устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя

Классы МПК:H02H5/04 реагирующие на отклонения от нормальной температуры 
H02H7/08 схемы защиты электрических двигателей 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Стройников Владимир Германович (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1991-01-08
публикация патента:

Использование: температурные защиты 3, в частности к 3 обмоток (ОБ) электродвигателей (ЭД) и обеспечение также контроля ресурса изоляции (РИ) ЭД по параметру "температура (Т) ОБ статора (Ст)". Сущность изобретения: устройство дополнительно снабжено счетчиком РИ, первым и вторым пороговыми элементами (ПЭ), ключом (К). При эксплуатации ЭД по мере нагрева СтОБ элементом сравнения (ЭС) выделяется ток (Ii) из поступающих на его входы сигналов со вторичных выходных ОБ первого нешихтованного (Н) и второго шихтованного (Ш) сердечников (С) из конструкционной стали, пропорционально зависящий от Т ОБ Ст. Первичной ОБ НС являются изолированные проводники лобовой части секции фазной ОБ Ст и его нагрев осуществляется как от ОБ Ст непосредственно, так и потерь энергии на вихревых токи, что уменьшает динамическую погрешность. Первичная ОБ ШС включена последовательно с фазной ОБ Ст. Выделяемый 1i, с выходной цепи ЭС беспрепятственно протекает по токовоспринимающей цепи счетчика РИ, подключенного первыми двумя входами к ЭС через последовательно соединенные первый и второй ПЭ. От цикла к циклу работы ЭД счетчик РИ накапливает информацию о выработанном РИ по величине устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iti, что дает возможность сравнивать его с установленным устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160 ном устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160 Тк и планировать своевременную замену ЭД. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, содержащее первый нешихтованный сердечник, в качестве первичной обмотки которого используются изолированные проводники лобовой части секции фазы фазной обмотки статора, второй шихтованный сердечник, первичная обмотка которого предназначена для включения последовательно с фазной обмоткой, при этом оба сердечника выполнены из ферромагнитного материала, выходные обмотки на каждом из сердечников, включенные на общий элемент сравнения, исполнительный орган, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет контроля ресурса изоляции электродвигателя по параметру "температура обмотки статора", оно дополнительно снабжено счетчиком ресурса изоляции, первым и вторым пороговыми элементами, ключом, при этом первые два входа счетчика ресурса изоляции соединены через соответственно первый и второй пороговые элементы с выходами элемента сравнения, вторые два выхода счетчика ресурса изоляции подсоединены через ключ к клеммам для подключения к двум фазам питающей сети, при этом выход первого порогового элемента соединен с входом ключа, а выход второго порогового элемента с входом исполнительного органа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехникие, температурным защитам, в частности к защитам обмоток электродвигателей.

Известны устройства защиты, осуществляющие косвенный контроль температуры обмоток по величине тока, потребляемого электродвигателем, непосредственный контроль температуры обмоток электродвигателя, за счет встройки в них тепловоспринимающих элементов, и комбинированные температурно-токовые защиты, в которых тепловызывающее срабатывание к реагирующему элементу поступает от двух источников: обмоток электродвигателя непосредственно и датчиков тока, контролирующих потребляемый электродвигателем ток.

Известно устройство температурной защиты электродвигателя, содержащее термочувствительный сердечник с питающей и выходной обмотками и исполнительный орган. В известном устройстве сердечник выполнен из специального сплава на основе редкоземельного ферромагнетика, например, гадолиния. При достижении значений контролируемой температуры, близкой к точке Кюри сердечника, магнитное сопротивление его резко изменяется, обеспечивая изменение выходного сигнала [1]

Основным недостатком известного устройства является то, что нагрев сердечника происходит только за счет теплопередачи, обуславливающей появление значительной динамической погрешности (тепловой инерционности) сердечника в области больших кратностей токов перегрузки электродвигателя, т. е. при высоких скоростях роста температуры обмотки. Это обстоятельство значительно снижает эффективность защитного устройства.

Для электродвигателей ответственных приводов целесообразно использовать температурно-токовые защиты, обладающие более полноценными защитными характеристиками, так как они реагируют на два параметра: температуру и ток одновременно.

