механизм обката зубошлифовального станка
Классы МПК: | B23F9/00 Изготовление зубчатых колес с криволинейными зубьями (изогнутыми в продольном направлении) |
Автор(ы): | Шейнин Г.М., Бобков М.Н., Шейнин Б.Г., Ямникова М.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерная компания "Туламашзавод" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1992-06-01 публикация патента:
10.11.1996 |
Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано в производстве смешанных конических и гиперболоидных зубчатых передач, например при зубошлифовании. Предлагается эталонную рейку шарнирно связать со станиной станка, причем каретку и эталонную рейку установить с возможностью поворота вокруг оси, расположенной под углом
w к оси вращения эталонного колеса в плоскости, параллельной или совпадающей с плоскостью, проходящей через ось эталонного колеса перпендикулярно начальной плоскости эталонной рейки, где
w - межосевой угол в рабочем зацеплении смешанной конической или гиперболоидной передачи. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2


Формула изобретения
Механизм обката зубошлифовального станка, включающий эталонную зубчатую пару рейка-колесо, кинематически связанную соответственно со станиной станка и кареткой, отличающийся тем, что эталонная рейка шарнирно связана со станиной станка, а каретка с эталонным колесом и эталонная рейка установлены на дополнительно предусмотренном поворотном устройстве с планшайбой, размещенном на станине станка, причем ось вращения планшайбы расположена под углом, равным межосевому углу в станочном зацеплении, к оси вращения эталонного колеса в плоскости, параллельной или совпадающей с плоскостью, проходящей через ось эталонного колеса.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано в производстве смешанных конических и гиперболоидных зубчатых передач, например при зубошлифовании. Известен зубодолбежный станок для обработки большего колеса смешанных конических или гиперболоидных передач, содержащий делительную червячную пару и кинематически связанный с ней горизонтально расположенный инструментальный шпиндель. В данном станке можно обработать коническое колесо, сопряженное цилиндрической шестерне, однако в настоящее время такие зубодолбежные станки для обработки колес сравнительно большого диаметра (порядка 600.1000 мм) в СССР не выпускаются. Известен зубофрезерный станок, содержащий делительную червячную пару и инструментальный шпиндель с установленным на нем инструментом червячного типа, несущим режущие элементы с различным вылетом. На таком станке можно обработать большее колесо ортогональной смешанной конической и гиперболоидной передачи. Однако при этом зубчатое колесо оказывается не сопряженным цилиндрической шестерне и требует дальнейшей доработки. Известен обкатной механизм, содержащий эталонный конус, установленный с возможностью обката по плоскости, и стальные ленты, закрепленные на плоскости и эталонном конусе. С помощью подобного механизма торцовой зуборезной головкой, например головкой для нарезания конических колес с круговыми зубьями, можно обработать цилиндрическую шестерню смешанной конической или гиперболоидной передачи, сопряженную большему колесу, нарезанному торцовой зуборезной головкой по способу, изложенному в материалах заявки на изобретение. Однако такой механизм обкатки сложен в изготовлении, требует точной обработки обкатных элементов и лент. Использование его при червячной обработке затруднено из-за возможности обрыва лент. Кроме того, станки с таким обкатным механизмом в СССР не выпускаются. Известен также зубошлифовальный станок с обкатным механизмом в виде зубчатой пары рейка-колесо, снабженным установленными неподвижно относительно друг друга и под углом к направлению движения каретки рамой и рычагом, связанными соответственно жестко с рейкой и шарнирно с кронштейном станка. Однако цилиндрическая шестерня, изготовленная с применением такого механизма, не будет сопряженной колесу, нарезанному по методу, изложенному в материалах заявки. Наиболее близким по технической сущности (прототипом) является механизм обката зубошлифовального станка в виде эталонной зубчатой пары рейка-колесо, кинематически связанных соответственно со станиной станка и подвижной кареткой. Недостаток механизма обката отсутствие возможности обработки шестерни смешанной конической передачи, сопряженной большему колесу этой передачи, нарезанному известным способом. Предлагается эталонную рейку шарнирно связать со станиной станка, причем каретку и эталонную рейку установить с возможностью поворота вокруг оси, расположенной под углом


Класс B23F9/00 Изготовление зубчатых колес с криволинейными зубьями (изогнутыми в продольном направлении)