способ контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины

Классы МПК:G01L3/00 Способы и устройства общего назначения для измерения моментов, работы, мощности и механического коэффициента полезного действия (КПД)
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Ульяновский сельскохозяйственный институт
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-10
публикация патента:

Сущность изобретения: при контроле крутящего момента срабатывания предохранительной муфты измеряют углы поворота вала рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением, по которым определяют поправки на это сопротивление, а момент срабатывания муфты определяют с учетом крутящих моментов прокручивания одного из валов приводного контура машины при застопоренном вале муфты М1, а также при освобождении от стопорения Mx, с учетом передаточного отношения и КПД части контура между муфтой и валом прокручивания. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины, заключающийся в том, что стопорят вал за проверяемой муфтой, а затем прокручивают предохранительную муфту через приводной контур машины с одного из ее валов, на котором измеряют момент прокручивания M1 при срабатывании муфты, по которому определяют момент Mс срабатывания муфты, для чего дополнительно определяют до или после вышеуказанного прокручивания при снятом стопоре с вала за проверяемой муфтой момент сопротивления Mx прокручиванию приводного контура с того же вала прокручивания, а момент срабатывания муфты находят с учетом i-го передаточного отношения части приводного контура между муфтой и валом прокручивания и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220- КПД этой части приводного контура, отличающийся тем, что при контроле крутящего момента срабатывания муфты для машины, имеющей рабочий орган, вращающийся с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию при холостом ходе, измеряют углы поворота вала рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением, по которым определяют поправки способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп, конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию этого рабочего органа, при определении соответственно M1 и Mx приведенные к валу прокручивания, а момент срабатывания муфты находят из выражения

Mс= iспособ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220[(M1-способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк)-(Mx-способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп)].

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что устанавливают на вал рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением диаграмму, вращающуюся совместно с этим валом, по которой определяют поправки способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для контроля момента срабатывания предохранительных муфт, работающих в составе приводных контуров машин.

Известен способ контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты по длине сжатой пружины, воздействующей на диске (муфты) (см. Самоходный комбайн "Нива". Руководство по эксплуатации. Ростов-на-Дону, 1973, с. 114).

Однако этот способ неточен из-за того, что он является не прямым, а косвенным, так как о величине крутящего момента судят лишь по длине сжатой пружины.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ контроля момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины, описанный в а.с. N 1571439 G 01 L 3/00, 14.06.90.

Суть этого способа заключается в том, что момент срабатывания муфты находят из выражения Mc=iспособ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220(M1-Mx), где М1 и Mx крутящие моменты прокручивания одного из валов приводного контура машины, которые измеряют соответственно при застопоренном вале муфты, а также при освобождении от стопора; i передаточное отношение части приводного контура между муфтой и валом прокручивания контура; способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220 КПД этой части контура.

Однако при применении этого способа для контроля настройки предохранительных муфт у машин, имеющих рабочие органы с конструктивно неравномерным сопротивлением вращению, снижается точность контроля за счет того, что конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию этих органов сказывается на значениях М1 и Mx.

Целью изобретения является повышение точности контроля крутящего момента срабатывания предохранительных муфт для машины, имеющей рабочий орган с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию при холостом ходе.

Указанная цель достигается тем, что в способе контроля крутящего момента срабатывания предохранительной муфты приводного контура машины, заключающемся в том, что стопорят вал за проверяемой муфтой, а затем прокручивают предохранительную муфту через приводной контур машины с одного из ее валов, на котором измеряют момент прокручивания М1 при срабатывании муфты и по которому определяют момент Мс срабатывания муфты, для чего дополнительно определяют до или после вышеуказанного прокручивания при снятом стопоре с вала за проверяемой муфтой момент сопротивления Мх прокручиванию приводного контура с того же вала прокручивания, а момент срабатывания муфты находят с учетом i передаточного отношения части приводного контура между муфтой и валом прокручивания и h КПД этой части приводного контура, при контроле крутящего момента срабатывания муфты для машины, имеющей рабочий орган, вращающийся с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию, при холостом ходе измеряют углы поворота вала рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением, по которым определяют поправки DMк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп на конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию этого рабочего органа при определении соответственно М1 и Mx, приведенные к валу прокручивания, а момент срабатывания муфты находят из выражения

Mc=iспособ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220[(M1-способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк)-(Mx-способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп)]

С целью уменьшения затрат времени на определение поправок способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп устанавливают на вал рабочего органа с конструктивно неравномерным сопротивлением диаграмму, вращающуюся совместно с этим валом, по которой определяют поправки способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп.

В качестве примера конкретного выполнения способа использована проверка настройки предохранительной муфты выгрузного шнека зерноуборочного комбайна "Нива".

У этого комбайна имеется рабочий орган с конструктивно неравномерным сопротивлением прокручиванию половонабиватель. Причина неравномерного сопротивления прокручиванию рабочего органа заключена в самой конструкции половонабивателя, поскольку так называемая "гребенка", ее расположение и крепление на валу создают это.