Наиболее полно этому условию соответствует устройство, содержащее первый нешихтованный сердечник термочувствительный элемент, первичной обработкой которого служат изолированные проводники лобовой части секции фазной обмотки статора, второй шихтованный сердечник, первичная обмотка которого включена последовательно с фазной обмоткой, причем оба сердечника выполнены из ферромагнитного материала, например, конструкционной стали, а также вторичные выходные обмотки на каждом из сердечников, включенные на общий элемент сравнения, и исполнительный орган [2]

Устройство обладает малой динамической погрешностью при больших токах перегрузки и пусковых токах ненормальной продолжительности и формирует выходной ток с помощью элемента сравнения, пропорционально зависящий от температуры обмоток электродвигателя, на который реагирует исполнительный орган. Известное устройство наиболее близко к предлагаемому и принято за прототип.

К недостаткам известного устройства относятся отсутствие контроля износа изоляции, затрудняющее своевременное планирование замены электродвигателей и вызывающее значительные затраты времени и средств из-за непредвиденной остановки рабочего агрегата или установки, тепловое старение изоляции обмоток и сокращение ресурса электродвигателя.

Цель изобретения расширение функциональных возможностей за счет контроля ресурса изоляции электродвигателя по параметру "температура обмотки статора".

Цель достигается тем, что устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, содержащее первый нешихтованный сердечник, в качестве первичной обмотки которого используются изолированные проводники лобовой части секции фазной обмотки статора, второй шихтованный сердечник, первичная обмотка которого предназначена для включения последовательно с фазной обмоткой, при этом оба сердечника выполнены из ферромагнитного материала, выходные обмотки на каждом из сердечников, включенные на общий элемент сравнения, исполнительный орган, снабжено счетчиком ресурса изоляции, первым и вторым пороговыми элементами, ключом, при этом первые два входа счетчика ресурса изоляции соединены через соответственно первый и второй пороговые элементы с выходами элемента сравнения, вторые два входа счетчика ресурса изоляции подсоединены через ключ к клеммам для подключения к двум фазам питающей сети, при этом выход первого порогового элемента соединен с входом ключа, а выход второго порогового элемента с входом исполнительного органа.

На чертеже изображено устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя.

Устройство состоит из нешихтованного сердечника 1 термочувствительного элемента, в качестве первичной обмотки которого используются изолированные проводники лобовой части секции фазной обмотки статора электродвигателя, шихтованного сердечника 2, первичная обмотка которого предназначена для включения последовательно с фазной обмоткой, при этом оба сердечника выполнены из ферромагнитного материала, например, конструкционной стали, элемента сравнения 3, подключенного входами к вторичным выходным обмоткам сердечников 1 и 2. Выходы элемента сравнения 3 подключены к первым двум входам счетчика ресурса изоляции 4 через соответственно первый и второй 6 пороговые элементы. Вторые два входа счетчика ресурса изоляции 4 подсоединены через ключ 7 к клеммам для подключения к двум фазам питающей сети электродвигателя. Выход первого порогового элемента 5 соединен с входом ключа 7, а выход второго порогового элемента 6 соединен с входом исполнительного органа 8.

Устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя работает следующим образом.

При протекании тока в обмотках электродвигателя термочувствительный элемент нешихтованный сердечник 1, в качестве первичной обмотки которого используются изолированные проводники лобовой части секции фазной обмотки, а вторичная выходная обмотка включена на элемент сравнения 3, нагревается как за счет тепла, передаваемого от обмотки, так и потерь энергии, передаваемой в массивный сердечник 1 электромагнитным способом. Имеющиеся потери электромагнитной энергии в основном на вихревые токи, вызывающие дополнительный нагрев нешихтованного сердечника 1, компенсируют отставание его в следовании за температурой изоляции обмотки, т. е. уменьшают динамическую погрешность при больших токах перегрузки и пусковых токах ненормальной продолжительности. Электрическое сопротивление ферромагнитного нешихтованного сердечника 1 при нагревании увеличивается, а магнитное сопротивление стали уменьшается, так как ослабевает размагничивающее поле вихревых токов, вследствие увеличения электрического сопротивления стали, в результате чего увеличивается магнитный поток и ток во вторичной выходной обмотке пропорционально температуре нагрева нешихтованного сердечника 1 при том же токе в питающей обмотке. Изменение электрических и магнитных параметров нешихтованного сердечника 1 от температуры его нагрева носит практически линейный характер, а интенсивность процесса их изменения зависит от величины потребляемого тока электродвигателем.

Таким образом тепло, вызывающее срабатывание устройства поступает к термочувствительному элементу (нешихтованному сердечнику 1) от двух источников: обмотки электродвигателя непосредственно за счет теплопроводности и за счет потерь электромагнитной энергии в массивном теле нешихтованного сердечника, возрастающих пропорционально величине перегрузочного тока.

