способ получения моторных топлив

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
Автор(ы):, , , , , ,
Патентообладатель(и):Фирма "ИНЭКОТЕХ"
Приоритеты:
подача заявки:
1995-03-17
публикация патента:

Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно к способу получения моторных топлив, предназначенному для использования непосредственно на местах добычи сырья. Предлагается способ получения моторных топлив путем стабилизации газового конденсата до остаточного содержания в нем углеводородов С14 в количестве 0,3-1,0 мас.%, фракционирования стабильного газоконденсата с выделением бензиновой фракции, выкипающей в интервале НК - 120-160oС, и дизельной фракции, выкипающей в интервале 120-160oС - КК, которую затем подвергают отстою не менее 4 ч и/или контактированию с пористым сорбентом при 40-180oС и объемной скорости подачи сырья 2-30 ч-1. Способ позволяет полностью перерабатывать газовые конденсаты без получения отходов, загрязняющих окружающую среду, и обеспечивает при этом требуемое качество бензиновых и дизельных топлив без введения в них дополнительных добавок.

Формула изобретения

Способ получения моторных топлив, включающий стабилизацию газового конденсата и последующее фракционирование с выделением бензиновой фракции, выкипающей в интервале НК-120 160oС, и дизельной фракции, отличающийся тем, что стабилизацию газового конденсата осуществляют до остаточного содержания в нем углеводородов С1 С4 в количестве 0,3 1,0 мас. и выделенную дизельную фракцию, выкипающую в интервале 120 - 160oС-КК, подвергают отстою не менее 4 ч и/или контактированию с пористым сорбентом при 40 180oС и объемной скорости 2 30 ч-1.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтепереработке, конкретно, к способу получения моторных топлив, предназначенному для использования непосредственно на местах добычи сырья.

В связи со значительным потреблением моторных топлив большое значение придается использованию альтернативного сырья для их производства, например, газовым конденсатам.

Известен способ получения моторных топлив, включающий обессоливание и первичную перегонку газового конденсата с получением бензина (НК 180oС), дизельного топлива (180-360oС) и остатка > 360oС, последующую гидроочистку бензиновой фракции и разделение гидрогенизата на фракции С24 (сжиженную), 28-85 и 85-180oС. Фракция 28-85oС используется в качестве компонента автомобильного бензина, а 85-180oС как компонент сырья каталитического риформинга.

Известен способ получения дизельного топлива, включающий фракционирование газового конденсата, компаундирование фракций, выкипающих в пределах 200-330oС с получением дизельного топлива и последующую карбамидную депарафинизацию для обеспечения необходимых низкотемпературных свойств топлива.

Недостатком этих способов является то, что они включают дорогостоящие процессы, такие как гидроочистка, карбамидная депарафинизация и предназначены для использования в схемах нефтеперерабатывающих заводов.

Однако значительный рост потребления моторных топлив в районах Западной Сибири и Севера потребовал разработки новых способов переработки газовых конденсатов непосредственно в местах добычи. Газовые конденсаты месторождений этого региона являются малосернистыми, содержат значительное количество бензиновых и дизельных фракций.

Известен способ получения моторных топлив путем стабилизации газового конденсата за счет отгона углеводородов С14 фракционирования стабильного газоконденсата с выделением бензиновой фракции НК 150oС, дизельной фракции 150-300oС.

Фракция выше 300oС является остаточным полупродуктом. Бензиновую фракцию НК 150oС подвергают каталитической переработке на цеолитсодержащих контактах при температуре 350-500oС и давлении 0,1-4,0 МПа.

Однако этот способ также является сложным, так как требует использования специального оборудования для проведения каталитического процесса при давлении водорода и высоких температурах.

Целью изобретения является разработка способа получения моторных топлив из газовых конденсатов, который по сравнению с известными давал бы возможность полностью перерабатывать газовые конденсаты без получения отходов, загрязняющих окружающую среду и требующих дальнейшей обработки, был более простым и экономичным и при этом обеспечивал требуемое качество бензиновых и дизельных топлив без введения в них дополнительных добавок.

Это достигается способом получения моторных топлив путем стабилизации газового конденсата до остаточного содержания в нем углеводородов С14 в количестве 0,3-1,0 мас. фракционирования стабильного газоконденсата с выделением бензиновой фракции, выкипающей в интервале НК - 120-160oС, и дизельной фракции, выкипающей в интервале 120-160oС КК, которую затем подвергают отстою не менее 4 ч и/или контактированию с пористым сорбентом при температуре 40-180oС и объемной скорости подачи сырья 2-30 ч-1.

При этом условия стабилизации газового конденсата поддерживаются в следующих интервалах параметров: исходная температура сырья 15-40oС; температура верха ректификационной колонны 30-70oС; температура низа ректификационной колонны 90-180oС; давление в колонне 0,2-0,5 МПа.

Предлагаемая совокупность технологических приемов является новой и позволяет решить поставленную задачу. Осуществление стабилизации газового конденсата таким образом, чтобы при отгоне углеводородных газов С14 остаточное содержание углеводородов С14 составляло в газоконденсате 0,3-1,0 мас. позволяет на последующей стадии фракционирования выделить бензин, соответствующий требованиям ГОСТа на бензины А-72, А-76 без введения в них каких-либо добавок, а также исключить дополнительные дорогостоящие стадии его переработки.