Сопротивление прокручиванию вала полононабивателя изменяется в зависимости от угла поворота этого вала, и оно может быть определено расчетнографическим путем или на основе массовых измерений.

Эпюра моментов прокручивания вала половонабивателя в зависимости от угла поворота вала показана на фиг.1.

На фиг.2 показана установка приспособления переходника на вал молотильного барабана зерноуборочного комбайна "Нива", через которое можно динамометрическим ключом прокручивать приводные контуры зерноуборочного комбайна при контроле настройки предохранительной муфты.

Переходник 1 выполнен в виде стакана, ко дну которого приварена втулка 2 с квадратным отверстием под головку динамометрического ключа 3. Переходник 1 крепится на вал 4 молотильного барабана болтов 5 и гайкой 6 (на валу молотильного барабана имеются технологические отверстия для прокручивания с левой по ходу комбайна стороны).

Контролируют настройку предохранительной муфты следующим образом.

Прокручивают с вала 4 молотильного барабана описанным выше приспособлением переходником 1 с динамометрическим ключом 3 и измеряют на динамометрическом ключе крутящий момент прокручивания Mx. Измеряют с помощью угломера угол поворота вала половонабивателя, и по этому значению угла по графику (фиг.1) (а можно и по таблице или специальной диаграмме) определяют поправку способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп на конструктивно неравномерное сопротивление прокручиванию вала половонабивателя.

Затем стопорят вал за проверяемой муфтой выгрузного шнека ломиком и вновь прокручивают приводные контуры комбайна с вала барабана динамометрическим ключом 3. При срабатывании муфты определяют крутящий момент сопротивления прокручиванию M1, а по графику (фиг.1) определяют поправку способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк по конструктивно неравномерное сопротивление половонабивателя, предварительно определив угол поворота вала половонабивателя.

По получаемым данным крутящий момент срабатывания предохранительной муфты находят из выражения:

Mc=iспособ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220[(M1-способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк)-(Mx-способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп)]

Например, при испытании способа были получены следующие значения: Mx=97 нм; способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп=2 нм;; M1=210 нм; способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк=4 нм.

Передаточное отношение приводного контура между предохранительной муфтой выгрузного шнека и валом прокручивания известно из технической характеристики комбайна, а КПД этой части контура из технической литературы. Произведение равно 1,45.

Подставим полученные значения в формулу, получим крутящий момент срабатывания предохранительной муфты.

Mc 1,45[(210 4) (97 2)] 161 нм.

С целью уменьшения затрат времени на определение поправок способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп на вал рабочего органа (половонабивателя) с конструктивно неравномерным сопротивлением устанавливают диаграмму, вращающуюся совместно с этим валом.

Диаграмма изготавливается в виде круга (фиг.3), например, из листа картона или плотной бумаги, который разбит метками 1 на угловые части удобно через 15o. У этих меток указываются 2 значения углов от 0 до 360o. Указываются также 3 значения сопротивлений прокручиванию (в Н.М. вала половонабивателя при различных углах поворота (через 15o) вала, приведенные к валу прокручивания (т. е. с учетом передаточного отношения и КПД контура от вала половонабивателя до вала прокручивания вала барабана).

Диаграмму прикрепляют на торец вала половонабивателя соосно с ним, с учетом положения колена этого вала по метке 4.

При определении крутящего момента срабатывания муфты определяют по диаграмме не углы поворота вала половонабивателя, а сразу же указанные при этих углах поправки способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mк и способ контроля крутящего момента срабатывания   предохранительной муфты приводного контура машины, патент № 2073220Mп не считывая значения углов и не пользуясь графиком (фиг.1).

Класс G01L3/00 Способы и устройства общего назначения для измерения моментов, работы, мощности и механического коэффициента полезного действия (КПД)

автоматизированный стенд контроля выходных характеристик спиральных пружин -  патент 2526553 (27.08.2014)
устройство для измерения вращающего момента -  патент 2499984 (27.11.2013)
устройство для измерения момента сопротивления от сил "магнитного трения" в неконтактных подвесах -  патент 2498244 (10.11.2013)
устройство для измерения крутящего момента -  патент 2498243 (10.11.2013)
устройство для измерения крутящего момента, передаваемого валом отбора мощности -  патент 2497087 (27.10.2013)
системы и способы регулирования устойчивости инерционного испытательного стенда с гидравлическим тормозом -  патент 2483231 (27.05.2013)
способ определения крутящего момента от газовых сил -  патент 2476840 (27.02.2013)
способ определения мощности механических потерь двигателя внутреннего сгорания -  патент 2454643 (27.06.2012)
устройство для определения энергетических параметров электродвигателя и относительной энергоемкости выполненной им работы -  патент 2449251 (27.04.2012)
датчик для измерения параметров вращающегося вала -  патент 2436052 (10.12.2011)
Наверх