способ вывода полезного груза в околоземное пространство

Классы МПК:B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Лагутин Борис Николаевич,
Сергеев Игорь Дмитриевич,
Яшин Юрий Алексеевич,
Коптев Юрий Николаевич,
Соломонов Юрий Семенович,
Соломонов Лев Семенович,
Болысов Владимир Иванович,
Сухадольский Александр Петрович,
Васильев Юрий Семенович,
Пилипенко Петр Борисович,
Французов Вячеслав Аркадьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-06-24
публикация патента:

Способ вывода полезного груза в околоземное пространство. Сущность: перед запуском РН ее транспортируют с двигательными установками, снаряженными топливом и состыкованными между собой посредством отсеков, прошедшую контрольные испытания систем после сборки. РН транспортируют в транспортно-пусковом контейнере, в полости которого поддерживают температурно-влажностный режим. Движение ракеты из контейнера осуществляют после подъема его в вертикальное положение, при этом прицеливание, выставку гиростабилизированной платформы, ввод полетного задания и команду на пуск осуществляют при нахождении ракеты в транспортно-пусковом контейнере в горизонтальном положении. 6 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ вывода полезного груза в околоземное пространство, состоящий в том, что ракету в сборе, снабженную пиротехническими средствами и двигательными установками, снаряженными топливом, состыкованными между собой посредством отсеков, и полезный груз транспортируют на стартовую площадку, где осуществляют стыковку полезного груза с ракетой, прицеливание, выставку гиростабилизированной платформы и ввод полетного задания в систему управления ракетой, пуск ракеты и вывод на ней полезного груза в околоземное пространство, отличающийся тем, что после сборки ракеты проводят контрольные испытания ее систем, а транспортирование ракеты на стартовую площадку осуществляют, разместив ее в транспортно-пусковом контейнере, в полости которого поддерживают расчетный температурно-влажностный режим, пуск ракеты осуществляют из транспортно-пускового контейнера, который перед пуском переводят в вертикальное положение, при этом прицеливание, выставку гиростабилизированной платформы, ввод полетного задания и команду на пуск выполняют при нахождении ракеты в транспортно-пусковом контейнере в горизонтальном положении.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что ракету транспортируют в виде двух модулей, каждый в своей секции транспортно-пускового контейнера, а перед стыковкой с космическим аппаратом осуществляют стыковку ракеты и транспортно-пускового контейнера.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что ракету проверяют на функционирование с пристыкованным к ней электронным макетом полезного груза.

4. Способ по пп. 1 3, отличающийся тем, что выход ракеты из транспортно-пускового контейнера осуществляют с неработающей двигательной установкой ракеты путем создания избыточного давления в объеме контейнера между нижним торцом ракеты и днищем, при этом защитное устройство на нижнем торце ракеты не сбрасывается, а днище выдвигается и опирается на земную поверхность.

5. Способ по пп. 1 4, отличающийся тем, что запуск двигательной установки первой ступени осуществляют после выхода ракеты из контейнера, при этом расстояние между верхним торцом контейнера и свободным торцом хвостового отсека находится в пределах 3 5 внутренних диаметров транспортно-пускового контейнера.

6. Способ по пп. 1 5, отличающийся тем, что ракету перегружают на пусковой стенд в горизонтальном положении, уложенную в пусковой контейнер.

7. Способ по пп. 1 6, отличающийся тем, что в полете осевые и поперечные перегрузки при работе двигательных установок ступеней ракеты обеспечиваются путем выбора количества ступеней, распределением массы топлива по ступеням, тяговых характеристик двигателей ступеней ракеты и находятся соответственно в пределах 0 15, 0 2.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано при разработке способа вывода в околоземное пространство полезного груза (космического аппарата (КА) или целевой полезной нагрузки (ЦПН) с учетом требований заказчика.

Известен способ, когда одна из сторон (страна, фирма) сама разрабатывает ракету-носитель, КА, наземное оборудование и осуществляет запуск ракеты с КА с космодрома, расположенного на ее территории. Полученную информацию с запущенного КА использует сама или передает другим заинтересованным странам (фирмам). Под космодромом понимается оборудованная в инженерном отношении стартовая площадка, и они является эквивалентными терминами.

