судовая энергетическая установка

Классы МПК:B63H21/16 с газовыми турбинами 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Кохан Анатолий Андреевич,
Коготков Сергей Михайлович,
Васильев Алиаскар Константинович
Приоритеты:
подача заявки:
1988-10-10
публикация патента:

Использование: судостроение. Сущность изобретения: наружный ротор (2) соединен с валом (4) приводного двигателя. Центральный ротор (6) соединен валом (7) с водилом (8) планетарного редуктора (10). Центральная шестерня (11) редуктора неподвижно закреплена на его корпусе. Эпицикл (12) соединен полым валом (13) с ротором (2). 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Судовая энергетическая установка, содержащая кинематически связанные между собой приводной двигатель и электрогенератор, включающий в себя статор и ротор, и планетарный редуктор, включающий центральную и венечную шестерни, а также водило с планетарными шестернями, отличающаяся тем, что с целью снижения виброакустических характеристик, статор электрогенератора выполнен с возможностью вращения и кинематически связан с приводным двигателем, а центральная шестерня закреплена в корпусе планетарного редуктора, причем венечная шестерня связана с упомянутым статором, а водило с ротором электрогенератора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам (ЭУ), содержащим газотурбинный двигатель (ГТД), соединенный зубчатой передачей (ЗП) с электрогенератором (ЭГ).

Известна судовая энергетическая установка [1] которая содержит газотурбинный двигатель, соединенный с генератором через планетарный редуктор, причем вал ГТД соединен с центральной шестерней планетарного редуктора (ПЛР), водило ПЛР соединено с валом генератора, а эпицикл неподвижно закреплен на корпусе редуктора. ГТД снабжен системой регулирования, обеспечивающей постоянство частот вращения приводного двигателя.

В описанной установке ПЛР имеет значительное передаточное отношение и крутящий момент, что повышает массогабаритные характеристики (МГХ) и снижает надежность установки.

В качестве прототипа изобретения принята энергетическая установка [2] содержащая кинематически связанные между собой приводной двигатель и электрогенератор, включающий в себя статор и ротор, и планетарный редуктор, включающий в себя центральную и венечную шестерни, а также водило с планетарными шестернями.

Статор электрогенератора (ЭГ) в известной установке выполнен неподвижным и вращающийся ротор выполнен полым, внутри которого расположен ПЛР, а редуктор установлен на высокочастотных амортизаторах. В ЭУ амортизаторы достаточно эффективно снижают высокочастотную вибрацию редуктора и малоэффективно - низкочастотную, что повышает виброактивность ЭУ.

Целью изобретения является снижение виброакустических характеристик установки.

Цель достигается тем, что по сравнению с известной установкой статор электрогенератора выполнен с возможностью вращения и кинематически связан с приводным двигателем, причем центральная шестерня связана с упомянутым статором, а водило с ротором электрогенератора.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено общее устройство судовой энергетической установки с планетарным редуктором; на фиг. 2 общий вид установки с навешенным редуктором; на фиг.3 устройство установки с переборным соосным редуктором.

Судовая энергетическая установка (ЭУ) содержит электрогенератор (ЭГ) 1, включающий наружный ротор 2 силовой обмоткой 3, соединенный валом 4 с первичным приводным двигателем 5, преимущественно турбинным, и центральный ротор 6 с обмоткой возбуждения (на чертеже не показан), соединенный валом 7 с водилом 8, включающий планетарные шестерни 9 планетарного редуктора (ПЛР) 10, центральная шестерня 11 которого неподвижно соединена с корпусом ПЛР, а эпицикл 12 соединен полым валом 13 с ротором 2. Валы 7 и 13 выполнены коаксиальными. Обмотка 3 соединена токопроводами 14 с вращающимися кольцами 15 токосъемного устройства 16, подключенного к судовой электросети 17. ЭУ соединена с фундаментом 18 опорами 19, а редуктор 10 закреплен на корпусе генератора 1. В ЭУ может быть использован переборный редуктор 20, содержащий соосные зубчатые колеса 21 и 22, связанные внутренним зубчатым зацеплением с шестернями 23 и 24, соединенными между собой валом 25, вращающимся в неподвижных опорах 26 редуктора.

Установка работает следующим образом.

Первичный преимущественно турбинный двигатель 5 вращают с постоянной частотой (1500 об/мин) и тем самым с той же частотой вращают ротор 6 ЭГ и колесо 22 редуктора 20. При этом выходной вал 13 повышающего редуктора 20 вращает второй ротор 2 ЭГ с большей частотой (16000 об/мин). Получаемый в силовой обмотке 3 ток через проводники и токосъемное устройство 16 отводят в электросеть 17.

Наверх