Нагрев шихтованного сердечника 2, первичная обмотка которого предназначена для включения последовательно с фазной обмоткой, а вторичная включена на элемент сравнения 3, ввиду малых потерь в нем электромагнитной энергии практически отсутствует, и величина тока во вторичной выходной обмотке определяется только величиной тока в обмотках электродвигателя.

При совместной работе выходных обмоток нешихтованного сердечника 1 (термочувствительного элемента) и шихтованного сердечника 2, используемого в качестве компенсатора, на общий элемент сравнения 3, работающий по принципу магнитного или электрического вычитания двух измеряемых сигналов, выделяется ток, пропорционально зависящий от температуры нагрева нешихтованного сердечника 1 или в равной степени от температуры нагрева обмотки электродвигателя. Таким образом тепловое действие перегрузочного тока с помощью нешихтованного сердечника 1 преобразуется в электрическую величину в виде тока.

Для получения наиболее полной информации о тепловом действии перегрузочного тока на изолированные проводники фазной обмотки статора электродвигателя шихтованный 2 и нешихтованный 1 сердечники выполняются из одного материала, например, конструкционной стали, позволяющего максимально приблизить веберамперные характеристики сердечников в холодном состоянии.

Выделяемый элементом сравнения 3 ток, пропорционально зависящий от температуры нагрева обмотки статора, наиболее полно соответствует параметру, необходимому для контроля ресурса изоляции электродвигателя и обеспечения его температурной защиты. Закономерность изменения ресурса изоляции электродвигателей от термического старения и износа характеризуется "кривой жизни" изоляции или уравнением общего закона Вант-Гоффа-Аррениуса вида

устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160

где Tкi базовый средний ресурс электродвигателя до первого капитального ремонта, 4;

A и B постоянные, зависящие от свойств изоляционных материалов, класса их нагревостойкости, конструкции и технологии изготовления электродвигателей;

устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160i температура обмотки статора, oС.

Приведенное уравнение (1) является базовой математической моделью надежности для прогноза и оценки влияния температуры обмотки статора на ресурс электродвигателей в условиях эксплуатации.

Располагая сведениями о свойствах изоляционных материалов и классе нагревостойкости обмоточного провода, можно рассчитать базовый средний ресурс Tкi защищаемого электродвигателя при устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160i=устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ном длительно допустимой температуре для данного класса нагревостойкости изоляции, а также его изменение ("кривую жизни" изоляции) при возможных отклонениях температуры устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160i от устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ном. Расчетное значение устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160номустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160Tк для данного электродвигателя вводится в счетчик ресурса изоляции 4 защитного устройства в качестве базового значения для последующего учета расхода ресурса изоляции в условиях эксплуатации. Счетчик ресурса изоляции 4, содержащий, например, электромеханический учитывающий блок или интегральный, реагирует на величину

устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160=uлустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160)устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti, (2)

где Uл линейное напряжение сети, питающей электродвигатель;

Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160) ток, выделяемый элементом сравнения 3, пропорционально зависящий от температуры нагрева обмотки статора электродвигателя;

ti текущее время.

Возможные колебания напряжения Uл в сети при работе электродвигателя, проявляющиеся в изменении потребляемого тока электродвигателем, компенсируются током Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160) отражающего тепловое действие потребляемого тока на обмотку. При наличии источника питания неограниченной мощности возможные колебания напряжения Uл незначительны и поэтому, с учетом приведенного, можно принять Uлустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160const K.

Учитывая пропорциональную линейную связь между током Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160) и температурой нагрева нешихтованного сердечника 1 или в равной степени линейную связь между током Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160) и температурой нагрева обмотки электродвигателя, можно принять Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160)=mустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160i, где m коэффициент пропорциональности.

Тогда уравнение (2) можно записать в виде

устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160=kустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160mустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti=Pустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti, (3)

где P постоянная счетчика ресурса изоляции.

Таким образом, счетчик ресурса изоляции 4 по существу реагирует на величину устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti представляющую практический интерес с точки зрения учета расхода ресурса изоляции защищаемого электродвигателя

Исходя из известных условий требуемого контроля расхода ресурса изоляции, целесообразные значения нижнего и верхнего пределов изменения устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160i устанавливаются службой эксплуатации с учетом особенностей защищаемого электродвигателя или в общем случае согласно выработанным рекомендациям: устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imin=(0,9устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 20711600,95)устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ном (меньшие значения характерны для обмоток с изоляцией классов B, F, H); устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imax=1,25устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ном.

Верхнее значение температуры устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imax принимается также и в качестве параметра срабатывания температурной защиты, при котором происходит отключение перегретого электродвигателя от источника питания. При значениях устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160i<устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imin учет расхода ресурса изоляции не ведется.