Известен способ вывода КА, состоящий в том, что одна из сторон разрабатывает ракету-носитель, наземное оборудование, строит или использует космодром на своей территории, а полезный груз (КА или несколько КА) представляют ей для запуска другие, договаривающиеся с ней страны, при этом запуск представленных КА осуществляется с территории владельца ракеты наземного оборудования и космодрома. Например, таким образом был осуществлен запуск КА, принадлежащий Турции, посредством ракеты-носителя, принадлежащей Франции, и с космодрома, принадлежащего Франции (FR, заявка N 2688479, кл. B 64 G 5/00).

Известен способ вывода полезного груза в околоземное пространство (Подготовка к пуску и пуск ракет. Воронин Б.П. и Столяров Н.А. М. Воениздат, 1972, с. 70 74, 41 54), принятый авторами в качестве ближайшего аналога изобретения, состоит в том, что ракету в сборе, снабженную пиротехническими средствами и двигательными установками, снаряженными топливом, состыкованными между собой посредством отсеков, и полезный груз транспортируют на стартовую площадку, где осуществляют стыковку полезного груза с ракетой, прицеливание, выставку гиростабилизированной платформы и ввод полетного задания в систему управления ракетой, пуск ракеты и вывод на ней полезного груза в околоземное пространство.

Известные способы ограничивают объем услуг по осуществлению запусков КА.

Объясняется это не только техническими требованиями, но и государственными, а также коммерческими интересами. Необходимость запуска ракет с КА с любой точки Земного шара обосновывается тем, что соответствующим выбором места старта можно вывести КА на орбиту с заданными заказчиком параметрами (наклонение орбиты, например).

Государственные и коммерческие интересы к запуску ракет с КА с заданного заказчиком места обосновывается, например, необходимостью запуска КА только с территорий государств, которые наиболее целесообразны для заказчика пуска или владельца КА, с точки зрения обеспечения гарантий сохранения поставляемой материальной части или наоборот, сокрытия конструктивных особенностей и, параметров выведения КА от потенциальных конкурентов и террористических групп.

Таким образом, актуальной является задача разработки способа вывода полезного груза в околоземное пространство с любого заданного места и актуальной является задача создания самой ракеты и необходимого наземного оборудования для этой цели.

Достижение поставленной цели обеспечение запуска ракеты космического назначения с любого места является задачей комплексной, так как требует решения ряда взаимосвязанных проблем, к которым относятся:

1) Разработка способа вывода полезного груза в околоземное пространство;

Во всех последующих проблемах конкретизируются основные положения способа по выводу полезного груза в околоземное пространство.

2) Создание ракеты максимально удовлетворяющей требованиям заказчика, приспособленной к транспортированию и требующей минимального возможного предстартового обслуживания;

3) Создание транспортабельного ракетно-космического модуля, включающего, помимо ракеты, транспортно-пусковой контейнер (ТПК) с узлами крепления в нем ракеты и с узлами крепления ТПК на наземном оборудовании.

4) Создание пускового устройства (пускового стенда), являющегося одним из наиболее сложных и дорогостоящих элементов современной ракетной техники, при этом пусковое устройство должно быть транспортабельным;

5) Разработка режимов технологии доставки ракеты, пускового устройства и наземного оборудования к месту пуска; подготовка ракеты, пускового устройства и наземного оборудования к пуску; геодезической подготовки места пуска и самого пуска;

6) Разработка технологии подготовки стартовой площадки для запуска ракеты космического назначения и наземного оборудования для осуществления запуска.

Решению первого вопроса из комплекса проблем посвящена настоящая заявка на выдачу патента на изобретение под названием "Способ вывода полезного груза в околоземное пространство".

Рассмотрение второй проблемы показало, что для поставленной цели необходимо использовать твердотопливную многоступенчатую ракету, т.к. в этом случае отпадает потребность заправки ее компонентами жидкого топлива, и тем самым упрощается наземное оборудование (отсутствует сложный комплекс по заправке), а также может быть обеспечена заводская готовность ракеты и как следствие высокая надежность, безопасность, удобство и простота эксплуатации.

