способ изготовления многослойной клееной панели

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
B64C3/26 конструкция, форма или крепление обшивки, например в виде панелей 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Воронежское авиационное производственное объединение
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-10
публикация патента:

Использование: изобретение относится к способам изготовления многослойной клеевой панели из слоистых материалов и которые могут быть использованы в изготовлении панелей фюзеляжа самолета. Сущность: особенностью способа является то, что в качестве приспособления для оклеивания используют уложенный на ложементы первый лист панели, на припуске которого устанавливают штуцеры вакуумной системы, герметизирующие элементы и вакуумный мешок.2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ изготовления многослойной клееной панели, включающий установку на ложементы рубильников приспособления для склеивания, укладку на него первого листа склеиваемой панели, накатку клеевой пленки на последующие листы и их последовательную укладку на первый лист, далее укладку дренажных слоев, установку на приспособлении для склеивания штуцеров вакуумной системы, герметизирующих элементов и вакуумного мешка, затем автоклавное формование, отличающийся тем, что в качестве приспособления для склеивания используют уложенный на ложементы первый лист панели, на припуске которого устанавливают штуцеры вакуумной системы, герметизирующие элементы и вакуумный мешок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области изготовления многослойных панелей, например, панелей фюзеляжа самолета.

Известен способ изготовления слоистых клеевых обшивок, применяемых на самолете, включающий укладку на приспособление для склеивания разделительной полипропиленовой пленки, первого из склеиваемых листов, накатку клеевой пленки на последующие листы и их последовательную укладку на первый лист с взаимной фиксацией, далее укладку дренажной ткани, герметизирующих элементов, вакуумного мешка; после чего приспособление для склеивания с собранной панелью загружают в автоклав для формования. (См. П. Н. Белянин "Производство широкофюзеляжных самолетов", Москва, Машиностроение, 1979 г. с. 260).

Недостатками известного способа являются затраты металла и большая трудоемкость в связи с изготовлением приспособления для склеивания, требующего высокой точности поверхности, погрешности которой сказываются на качестве многослойной панели, а именно изменение контура, непроклеи между листами панели, особенно в районе радиусов.

К недостаткам относится также проявление на поверхности первого листа панели дефектов в виде пятен от диффузии летучих полипропиленовой пленки в процессе автоклавного формования.

Кроме того, в связи с металлоемкостью приспособления для склеивания увеличиваются затраты электроэнергии при автоклавном формовании при выходе на температурный режим.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков, снижение трудоемкости, металлоемкости, энергозатрат и получение при этом требуемого качества многослойной панели.

Поставленная цель достигается тем, что в способе изготовления многослойной клеевой панели, включающем установку на ложементы рубильников приспособления для склеивания, укладку на него первого листа склеиваемой панели, укладку последующих листов с предварительно накатанной клеевой пленкой, дренажных слоев, установку на приспособления для склеивания штуцеров вакуумной системы, герметизирующих элементов и вакуумного мешка, затем автоклавное формирование, исключают использование литого или сборного приспособления для склеивания, в качестве которого применяют уложенный на ложементы лист панели, на припуске которого устанавливают штуцеры вакуумной системы, герметизирующие элементы и вакуумный мешок.

На фиг. 1 показана схема сборки многослойной клеевой панели на двухъярусных ложементах; на фиг. 2 вид сверху.

На ложементах рубильников 1 уложен первый лист 2 панели, на котором размещен второй лист 3 с предварительно накатанной клеевой пленкой.

Сверху на второй лист 3 укладывают дренажные слои стеклоткани 4. На припуске первого листа 2 устанавливают штуцеры 5, один из которых предназначен для соединения с вакуумной системой автоклава, а второй для соединения с манометром контроля давления склеивания.

Герметичный вакуумный мешок 6 установлен на герметизирующем жгуте 7 непосредственно на припуске первого листа 2.

Пример.

Перед склеиванием листы многослойной панели, изготовленные из алюминиевых сплавов, например, Д16, 1163, одновременно формуют с обеспечением зазора на более 0,15 мм, анодируют и покрывают адгезионным грунтом для обеспечения требуемого качества склеивания.

После описанной подготовки поверхности первый лист панели, выполненный по периметру с припуском 100 200 мм, укладывают на ложементы рубильников, соединенных между собой и установленных на расстоянии 600 мм друг от друга. Далее на первый лист укладывают последующие листы с предварительно прикатанной клеевой пленкой, совмещая их по сборочным отверстиям, и фиксируют контрольными болтами.

На собранную таким образом многослойную панель укладывают дренажные слой стеклоткани. На припуске первого листа устанавливают два штуцера.

Герметизирующий жгут для установки вакуумного мешка прикатывают по периметру на припуске первого листа, выполняющего роль приспособления для склеивания.

На герметизирующий жгут укладывают и прокатывают вакуумный мешок.

Если первый лист с последующими листами многослойной панели требуется собрать на сквозных сборочных отверстиях, то вакуумные мешки на герметизирующем жгуте устанавливают дополнительно у сквозных отверстий для обеспечения герметичности при склеивании.

Таким образом подготовленную многослойную панель подсоединяют к вакуумной системе автоклава и производят процесс склеивания согласно требуемому режиму (температура, давление, время выдержки).

Конструкция ложементов может быть многоярусной в зависимости от выклеиваемых панелей и габаритов автоклавов.

Данный способ изготовления клееных панелей обеспечивает технологический процесс автоклавного формирования, заданный теоретический контур и качество готовой панели при резком сокращении затрат на изготовление оснастки.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)

Класс B64C3/26 конструкция, форма или крепление обшивки, например в виде панелей 

стыковочное соединение панелей из полимерного композиционного материала -  патент 2495786 (20.10.2013)
многослойная панель ступенчатой формы и способ ее изготовления -  патент 2471586 (10.01.2013)
способ обшивки легких самолетов -  патент 2463218 (10.10.2012)
узел летательного аппарата -  патент 2448875 (27.04.2012)
мягкое двухоболочковое крыло с распорными элементами жесткости -  патент 2444462 (10.03.2012)
сборная панель обшивки крыла и способ изготовления сборной панели -  патент 2438925 (10.01.2012)
ткань для покрытия воздушных летательных аппаратов гражданской авиации -  патент 2436880 (20.12.2011)
кессон с каркасом для крыла самолета -  патент 2414385 (20.03.2011)
центральный кессон летательного аппарата -  патент 2412862 (27.02.2011)
способ изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата (варианты) и компонент летательного аппарата (варианты) -  патент 2411162 (10.02.2011)
Наверх