийся тем, что узел соединения выполнен в виде двух расположенных друг против друга гусениц, на траках которых закреплены эластичные элементы для обхвата укладываемого трубопровода, на рамах гусениц установлены ограничители прохода трубопровода между гусеницами, гусеницы входят в зацепление с зубчатыми колесами, одно из которых на каждой гусенице приводится во вращение с помощью установленного на раме погружного привода, обеспечиваемого энергией с трубоукладочной баржи, причем гусеницы присоединены к рычагам, закрепленным на общей оси и соединенным попарно пружинами, на одной из пар рычагов установлены рымы для соединения подъемного троса, а понтоны имеют вертикальные клюзы для пропуска подъемного троса, намотанного на барабан лебедки, расположенной на палубе понтона, который имеет датчик осадки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при прокладке подводных трубопроводов.

Известен разгружающий понтон, содержащий узел соединения понтона с подводным трубопроводом (патент США N 4011729, НКИ 61-112, 1980 г.).

Недостатком понтона является то, что он может разгружать трубопровод только при протаскивании его по дну.

Известен разгружающий понтон, состоящий из крепежных средств, устройства для селективной отстроповки от прокладываемого трубопровода. Понтон крепится к подводному трубопроводу с помощью узла соединения и отстрапливается от трубопровода при соприкосновении понтона с дном (патент Великобритании N 1392397, кл. F 16 L 1/04, 1978 г.).

Недостатком является то, что понтон необходимо крепить к укладываемому трубопроводу и после отстроповки доставлять на судно.

Задача изобретения сокращение трудоемкости по соединению и отсоединению понтона

Достигается это тем, что узел соединения выполнен в виде двух расположенных друг против друга гусениц, на траках которых закреплены эластичные элементы для обхвата укладываемого трубопровода, на рамах гусениц установлены ограничители для трубопровода, гусеницы входят в зацепление с зубчатыми колесами, один из которых является приводным, причем гусеницы присоединены к рычагам, закрепленным на общей оси и соединенным попарно пружинами, на одной из пар рычагов установлены рамы для соединения подъемного троса, а понтон имеет вертикальные клюзы для пропуска подъемного троса.

На фиг. 1 дан общий вид разгружающего понтона; на фиг. 2 разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 4 сечение по В-В на фиг. 1.

С трубоукладочной баржи 1 через стингер 2 на дно 3 укладывается трубопровод 4. На трубопроводе 4 установлен узел соединения 5, подвешенный на подъемных тросах 6 и 7 к разгружающему понтону 8. Узел соединения состоит из двух рам 9 и 10, внутри которых расположены гусеницы 11 и 12. На траках гусениц закреплены эластичные элементы 13 и 14. С гусеницами в зацеплении находятся зубчатые колеса 15, 16, 17 и 18, сидящие на осях 19, 20, 21, 22. Со осями 19 и 20 соединены погружные приводы 23 и 24, которые через шланги (или кабели) 25, 26 и 27 подсоединены к распределительному узлу 28 (фиг.4) на понтоне 8. Распределительный узел в свою очередь получает энергию с трубоукладочной баржи 1. На рамах 9 и 10 установлены ограничители 29 и 30 и рычаги 31, 32, 33 и 34. Рычаги расположены на оси 35, имеют концы 36, 37, 38 и 39, которые попарно соединены между собой пружинами 40 и имеют рамы 41 и 42, к которым закреплены подъемные тросы 6 и 7. Подъемные тросы проходят через вертикальные клюзы 43 и наматываются на барабан 44 лебедки 45.

Работа осуществляется следующим образом. В начале с помощью лебедок 45 узел соединения 5 поднят до соприкосновения с днищем понтона 8. При этом концы 36, 37, 38 и 39 рычагов упираются в днище понтона и раскрывают гусеницы 11 и 12. В таком положении понтон 8 с раскрытым узлом соединения 5 подводится к частично опущенному за стингер 2 трубопроводу 4. После этого подъемные тросы 6 и 7 частично опускают и так как спуск трубопровода 4 продолжается, то гусеницы 11 и 12 с помощью эластичных элементов 13 и 14 обхватывают трубопровод 4, чему способствует пружина 40 и масса гусениц 11 и 12. В зависимости от глубины укладки трубопровода 4 заранее задают глубину расположения узла соединения 5 таким образом, чтобы максимально разгрузить массу провисшей части трубопровода 4. Устаналивают равное натяжение подъемных тросов 6 и 7. Датчик осадка (не показан) понтона 8 в зависимости от укладки трубопровода 4, находящегося между эластичными элементами 13 и 14, включает и отключает пружинные приводы 23 и 24. При этом узел соединения 5 перемещается по трубопроводу и располагается на заданной глубине.

Технико-экономическим преимуществом понтона является обеспечение безопасности укладки трубопровода, особенно при больших размерах 1120 и 1420 мм. Предлагаемый понтон уменьшает в 2 раза пролет свободно провисающей части трубопровода, упрощает и сокращает длину стингера.

При глубине моря 35 м провисающая часть трубопровода диаметром 1220 мм составляет 80 100 м. Нагрузки от массы и воды при таких пролетах могут привести к повреждению трубопровода и, следовательно, к остановке работ.

Скорость укладки трубопровода составляет обычно 2 км/сутки, что составляет 0,023 м/с, т.е. узел соединения вместе с понтоном должны перемещаться с такой скоростью, чтобы обеспечить постоянную разгрузку трубопровода. Скорость перемещения настолько мала, что ее легко обеспечить.

Класс F16L1/20 вспомогательное оборудование для них, например поплавки и грузы

устройство защиты, по меньшей мере, одного трубопровода, проложенного на дне водного бассейна, и соответствующая система транспортировки текучей среды -  патент 2525771 (20.08.2014)
секция подводного трубопровода -  патент 2522705 (20.07.2014)
способ укладки трубопровода в окружности на воде в горизонтальной плоскости -  патент 2440533 (20.01.2012)
способ балластировки подводного трубопровода -  патент 2432514 (27.10.2011)
секция подводного трубопровода и способ ее изготовления -  патент 2429404 (20.09.2011)
устройство газонефтепровода в водных пространствах морей и океанов -  патент 2395746 (27.07.2010)
устройство газонефтепровода в водных пространствах морей и океанов -  патент 2368835 (27.09.2009)
грунтовый модуль для защиты подводного трубопровода -  патент 2348852 (10.03.2009)
устройство для воздействия направленной вверх силы на тело, монтажная рама, способ монтажа устройства и способ транспортировки отрезка трубопровода -  патент 2186282 (27.07.2002)
устройство для удержания подводного трубопровода (варианты) -  патент 2065117 (10.08.1996)
Наверх