Второй вопрос из комплекса проблем решен с участием авторов данной заявки на выдачу патента. При их непосредственном участии разработаны космические твердотопливные ракеты семейства "Старт", к которым относятся следующие ракеты: "Старт-1" с четырьмя твердотопливными разгонными ступенями и доводочной-высотной ступенью с двигателем коррекции орбиты на твердом топливе, "Старт" с пятью твердотопливными разгонными ступенями и доводочно-высотной ступенью с двигателем коррекции орбиты на твердом топливе, "Старт-1" с увеличенной нагрузкой с четырьмя твердотопливными разгонными ступенями и доводочно-высотной ступенью с двигателем коррекции орбиты на твердом топливе.

Семейство ракет "Старт" описано в заявке на выдачу патента на изобретение N 92-015783/23 от 30.12.92, под названием "ракета космического назначения", по которой принято решение о выдаче патента от 30.07.93.

Решению третьего вопроса данной проблемы созданию транспортабельного ракетно-космического модуля посвящена заявка под названием "Транспортабельный ракетно-космический модуль" на выдачу патента на изобретение, которая подается совместно и одновременно с настоящей заявкой.

Решению шестого вопроса данной проблемы посвящена заявка на выдачу патента на изобретение под названием: "Способ подготовки стартовой площадки для запуска ракеты космического назначения и наземное оборудование для осуществления запуска", которая подается совместно и одновременно с настоящей заявкой.

Технической задачей, решаемой в данной заявке, является обеспечение выполнения заданных Заказчиком основных параметров предоставления услуг по выводу полезного груза в околоземное пространство с любого места земной поверхности.

Указанная техническая задача решается тем, что способ вывода полезного груза в околоземное пространство, состоящий в том, что ракету в сборе, снабженную пиротехническими средствами и двигательными установками, снаряженными топливом, состыкованными между собой посредством отсеков и полезный груз транспортируют на стартовую площадку, где осуществляют стыковку полезного груза с ракетой, прицеливание, выставку гиростабилизированной платформы и ввод полетного задания в систему управления ракетой, пуск ракеты и вывод на ней полезного груза в околоземное пространство, согласно изобретению, после сборки ракеты проводят контрольные испытания ее систем, а транспортирование ракеты на стартовую площадку осуществляют, разместив ее в транспортно-пусковом контейнере, в полости которого поддерживают расчетный температурно-влажностойкий режим, пуск ракеты осуществляют из транспортно-пускового контейнера, который перед пуском переводят в вертикальное положение, при этом прицеливание, выставку гиростабилизированной платформы, ввод полетного задания и команду на пуск выполняют при нахождении ракеты в транспортно-пусковом контейнере в горизонтальном положении.

Частные признаки, характеризующие заявляемый способ вывода полезного груза в околоземное пространство.

Ракету транспортируют в виде двух модулей, каждый в своей секции транспортно-пускового контейнера, а перед стыковкой с космическим аппаратом осуществляют стыковку ракеты и транспортно-пускового контейнера.

Ракету проверяют на функционирование с пристыкованным к ней электронным макетом полезного груза.

Выход ракеты из транспортно-пускового контейнера осуществляют с неработающей двигательной установкой ракеты путем создания избыточного давления в объеме контейнера между нижним торцом ракеты и днищем, при этом защитное устройство на нижнем торце ракеты не сбрасывается, а днище выдвигается и опирается на земную поверхность.

Запуск двигательной установки первой ступени осуществляют после выхода ракеты из контейнера, при этом расстояние между верхним торцом и свободным торцом хвостового отсека находится в пределах 3 5 внутренних диаметров транспортно-пускового контейнера.

Ракету перегружают на пусковой стенд в горизонтальном положении, уложенную в пусковой контейнер.

В полете осевые и поперечные перегрузки при работе двигательных установок ступеней ракеты обеспечиваются путем выбора количества ступеней, распределением массы топлива по ступеням, тяговых характеристик двигателей ступеней ракеты и находятся соответственно в пределах 0 15, 0 2.

