центробежная установка для испытания образцов и фрагментов пространственных конструкций при сложном напряженном состоянии на циклическую нагрузку
Классы МПК: | G01N3/34 механическим способом например ударами молотка |
Автор(ы): | Урумов Г.Т. |
Патентообладатель(и): | Северо-Кавказский государственный технологический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-27 публикация патента:
27.04.1997 |
Сущность изобретения: циклическое нагружение испытуемого объекта, закрепляемого в захватах внутри силовой рамы, создают вращением рамы с установленными на ней нагружающими инерционными массами вокруг двух осей, пересекающихся в центре рамы. Рама установлена на вращающейся платформе, несущей дополнительный привод для вращения рамы относительно платформы. Рама выполнена из жестко соединенных, расположенных в перпендикулярных плоскостях жестких колец и шарнирно соединенных с ними в узлах их сопряжения полуколец. Дополнительный привод кинематически связан с двумя приводными валами, соединенными с рамой в диаметрально противоположных узлах сопряжения колец и полуколец. Инерционные массы выполнены в виде упругих элементов, размещенных на радиальных направляющих с внешней стороны рамы. Изобретение обеспечивает многоосное нагружение объекта по любым заданным осям. 1 з.п. ф-лы, 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12
Формула изобретения
1. Центробежная установка для испытания образцов и фрагментов пространственных конструкций при сложном напряженном состоянии на циклическую нагрузку, содержащая корпус, установленную на нем платформу с приводом ее вращения и нагружающие устройства, включающие инерционные массы, соединенные с захватами для крепления испытуемого объекта, отличающаяся тем, что она снабжена силовой рамой, выполненной из жестко соединенных, расположенных в перпендикулярных плоскостях жестких колец и шарнирно соединенных с ними в узлах их сопряжения полуколец, и дополнительным приводом вращения, установленным на жестко закрепленных на платформе стойках, на которых с помощью пары приводных валов, расположенных на одной оси в двух диаметрально противоположных местах сопряжения колец и полуколец, установлена силовая рама, при этом дополнительный привод вращения кинематически связан с приводными валами силовой рамы, ось относительного вращения которой установлена под углом к переносной оси вращения силовой рамы и пересекает ее в центре рамы, а инерционные массы выполнены в виде упругих элементов, размещенных на радиальных направляющих с внешней стороны силовой рамы. 2. Установка по п. 1, отличающаяся тем, что силовая рама выполнена сферической или эллипсоидальной формы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к центробежным установкам для испытания образцов, узлов пространственных конструкций, оболочек и др. применяемых в строительстве, машино-, судо, самолето- и ракетостроении из различных материалов при сложном напряженном состоянии многоосного нагружения. Известна центробежная установка (авт.св. N 1379685 G 01 N 3/08, БИ N 9, 1988) для испытания образцов на растяжение, содержащая основание, установленный на нем привод с выходным валом, закрепленную на валу привода платформу, установленное на платформе зубчатое колесо с механизмом его поворота и камеру с направляющими для центробежных грузов, на которых установлены захваты для образцов. Однако данная установка не позволяет производить многоосное в пространстве загружение, причем ее конструкция является сложной. Известна центробежная установка (авт.св. N 1493924, G 01 N 3/08, БИ N 26, 1989) для испытания образцов на прочность при сложном напряженном состоянии, содержащая корпус, установленный на нем привод с выходным валом, связанную с валом платформу, размещенную на платформе пары соосных силовых гидроцилиндров, нагрузочные гидроцилиндры с плавающими поршнями и закрепленные на поршнях силовых гидроцилиндров соответствующие захваты для крепления образцов. Напряженно-деформированное состояние испытуемого образца создается за счет его вращения относительно двух, но параллельно расположенных осей. При этом в качестве образца принимается только некоторый кубический объем грунта, а использование узла пространственной конструкции не представляется возможным. К недостаткам данной установки можно отнести и сложность ее конструкции вследствие относительно большого числа гидроцилиндров. Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей за счет обеспечения многоосного по любой оси в пространстве циклического нагружения. Решение поставленной задачи достигается тем, что центробежная установка для испытания образцов и фрагментов пространственных конструкций при сложном напряженном состоянии на циклическую нагрузку, содержащая корпус, установленную на нем платформу с приводом ее вращения и нагружающие устройства, включающие инерционные массы, соединенные с захватами для крепления испытуемого объекта, снабжена силовой рамой, выполненной из жестко соединенных, расположенных в перпендикулярных плоскостях жестких колец и шарнирно соединенных с ними в узлах их сопряжения полуколец и дополнительным приводом вращения, установленным на жестко закрепленных на платформе стойках, на которых с помощью пары приводных валов, расположенных на одной оси в двух диаметрально противоположных местах сопряжения колец и полуколец установлена силовая рама, при этом дополнительный привод вращения кинематически связан с приводными валами силовой рамы, ось относительного вращения которой установлена под углом к переносной оси вращения силовой рамы и пересекает ее в центре рамы, а инерционные массы выполнены в виде упругих элементов, размещенных на радиальных направляющих с внешней стороны силовой рамы. Кроме того силовая рама выполнена сферической или эллипсоидальной формы. Сущность устройства поясняется чертежами, где: на фиг.1 общий вид установки; на фиг.2 вид установки по A; на фиг.3 узел сопряжения нагружающего устройства инерционной массы с силовой рамой при действии на образец растягивающих сил; на фиг.4 узел сопряжения нагружающего устройства с силовой рамой при действии на образец сжимающих сил; на фиг.5 схемы очертания и опирания силовых рам; на фиг.6 схемы изменения вектора мгновенной угловой скорости в зависимости от изменения количественного соотношения относительной и переносной угловых скоростей; на фиг.7 схемы возможных размещений нагруженных устройств инерционных масс на одной оси; на фиг.8 график результатов испытаний при повторных нагружениях; на фиг.9 - эпюры радиальных составляющих центробежных сил, действующих при вращении силовой рамы относительно только вертикальной (9, а) или только горизонтальной (9,б) оси; на фиг. 10 схема конструкции колеса, вращающего относительно двух пересекающихся осей (к примеру I); на фиг 11 схема узла структурной конструкции (к примеру 2); на фиг. 12 узел сопряжения силовой рамы со стойкой. Центробежная установка (фиг. 1, 2) содержит корпус I, на котором установлена платформа со стойками 2 с приводом вращения 3, силовую раму 4, установленную на стойке 2, с закрепленным на них дополнительным приводом вращения 5, коническую пару 6, нагружающие устройства, включающие инерционные массы в виде упругих колец 7. Через упругие кольца 7 и силовую раму 4 с втулками 8 с антифрикционным покрытием проходят радиально тяги 9 (фиг.3), которые одним концом крепятся натяжными гайками 10 к наиболее удаленной от центра установки стороне кольца 7, а другим концом к испытываемому образцу 11 посредством захватов 12. Упругие кольца 7 расположены на тягах 9, являющихся для них одновременно и радиальными направляющими, вдоль которых за счет шлицевого соединения они совместно с опорными элементами 13 могут свободно перемещаться (фиг.3). Такое соединение инерционных масс с силовой рамой 4 обеспечивает действие на образец растягивающих сил. В случае необходимости получения сжимающих усилий используют рычажные механизмы 14, шарнирно опирающиеся на кронштейны 15, которые жестко закреплены на силовой раме 4, что обеспечивает действие на образец 11 посредством тяги 9 сжимающей силы (фиг.4). Силовая рама 4 (фиг.1, 2) состоит из жестко соединенных взаимно перпендикулярных колец 16, а также полуколец 17, шарнирно соединенных с вышеуказанными кольцами 16 в узлах их сопряжения с возможностью последующей фиксации их нового необходимого положения. В случае необходимости повышения жесткости силовой рамы 4, вследствие значительных ее габаритных размеров, дополнительно симметрично относительно ее центра устанавливают кольца 18 меньшего диаметра в плоскостях перпендикулярных вышеуказанным кольцам 16 и полукольцам 17 (фиг.5). Силовую раму приводят во вращение относительно оси, пересекающей вертикальную ось вращения, дополнительным приводом 5 посредством конической пары 6 установленной на выходном валу привода 5 и приводных валах 19 рамы 4, расположенных на одной оси диаметрально противоположно в месте сопряжения жестких колец 16 силовой рамы 4 (фиг.1, 2, 12). Дополнительный привод 5 вращения кинематически связан с приводными валами 19 силовой рамы 4. Установка работает следующих образом. Включают привод 3 и приводят платформу со стойками 2 во вращение вокруг своей оси (фиг.1, 2). Одновременно включают привод 5 и посредством конической пары 6 приводят во вращение силовую раму 4 относительно второй оси. Таким образом, при работе обоих приводов 3 и 5 установки происходит вращение силовой рамы 4 относительно двух пересекающихся осей, из которых одна является вертикальной переносной осью вращения, относительно которой вращение создает привод 3 с переносной угловой скоростью


