способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя

Классы МПК:G05D13/00 Управление или регулирование линейной или угловой скорости; управление или регулирование ускорения или замедления, например первичных двигателей
G05B23/00 Испытания и контроль систем управления или их элементов
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Уфимский государственный авиационный технический университет,
Куликов Геннадий Григорьевич,
Арьков Валентин Юльевич,
Брейкин Тимофей Витальевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-07-01
публикация патента:

Использование: авиационные газотурбинные, в частности турбовинтовые двигатели. Сущность изобретения: измеряют частоту вращения переднего и заднего винтов турбовинтового двигателя, сравнивают измеренные значения с заданными, формируют управляющий сигнал на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения среднего винта и управляющий сигнал на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта. Для повышения точности регулирования частоты вращения переднего и заднего винтов на установившихся режимах введена адаптивная связь между каналами регулирования частоты вращения винтов. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с заданными, формирования управляющего сигнала на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.п и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.з отличающийся тем, что формируют одномерный массив постоянных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 охватывающий весь диапазон возможных изменений величины способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.п одномерный массив постоянных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 охватывающий весь диапазон возможных изменений величины способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.з одномерный массив значений поправок способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и трехмерный массив вероятностей P Pjkr} перехода двигателя из состояний {способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.пjспособ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.зk} в состояние способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 где способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.з и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.п заданные значения точности регулирования частот вращения заднего и переднего винтов соответственно, i порядковый номер шага управления, размерностью m способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 m способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 m так, что способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 затем на каждом последующем i-м шаге управления по величине ошибки регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.п(ti) выбирают значение j из условия способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 по величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.з(ti) выбирают значение k из условия способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 формируют сигнал, соответствующий величине способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 по условию r = argmraxPjkr, и добавляют его к ошибке регулирования частоты вращения заднего винта, на (i + 1)-м шаге управления сравнивают полученную ошибку регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.з(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 а полученную ошибку регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369в.п(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 определяют уточненную величину вероятности Pjkr из соотношения Pjkr(ti+1) = способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369Pjkr(ti)+(1-способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369)A(ti+1), где A(ti+1) 1 при одновременном выполнении условий способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и A(ti+1) 0 во всех остальных случаях, а способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 - заранее заданная постоянная величина (0<способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369<1).=

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно к регулированию частоты вращения винтов турбовинтовых двигателей (ТВД).

Известен способ незамкнутого регулирования частоты вращения ротора ГТД и устройство для его реализации [1, с. 289] Недостатком указанных способа и устройства является недостаточная точность регулирования.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя (ТВД) путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с заданными, формированиями управляющего сигнала на изменение шага переднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз [2, с. 169]

Операции этого способа осуществляются устройством [2, с. 169] содержащим двигатель как объект управления, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего, выхода которого соединен с первым входом двигателя как объекта управления, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl, выход которого соединен со входом регулятора винта заднего, выход которого соединен со вторым входом двигателя как объекта управления.

Недостатком указанного способа является то, что он не учитывает взаимного влияния (взаимосвязи) ошибок регулирования частот вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп и заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз через дифференциальный редуктор, следовательно, не обеспечивает высокую точность регулирования.

Недостатком указанного устройства является то, что оно не позволяет получить высокую точность регулирования, так как не содержит адаптивных перекрестных связей между каналами регулирования частот вращения винтов переднего и заднего.

Цель изобретения повышение точности регулирования частот вращения винта переднего и винта заднего ТВД на установившихся режимах за счет введения адаптивной перекрестной связи между каналами регулирования частот вращения винта переднего и винта заднего.

Поставленная задача решается способом регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя (ТВД) путем измерения частот вращения переднего и заднего винтов, сравнения измеренных значений с задними, формирования управляющего сигнала на изменение шага переднего в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп и управляющего сигнала на изменение шага заднего винта в соответствии с ошибкой регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз, в отличие от прототипа формируют одномерный массив постоянных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 охватывающий весь диапазон возможных изменений величины способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп, одномерный массив постоянных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 охватывающий весь диапазон возможных изменений величины способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз, одномерный массив значений поправок способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и трехмерный массив вероятности достижения цели управления P=Pjkr} размеренностью m x m x m так, что способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369, затем на каждом последующем i-ом шаге управления по величине ошибки регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп(ti) выбирают значение j из условия способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 по величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз(ti) выбирают значение k из условия способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 формируют сигнал, соответствующий величине способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 по условию способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369, и добавляют его к ошибке регулирования частоты вращения заднего винта, на (i+1)-ом шаге управления сравнивают полученную ошибку регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз(ti=1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 а полученную ошибку регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп(ti+1) с заданным значением точности регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп (способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп< |способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп|max ), изменяют величину вероятности Pjkr по формуле

