способ определения прочности элемента металлоконструкций машин в наиболее неблагоприятных сечениях элемента
Классы МПК: | G01N3/00 Исследование прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним механических усилий |
Автор(ы): | Сладкова Л.А., Недорезов И.А. |
Патентообладатель(и): | Норильский индустриальный институт |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-04-28 публикация патента:
10.03.1997 |
Сущность изобретения: выбирают материал и нормативные напряжения, определяют нагрузки, действующие на элемент и условия работы. Прочность элемента металлоконструкции машины оценивают по соотношению периода действия усилий на него и расстояние точки их приложения от опоры по формуле TEI ImFl
1, где Т - период приложения нагрузки, Е - модуль упругости, I - момент инерции сечения, m - масса конструкции, F - площадь сечения конструкции, l - расстояние от опоры до точки приложения усилия. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения
Способ определения прочности элемента металлоконструкций машины в наиболее неблагоприятных сечениях элемента, включающий выбор материала и нормативных напряжений, определение нагрузок, действующих на элемент, условий работы и определение геометрического параметра сечения элемента металлоконструкции машины из соотношения F*

Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в строительном, дорожном, горном машиностроении, а также самолето-, автомобиле-, кораблестроении при определении прочности в наиболее неблагоприятных сечениях элемента металлоконструкций, на который действуют нагрузки, носящие нестационарный характер. Известен способ определения прочности элемента металлоконструкций машин в наиболее неблагоприятных сечениях элемента при работе в условиях нестационарного режима нагружения по допускаемым напряжениям, включающий выбор материала элемента конструкции и допускаемых напряжений. После этого определяют нагрузки, действующие на элемент металлоконструкции, внутренние усилия и геометрический параметр сечения элемента конструкции. Определение прочности по этому способу состоит в том, чтобы напряжения в элементах конструкций от действия нагрузок в наиболее неблагоприятных сочетаниях не превышали предельных значений, установленных соответствующими нормами или особыми техническими условиями по формуле:
где

Р* внутренние усилия (растяжение сжатие, изгибающий и крутящий моменты, поперечная сила), возникающие в элементе;
F* геометрический параметр сечения (площадь сечения, момент инерции или момент сопротивления сечения);
[


n коэффициент запаса прочности. Недостатком этого способа является невозможность учесть распределение напряжений по сечению в реальных машинах, в результате чего некоторые элементы металлоконструкций оказываются недогруженными и работают с избытком запаса прочности, а некоторые перегруженными и работают на пределе. Наиболее близким способом определения прочности элементов является способ по предельному состоянию, включающий выбор материала и нормативных напряжений, определение нагрузок, действующих на элемент, условия работы, определение геометрического параметра сечения элемента металлоконструкций машин по формуле:
N

где N наиболее расчетное усилие в рассматриваемом элементе;
N =


Здесь:

Pнi ni коэффициент возможного превышения расчетной нагрузки:
F* геометрический фактор элемента (площадь сечения, момент сопротивления, момент инерции сечения);
P=KoPн расчетное сопротивление элемента;
Ko коэффициент однородности материала;
Rн нормативное сопротивление (предел текучести


К коэффициент условий работы, учитывающий три основных обстоятельства. Здесь К=K1K2K3. где K1 коэффициент, учитывающий ответственность рассчитываемого элемента;
К2 коэффициент, учитывающий отклонения в геометрических размерах элемента и качество его присоединения при изготовлении;
K3 коэффициент, учитывающий несовершенство расчета, связанного с неточностью определения внешних сил или применяемых расчетных схем. Недостаток этого способа определения прочности элемента металлоконструкций машин невозможность учесть инерционность элемента металлоконструкции и возникающих в нем резонансных явлений при совпадении частот колебаний от действий внешней нагрузки и внутренних усилий. Целью изобретения повышение надежности и долговечности элемента металлоконструкций машин за счет исключения возможности появления в элементе резонансных явлений. Поставленная цель достигается тем, что способ определения прочности элемента металоконструкций машин, включающий выбор материала, усилий, действующих на конструкцию, условия ее работы и определение сечения по формуле:

согласно изобретению дополнительно определяют соотношение периода действия усилий на элемент и точки их приложения по формуле:

Здесь Т период воздействия внешнего усилия на элемент, с;
Е модуль упругости, Па;
I момент инерции сечения элемента металлоконструкции, м;
l расстояние от опоры до точки приложения усилия на элемент, м;
m масса элемента металлоконструкции, кг;
F площадь сечения, м2. Дополнительное определение соотношения периода действия усилий на элемент конструкции и точки приложения усилий в сочетании с остальными признаками позволяет исключить возможность возникновения резонанса в элемента конструкции при действии на него усилий с периодичностью Т за счет изменения точки приложения этого усилия. Если же резонансные явления, вызывающие разрушения конструкции, возникают в определенной ее точке, то исключаем возможность их появления за счет изменения периода действия усилий на элемент конструкции. Другими словами, при работе машин в различных условиях эксплуатации, используемая предлагаемый способ определения прочности элементов металлоконструкций представляется возможным определять параметры периода воздействия усилий, который позволяет исключить резонанс. На фиг. 1 показана схема экспериментальной установки; на фиг. 2 то же, вид А; на фиг. 3 то же, сечение Б-Б. Для осуществления предлагаемого способа было изготовлена экспериментальная установка (фиг. 1), состоящая из двигателя 1, параллельно соединенного с латтером 2 и передающим вращение с вала двигателя 1 на шкив 3 (фиг. 2), к которому присоединен шарнирно-сочлененный двухзвенник 4 со свободным концом. Для испытаний взята линейка 6 прямоугольного сечения с размерами 0,008 м и 0,040 м (фиг. 3), которая имитирует элемент металлоконструкций. Линейка 6 закреплена неподвижно на опорах 7 и 8 под свободным концом двухзвенника 4, размещенного в направляющей 5. Изменяя число оборотов двигателя 1 латтером 2, мы изменяем периодичность приложения усилий к линейке 6 при помощи свободного конца двухзвенника 4 в различных точках конструкции, расположенных на расстояние l от опоры (фиг.2), равным 0,3; 0,4,0,7 м (см. таблицу, графа 2). Масса линейка 6 равна 3,6 кг, длина линейки 1 м, площадь сечения линейки определяется по формуле:
F 0,008









Класс G01N3/00 Исследование прочностных свойств твердых материалов путем приложения к ним механических усилий