Рассмотрим конкретный пример осуществления запуска КА с помощью ракеты космического назначения по заказу, например, иностранного государства, но с использованием специалистов разработчика ракеты и комплекса по обслуживанию запуска. Таким образом, оказание услуги по запуску не может рассматриваться как распространение новейших технологий.

Применение ракеты "Старт-1" для запуска КА с территории иностранного государства предусматривает следующую схему прохождения ракеты:

снаряжение твердым топливом двигательных установок ракеты;

первоначальная сборка ракеты на заводе-изготовителе;

железнодорожная транспортировка до одного из тихоокеанских портов России;

морская транспортировка до порта на территории иностранного государства;

автодорожная транспортировка до полигона (космодрома);

сборка головного блока, состоящего из адаптера, головного обтекателя и космического аппарата, на технической позиции стартовой площадки;

установка на ракету головного блока на стартовой позиции.

Прорабатывается возможность доставки ракеты по воздуху на самолете АН-124.

Первоначальная сборка ракеты на заводе-изготовителе производится по действующей на заводе технологии на существующем оборудовании. Производится проверка ракеты, включая испытания бортовой аппаратуры системы управления. Для подтверждения совместимости ракеты с космическим аппаратом при проведении испытаний на ракету устанавливают поставляемый заказчиком макет космического аппарата с эквивалентом электрических связей. По завершению проверок снимают крышку и заднее днище ТПК, обтекатель, макет космического аппарата и адаптер.

После этого на ТПК устанавливается технологическая транспортировочная заглушка.

К месту старта отдельно от полезной нагрузки транспортируют ракету, снаряженную топливом, собранную, прошедшую комплексную проверку ее систем на функционирование и уложенную в транспортно-пусковой контейнер, т.е. готовую после пристыковки к ней полезного груза к пуску.

Железнодорожная транспортировка ракеты в ТПК, контейнеров с другими элементами ракеты производится в существующих в России железнодорожных изотермических вагонах. В этих вагонах обеспечиваются допустимые для ракеты температурные условия в диапазоне от 5 до 35oC и относительная влажность воздуха не более 80%

В порту погрузки производится бескрановая выгрузка ракеты в ТПК из железнодорожного изотермического вагона на транспортно-перегрузочный агрегат и далее на транспортный агрегат (ТА).

Морская транспортировка транспортного агрегата с ракетой в ТПК предусматривается на судах с обеспечением горизонтальной погрузки и выгрузки. Погрузка и выгрузка на судно осуществляются своим ходом транспортного агрегата.

В процессе морской транспортировки ракета в ТПК находится на ТА, который оборудован машиной холодильно-нагревательной (МХН) и дизель-генератором. МНХ соединен с ТПК воздуховодами.

Электроэнергия для обеспечения работы МХН подается к ТА от энергетической установки корабля.

При транспортировании ракеты в ТПК поддерживают температурно-влажностный режим.

Поддержание температурно-влажностного режима ракеты осуществляется автоматически от системы ТА подачей воздуха в ТПК от МНХ. Диапазон температур внутри ТПК от 5 до 35oC, а относительная влажность воздуха не более 80%

В порту выгрузки производится разгрузка ракеты, агрегатов, носового обтекателя с адаптером прочего оборудования с морского судна, подготовка доставленного оборудования к транспортировке по автомобильным дорогам (возможна предварительная доставка обтекателя с адаптером на техническую позицию стартовой площадки отдельно транспортным самолетом или другим возможным транспортом), при этом:

ракета в ТПК транспортируется на ТА;

ПС транспортируется на транспортно-перегрузочном агрегате;

машина обеспечения транспортируется своим ходом;

наземный приборный модуль, блок электроснабжения и прочее оборудование транспортируются автотранспортом принимающей стороны.