С течением времени мгновенная ось вращения меняет свое положение, описывая коническую поверхность, вершина которой находится в центе силовой рамы 4. Инерционные массы 7, установленные на силовой раме 4 посредством тяг 9, натяжных гаек 10 и захватов 12 (фиг.3) воздействуют на образец 11, как за счет усилия предварительного напряжения, создаваемого до начала работы установки, так и за счет развиваемых в них радиально направленных составляющих центробежных сил. Вследствие одновременного вращения установки вокруг двух пересекающихся осей, инерционные массы 7 совершают сложные траектории движения и в них циклически развивают переменные по величине центробежные силы, зависящие от положения инерционных масс в пространстве в рассматриваемый момент времени. В соответствии с динамическим расчетом в рассматриваемой точке установки, в которой установлена инерционная масса, инерционная сила направлена под определенным углом к радиусу силовой рамы 4. Это происходит вследствие действия кориолисовых сил. Для проведения испытаний только на действие центробежных сил в силовой раме 4 устанавливают втулки 8 с антифрикционным покрытием (фиг.3), через которые проходят опирающиеся на них тяги 9. Таким образом, тангенциальную составляющую инерционной силы, развиваемую инерционной массой, воспринимает только силовой рамой 4, а радиальную составляющую образцом 11. При фиксированных значениях угловых скоростей вращения