Pjkr(ti+1) = способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369Pjkr(ti)+(1-способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369)A(ti+1)

A(ti+1)= 1 при одновременном выполнении условий способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369, и A(ti+1)=0 во всех остальных случаях, а способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 заранее заданная постоянная величина (0<способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369<1), причем перечисленные операции повторяют на каждом шаге управления.

Поставленная задача решается также с помощью устройства, включающего двигатель как объект управления, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением nзавпд, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего, выход которого соединен с первым входом двигателя как объекта управления, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl, и регулятор винта заднего, выход которого соединен со вторым входом двигателя как объекта управления, в отличие от прототипа выход блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npflвп u соединен также с первым входом блока стабилизации, а выход блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl соединен также со вторым входом блока стабилизации и с первым входом сумматора, второй вход которого соединен с выходом блока стабилизации, а выход со входом регулятора винта заднего.

На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего заявляемый способ.

Устройство содержит двигатель 1, первый выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl 2, выход которого соединен со входом регулятора винта переднего 3, выход которого соединен с первым входом двигателя 1, второй выход которого соединен с инвертирующим входом блока сравнения частоты вращения винта заднего nвз с заданным значением npfвзl 4, выход которого соединен также со вторым входом блока стабилизации 5 и с первым входом сумматора 6, второй вход которого соединен с выходом блока стабилизации 5, а выход со входом регулятора винта заднего 7, выход которого соединен со вторым входом двигателя 1, выход блока сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl 2 соединен также с первым входом блока стабилизации 5.

Способ реализуют следующим образом.

Сигнал, соответствующий частоте вращения винта переднего ТВД, с двигателя 1 поступает на блок сравнения частоты вращения винта переднего nвп с заданным значением npfвпl 2, где формируется сигнал, соответствующий ошибке регулирования частоты вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп, который поступает на регулятор винта переднего 3, где формируется управляющий сигнал на изменение шага винта переднего способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп для двигателя 1. Аналогично реализуется канал управления частотой вращения винта заднего nвз. Сигналы, соответствующие ошибкам регулирования частот вращения переднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп и заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз, поступают на блок стабилизации 5, в котором заранее формируют одномерный массив постоянных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369, разбивающий весь диапазон возможных изменений величины способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп на m равных отрезков, одномерный массив постоянных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369, разбивающий весь диапазон возможных изменений величины способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз на m равных отрезков, одномерный массив значений поправок способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 = {способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369r} (r= 1,m) и трехмерный массив вероятностей достижения цели управления PPjkr} размерностью m x m x m так, что способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369. При этом все отрезки разбиения интервала возможных значений способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп равны:

способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369

Тогда текущее значение ошибки способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп(ti) описывается значением способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369, т. е. можно принять его равным способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 с точностью до способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369. Аналогично используется разбиение для способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз. Значение Pjkr представляет собой вероятность перехода при условии добавления к величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз поправки способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369r, из состояния с координатами способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 на i-ом шаге регулирования (где k и j выбирают по условиям способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369

в такое состояние на i=1-ом шаге регулирования, в котором одновременно выполняют условия

способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369

способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз заданное значение точности регулирования частоты вращения заднего винта способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 максимальное значение абсолютной величины ошибки регулирования частоты вращения заднего винта без введения перекрестной связи. По поступившим в блок стабилизации величинам способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 на его выходе формируется сигнал, соответствующий величине поправки способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369r, которая выбирается из массива поправок по условию способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 при фиксированных значениях j и k. Сигнал с выхода блока стабилизации подается на первый вход сумматора 6, на другой вход которого подается сигнал, соответствующий величине ошибки регулирования частоты вращения заднего винта на текущем (i-ом) шаге управления способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз(ti). На сумматоре 6 поступившие в него величины складываются и на выходе сумматора 6 формируется сигнал, соответствующий сумме величин способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз(ti) и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369r, который подается на вход регулятора винта заднего, где формируется управляющий сигнал на изменение шага винта заднего способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз. Регуляторы 3 и 7 работают по детерминированному алгоритму и формируют управляющие воздействия способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз в зависимости от значений на входе способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз+способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369r соответственно. Так реализуется шаг управления. После этого на выходах блоков сравнения 2 и 4 формируются сигналы, соответствующие величинам ошибок регулирования частот вращения заднего и переднего винтов на следующем (i+1)-ом шаге управления способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз(ti+1) и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп(ti+1), которые подаются в блок стабилизации 5, где сравниваются соответственно с величинами способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вп

способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 максимальные значения величин способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369вз без введения перекрестной связи между каналами управления частотой вращения винта переднего и частотой вращения винта заднего в виде блока стабилизации. При одновременном выполнении условий способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 и способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369 (то есть при достижении цели управления на (i+1)-ом шаге управления) величина A(ti+1) в формуле Pjkr(ti+1) =способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369Pjkr(ti)+(1-способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369)A(ti+1), характеризующей изменение величины вероятности Pjkr, соответствующей выбранной на i-ом шаге поправке способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369способ регулирования частоты вращения винтов турбовинтового   двигателя, патент № 2078369r, принимается равной единице, а в противном случае нулю. Таким образом, в трехмерном массиве вероятностей P изменяется величина одного элемента в сторону увеличения при достижении цели управления на i-ом шаге или в сторону уменьшения при недостижении цели управления на i-ом шаге. Затем повторяют процесс управления, выполняя на каждом его шаге описанную последовательность действий.

Использование предлагаемого способа регулирования частоты вращения винтов турбовинтового двигателя обеспечивает по сравнению с прототипом следующие преимущества:

а) обеспечивается более высокая точность регулирования частот вращения винтов ТВД на установившихся режимах:

б) режим работы двигателя приближается к оптимальному, вследствие чего увеличивается его долговечность.

Класс G05D13/00 Управление или регулирование линейной или угловой скорости; управление или регулирование ускорения или замедления, например первичных двигателей

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
способ автоматической ориентации солнечных батарей и устройство для его осуществления -  патент 2516511 (20.05.2014)
способ контроля над процессом удаления перманганатных восстановленных соединений при использовании технологии карбонилирования метанола -  патент 2493143 (20.09.2013)
способ фазирования вращающегося вала электродвигателя и устройство для его осуществления -  патент 2475932 (20.02.2013)
способ преобразования направления и величины угловой скорости вращения и реверсивная электромеханическая передача -  патент 2451321 (20.05.2012)
человекомашинный интерфейс для управления скоростью и местонахождением с отображением тормозного пути на дисплее -  патент 2440597 (20.01.2012)
способ цифрового управления угловой скоростью трехфазного вентильного двигателя с учетом знака противо-эдс -  патент 2438158 (27.12.2011)
способ повышения кпд двигателей с помощью сложного теплового цикла, роторно-поршневой двигатель для осуществления указанного способа и регулятор оборотов вала роторно-поршневого двигателя -  патент 2403414 (10.11.2010)
центробежный расфиксатор -  патент 2395713 (27.07.2010)
стабилизация процесса гидроформилирования -  патент 2388742 (10.05.2010)

Класс G05B23/00 Испытания и контроль систем управления или их элементов

способ поиска неисправного блока в непрерывной динамической системе на основе смены позиции входного сигнала -  патент 2528135 (10.09.2014)
способ и система управления для планирования нагрузки электростанции -  патент 2523191 (20.07.2014)
нормализация данных, используемых для контроля авиационного двигателя -  патент 2522308 (10.07.2014)
идентификация отказов в авиационном двигателе -  патент 2522037 (10.07.2014)
способ определения зачетных натурных испытаний сложного технического комплекса средств вооружения корабля -  патент 2520711 (27.06.2014)
способ поиска неисправных блоков в непрерывной динамической системе -  патент 2519435 (10.06.2014)
экспертная система контроля работы бортового оборудования летательных аппаратов -  патент 2517422 (27.05.2014)
способ определения массового расхода всасывания газовой турбины -  патент 2517416 (27.05.2014)
способ поиска неисправного блока в непрерывной динамической системе -  патент 2513504 (20.04.2014)
способ и устройство для мониторинга состояния клапана -  патент 2509944 (20.03.2014)
Наверх