На полигоне производятся следующие работы:

бескрановая перегрузка ракеты в ТПК с транспортного агрегата на пусковой стенд с помощью транспортно-перегрузочного агрегата при нахождении ракеты в контейнере в горизонтальном положении;

демонтаж передней секции ТПК с крышкой;

подготовка КА и его стыковка с адаптером и обтекателем;

проведение автономных проверок ракеты;

установка на ракету головного блока;

пристыковка передней секции ТПК с крышкой;

проведение комплексных испытаний ракеты с космическим аппаратом;

прицеливание;

выставку гиростабилизированной платформы;

ввод полетного задания;

подают команду на пуск;

все операции и действия при подготовке ракеты к пуску осуществляют при нахождении ее в транспортно-пусковом контейнере в горизонтальном положении.

Ракету могут транспортировать в виде двух модулей каждый в своей секции транспортно-пускового контейнера, а перед стыковкой с космическим аппаратом осуществляют стыковку ракеты и транспортно-пускового контейнера.

Выход ракеты из транспортно-пускового контейнера осуществляют с неработающей двигательной установкой ракеты путем создания избыточного давления в объеме контейнера между нижним торцом ракеты и днищем, при этом защитное устройство на нижнем торце ракеты не сбрасывается, а днище выдвигается и опирается на земную поверхность.

Запуск двигательной установки первой ступени выполняют после выхода ракеты из контейнера, при этом расстояние между верхним торцом контейнера и свободным торцом хвостового отсека находится в пределах 3 5 внутренних диаметров транспортно-пускового контейнера.

Место старта выбирают с географическими координатами, в том числе из условия обеспечения расчетных параметров орбиты полезного груза.

В полете осевые и поперечные перегрузки при работе двигательных установок ступеней ракеты обеспечивается путем выбора количества ступеней, распределением массы топлива по ступеням, тяговых характеристик двигателей ступеней ракеты и находятся соответственно в пределах 0 15, 0 2.

Прием телеметрической информации с ракеты и ее обработка производят аппаратурой, входящей в состав транспортируемого наземного оборудования.

Трассу полета четырехступенчатой ракеты выбирают из условия отсутствия на ней населенных пунктов в интервале 150-300 км, 1200-1300 км и 4100-4400 км.

На четырехступенчатой ракете осуществляют вывод полезного груза с массой 200-500 кг на высоту 500-1000 км.

На пятиступенчатой ракете осуществляют вывод полезного груза с массой 500-1000 кг на высоту 500-1500 км.

Масса транспортно-пукового контейнера с уложенной в него ракетой находится в пределе 50-54 т.

Масса пускового стенда находится в пределах 30-35 т.

В настоящее время осуществлен успешный пуск ракеты "Старт-1" с использованием способа вывода полезного груза на околоземную орбиту, описанный в настоящей заявке.

Результаты пуска положительные, орбитальный космический аппарат (заявка N 5043266 под названием "Орбитальный космический аппарат") выведен на орбиту, близкую к расчетной.

Подписан контракт между предприятиями "HOUWTEQ" и НТЦ "Комплекс" на предоставление услуг по выводу КА GS01 на околоземную орбиту в июне 1995 с использованием ракеты "Старт-1".

Класс B64G5/00 Наземное оборудование для космических кораблей, например стартовые установки, оборудование для заправки топливом

устройство для заправки топливом двигателя ракеты-носителя -  патент 2527584 (10.09.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2522669 (20.07.2014)
устройство для проверки пульта космонавта -  патент 2522632 (20.07.2014)
центр обеспечения управления системы астероидной безопасности -  патент 2518504 (10.06.2014)
способ испытаний многозвенной механической системы космического аппарата на функционирование и устройство для его осуществления -  патент 2516880 (20.05.2014)
способ электрических проверок космического аппарата -  патент 2513322 (20.04.2014)
способ доставки на поверхность космического объекта модуля длительно действующей базы и космический корабль -  патент 2509689 (20.03.2014)
грузовой макет ракетоносителя -  патент 2491211 (27.08.2013)
мобильная башня обслуживания летательных аппаратов -  патент 2483990 (10.06.2013)
технический комплекс космодрома для подготовки к пуску ракеты-носителя с космической головной частью, содержащей разгонный блок и космический аппарат -  патент 2480389 (27.04.2013)
Наверх