Для реализации этого условия в устройстве используются первый 5 и второй 6 пороговые элементы, реагирующие на величину тока Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160), соответствующую устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imin и устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imax.

Итак, при включении электродвигателя в работу по мере его нагрева увеличивается ток Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160), выделяемый элементом сравнения 30 пропорционально зависящий от температуры нагрева обмотки статора. Этот ток с выходной цепи элемента сравнения 3 беспрепятственно протекает по токовоспринимающей цепи счетчика ресурса изоляции 40 подключенного первыми двумя входами к элементу сравнения 3 через последовательно соединенные первый 5 и второй 6 пороговые элементы. При достижении величины тока Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160), соответствующей температуре устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imin, срабатывает первый 5 и пороговый элемент, приводящий к замыканию ключа 7. С этого момента времени на вторые два входа счетчика ресурса изоляции 4 подается линейное напряжение Uл сети и начинается учет расхода ресурса изоляции по величине устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti. Если режим работы электродвигателя сопряжен с перегрузками, то температура обмоток увеличивается и одновременно также увеличивается ток Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160). При достижении величины тока Ii(устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160), соответствующей температуры устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160imax, срабатывает второй пороговый элемент 6 и происходит отключение перегретого электродвигателя от источника питания с помощью исполнительного органа 8. С этого момента времени ключ 7 возвращается в исходное состояние и приостанавливается учет расхода ресурса до последующего включения электродвигателя в работу. Израсходованный ресурс электродвигателя. от цикла к циклу работы накапливается в счетчике ресурса изоляции 4 в виде устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti,, что дает возможность оперативно сопоставлять его с расчетным запланированным ресурсом устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160номустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160Tк.. При достижении выработанного ресурса устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160iустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160ti]=(0,9устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 20711600,95)устройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160номустройство для температурной защиты обмоток электродвигателя, патент № 2071160Tк целесообразно произвести замену эксплуатируемого электродвигателя и сдать его в капитальный ремонт.

Предлагаемое устройство может быть рекомендовано для температурной защиты электродвигателей переменного тока ответственных приводов низкого и высокого напряжений, силовых трансформаторов и другого электрооборудования.

Экономическая целесообразность предлагаемого изобретения определяется надежной температурной защитой и возможностью обеспечения непрерывного функционирования рабочих агрегатов и установок за счет рационального планирования электрооборудования по мере выработки ресурса изоляции.

Класс H02H5/04 реагирующие на отклонения от нормальной температуры 

защитное устройство для крана -  патент 2523870 (27.07.2014)
реле перегрузки -  патент 2518057 (10.06.2014)
устройство тепловой защиты двигателя -  патент 2499340 (20.11.2013)
устройство тепловой защиты электродвигателя -  патент 2498472 (10.11.2013)
устройство для автоматического ограничения перегрузки воздушной линии электропередачи -  патент 2470435 (20.12.2012)
способ защиты электроустановок от перегрева -  патент 2456731 (20.07.2012)
устройство защиты электроустановок от перегрева -  патент 2456730 (20.07.2012)
устройство защиты с двойной сигнализацией и несколькими защитными функциями -  патент 2438222 (27.12.2011)
воздушный автоматический выключатель с датчиком температуры -  патент 2414765 (20.03.2011)
устройство для контроля температуры контактных соединений в устройствах, находящихся под высоким напряжением -  патент 2408120 (27.12.2010)

Класс H02H7/08 схемы защиты электрических двигателей 

устройство управления и обеспечения живучести двигателя двойного питания -  патент 2525294 (10.08.2014)
устройство управления возбуждением электродвигателя переменного тока -  патент 2507658 (20.02.2014)
система электрического питания для трехфазного двигателя с постоянными магнитами -  патент 2504066 (10.01.2014)
устройство тепловой защиты электродвигателя -  патент 2498472 (10.11.2013)
устройство управления для вращающейся машины переменного тока -  патент 2491692 (27.08.2013)
способ контроля сопротивления изоляции обмоток электродвигателя в мехатронной системе -  патент 2486649 (27.06.2013)
приводная система и соответствующий способ управления -  патент 2476968 (27.02.2013)
система и способ для защиты обмотки погружного электродвигателя -  патент 2461113 (10.09.2012)
устройство защиты от потери питания на подстанциях с частотно-регулируемыми синхронными электродвигателями -  патент 2459332 (20.08.2012)
устройство защиты электрических машин -  патент 2459331 (20.08.2012)
Наверх