F m

где: m инерционная масса масса упругого кольца;
W нормальная к поверхности силовой рамы составляющая углового ускорения. Причем усилия от центробежных сил F повышают начальные усилия от предварительного напряжения F0 только в случае, когда они превысят их, т.е. когда F > F0. Этот фактор обеспечивает расширение вариантности загружения образца, т. е. обеспечивает варьирование силы действующий на образец по величине по каждой из осей нагружения и как следствие варьирование ее амплитуды. Кроме того, даже незначительное по величине предварительное напряжение по всем осям нагружения существенно улучшает работу установки, т.к. это обеспечивает повышение ее жесткости в целом, что особенно важно в момент разгона установки, когда инерционные силы отсутствуют или еще малы. Контроль подаваемого на образец 11 начального усилия F0 производится с помощью, например, тензодатчиков, наклеенных на кольца 7, которые предварительно протарированы. Выбор количества и размеров колец 7, которые могут быть разного диаметра и поперечного сечения, марки стали, из которых они изготовлены, порядка их размещения (фиг.7), а также направления осей нагружения определяют из условия работы образца или узла пространственной системы в исследуемой конструкции. При этом, за счет упругости колец 7, учитывают и величину запасенной конструкцией упругой энергией. При остановке вращения установки возможно испытание образца как статической, так и повторно статической нагрузкой (фиг. 8). Сочетание статического и повторно статического нагружения образца с последующим циклическим нагружением и наоборот существенно расширяет вариантность условий испытаний образца, позволяет более полно отразить реальную работу исследуемой конструкции. Наряду с указанными условиями работы установки, они обеспечивает проведение испытаний на циклическое многоосное нагружение с одновременным контролем за счет упругости колец 7 процессов ползучести и релаксации напряжений (фиг. 8), протекающих в образце или фрагменте пространственной конструкции вследствие проявления материалом своих реологических свойств. Учет протекания процессов ползучести и релаксации напряжений в исследуемой конструкции позволяет оценивать запас пластичности материала, а следовательно, и изменение напряженно-деформированного состояния в конструкции за определенный период времени ее эксплуатации. Установка позволяет восстанавливать начальный уровень нагрузки, снизившийся в результате ползучести и релаксации напряжений, без разгрузки образца (фиг.8). Время испытания определяют уровнем начального напряжения, амплитудой изменения нагрузки, материалом, а также продолжительностью эксплуатации исследуемой конструкции. Пример 1. В качестве примера испытуемого образца 11 можно использовать колесо, катящееся по горизонтальной поверхности с угловой скоростью




R определяется расчетом в зависимости от:
1) величины нагрузки, действующей не колесо;
2) геометрической схемы размещения спиц;
3) количества спиц;
4) угловых скоростей


На предлагаемой установке возможно смоделировать испытание конструкции узла колеса, включающего ступицу с примыкающими к ней спицами и осью (фиг. 10, б). При этом размещение испытуемого узла конструкции колеса в установке осуществляется так, чтобы инерционные силы, развиваемые инерционными массами, действовали на элементы узла подобно реальным. Очевидно, что эти условия обеспечиваются на основании выполнения предшествующего испытания, кинематического, устанавливающего траекторию движения инерционных масс, и динамического расчетов. Следовательно, в процессе испытания на каждую спицу будет действовать циклическая сила в диапазоне от F0 до (Fo-



Класс G01N3/34 механическим способом например ударами молотка