Выделение дизельной фракции не в виде бокового погона 150-300oС, а в виде фракции 120-160oС КК, позволяет снизить накопления побочных продуктов, в частности, не поддающихся дальнейшему фракционированию остаточных фракций, выкипающих выше 300oС, и соответственно улучшить экологическое состояние окружающей среды.

В зависимости от качества газового конденсата, которое является нестабильным, выделенную дизельную фракцию для удаления из нее механических примесей, смолистых веществ, элементарной серы подвергают отстою и/или контактированию с пористым сорбентом при заявленных условиях.

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие предлагаемый способ. В качестве исходного сырья были использованы газовые конденсаты Ямбургского месторождения.

Пример 1. Переработке подвергают газовый конденсат, выкипающий в интервале температур 60-272oС, содержащий 0,02 мас. серы. После стабилизации указанный конденсат характеризуется содержанием растворенных газов С14 1,0 мас.

Условия работы стабилизационной колонны: исходная температура сырья 15oС; температура верха 30oС; температура низа 90oС; давление в колонне 0,2 МПа.

Стабильный конденсат направляют на ректификацию, при которой его разделяют на две фракции: НК 120o и 120o КК. Первая из этих фракций (НК 120o), содержащая 0,8% бутанов, характеризуется октановым числом 76,5 по моторному методу и может использоваться как автобензин А-76 или его компонент (содержание серы менее 0,01% иодное число менее 1, индукционный период более 900 мин, содержание фактических смол 1,5 мл/100 мл).

Фракция 120o КК характеризуется содержанием серы 0,025 мас. цетановым числом 43, температурой застывания ниже -55oС (температура помутнения -45oС, вязкость при 20oС 1,8 сСт, плотность при 20oС 812 кг/м3). Однако она содержит повышенное количество фактических смол, мехпримесей и не выдерживает испытание медной пластиной на коррозию. После фильтрации через слой оксида алюминия при температуре 40oС, объемной скорости 30 ч-1 и отстою в течение 4 ч указанный продукт удовлетворяет требованиям на дизтопливо арктическое (экологически чистое).

Пример 2. Переработке подвергают газовый конденсат,выкипающий в интервале температуре 40-300oС, содержащий 0,03 мас. серы. После стабилизации указанный конденсат характеризуется содержанием растворенных газов С14 0,7 мас.

Условия работы стабилизационной колонны: исходная температура сырья 25oС; температура верха 50oС; температура низа 150oС; давление в колонне 0,3 МПа.

Стабильный конденсат направляют на ректификацию, при которой его разделяют на две фракции: НК 140o и 140o КК. Первая из этих фракций (НК 140o), содержащая 0,5% бутанов характеризуется октановым числом 72 по моторному методу и может быть использована как автобензин А-72 или его компонент (содержание серы менее 0,01 мас. иодное число менее 1, индукционный период более 900 мин, содержание фактических смол 1 мл/100 мл).

Фракция 140o КК характеризуется содержанием серы 0,04 мас. цетановым числом 45, температурой застывания ниже -45oC (температура помутнения -36oC, вязкость при 20oС 1,9 сСт, плотность при 20 815 кг/м3). Однако она содержит повышенное количество фактических смол, механических примесей и не выдерживает испытание медной пластинкой на коррозию. После отстоя в течение 20 ч при температуре +10oС указанный продукт удовлетворяет требованиям на дизтопливо зимнее с температурой застывания -45oС (экологически чистое).

Пример 3. Переработке подвергают газовый конденсат, выкипающий в интервале температур 30-310oС, содержащий 0,04 мас. серы. После стабилизации указанный конденсат характеризуется содержанием растворенных газов С14 0,3 мас.

Условия работы стабилизационной колонны: исходная температура сырья 40oС; температура верха 70oС; температура низа 180oС; давление в колонне 0,5 МПа.

Стабильный конденсат направляют на ректификацию, при которой его разделяют на две фракции: НК 160o и 160o КК. Первая из этих фракций (НК 160o), содержащая 0,2% бутанов, характеризуется октановым числом 66 по моторному методу и может использоваться как компонент автобензина А-72 (содержание серы менее 0,01% йодное число менее 1,индукционный период более 900 мин, содержание фактических смол 1,0 мл/ 100 мл).

Фракция 160o КК характеризуется содержанием серы 0,045 мас. цетановым числом 46, температурой застывания ниже -35oС (температура помутнения -26oС, вязкость при 20oС 2,0 сСТ, плотность при 20 820 кг/м3). Однако она содержит повышенное количество фактических смол, механических примесей и не выдерживает испытание медной пластинкой на коррозию. После фильтрации через сорбент (речной песок) при температуре 180oС и объемной скорости 2 ч указанный продукт удовлетворяет требованиям на дизтопливо зимнее с температурой застывания -35oС (экологически чистое).

Как следует из приведенных примеров, разработанный способ получения моторных топлив позволяет полностью перерабатывать газовые конденсаты без получения отходов, загрязняющих окружающую среду, а также исключить дополнительные дорогостоящие стадии их переработки. Способ является более простым и экономичным и обеспечивает при этом требуемое качество бензиновых и дизельных топлив без введения в них дополнительных добавок.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)
Наверх