подшипник скольжения (варианты)

Классы МПК:F16C17/02 радиальные 
Патентообладатель(и):Стаханов Иван Дмитриевич
Приоритеты:
подача заявки:
1991-03-15
публикация патента:

Использование: для станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и др. промышленности. Сущность изобретения: по первому варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства 0подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rподшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 1,12C, при этом образующая поверхность шипа выполнена по дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле (фиг. 2) подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697=L2/8подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r+подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r/2,, где подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r - величина бочкообразности шипа, подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r=r2-r1; r1 и r2 - экстремальное значение радиуса шипа; с- величина радиального зазора в подшипнике; L - длина шипа. По второму варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т. е. 0подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rmax-подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697Rподшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 1,12C,, где подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697R - величина бочкообразности вкладышей, подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697R=R2-R1;; R1 и R2 - экстремальные значения радиуса вкладышей; подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rmax - величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности. Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий бочкообразный шип, размещенный во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, отличающийся тем, что вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства

0подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rподшипник скольжения (варианты), патент № 20676971,12c,

при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны вычисляется по формуле

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697

где подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r величина бочкообразности шипа, подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r = r2-r1;

r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;

с величина радиального зазора в подшипнике;

L длина шипа.

2. Подшипник, содержащий бочкообразный шип, размещенный во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, отличающийся тем, что вкладыши выполнены с рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т.е.

0подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rmax-подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697Rподшипник скольжения (варианты), патент № 20676971,12c

где подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697R величина бочкообразности вкладышей, подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697R = R2-R1

R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rmax величина радиальной бочкообразности шипа, выбранная из условий технологических возможностей, подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rmax= r2-r1;

r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;

с величина радиального зазора в подшипнике,

причем образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам радиуса, кривизны которых вычисляются по формулам соответственно

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области деталей машин, а именно к подшипникам скольжения, и может быть использовано в станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и другой промышленности.

Прототипом изобретения является подшипник с бочкообразной формой шипа, являющейся естественной формой и цилиндрическими вкладышами (патент ФРГ N 815875, кл. НКИ 47В4, 1949 г.) (1).

Бочкообразная форма шипа в сравнении с цилиндрической образует дополнительно два несущих масляных клина в осевом направлении, два подшипника без кромочных контактов, уменьшает торцевую утечку масла и тем самым увеличивается грузоподъемность, виброустойчивость, надежность и долговечность подшипника скольжения. Однако неправильный выбор относительной величины радиального зазора в подшипниках снижает его грузоподъемность.

Задача состоит в том, чтобы установить естественную относительную величину радиального зазора в подшипнике скольжения и тем самым создать условия для решения его проблемы грузоподъемности, а следовательно, виброустойчивости, надежности и долговечности.

Планируемый технический эффект определение максимальной удельной грузоподъемности подшипника скольжения.

Планируемый технический эффект достигается следующим образом.

В первом варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства:

0подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rподшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 1,12C

при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле:

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697

где подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r величина бочкообразности шипа, подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697r=r2-r1;

r1 и r2 экстремальное значение радиуса шипа;

c величина радиального зазора в подшипнике;

L длина шипа.

Во втором варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т.е.

0подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697rmax-подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697Rподшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 1,12C,

где подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697R величина бочкообразности вкладышей;

R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697Rmax величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности.

Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно (фиг.1 и 2)

подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697 и подшипник скольжения (варианты), патент № 2067697

В динамике подшипник скольжения работает следующим образом.

Поверхностные силы, т.е. силы трения на шипе 1, преодолевают силы трения в смазочной жидкости и посредством их сообщают массам частиц смазочной жидкости ускорение. Поверхностные силы вкладышей преодолевают только силы трения в смазочной жидкости. В результате образуется кинетическая энергия, которая посредством сил трения преобразуется в конфузоре в потенциальную энергию сжатого объема смазочной жидкости, которая в диффузоре переходит в кинетическую.

Таким образом, шип находится в несущем слое масла во взвешенном состоянии.

Конструкция подшипника скольжения увеличивает грузоподъемность и как следствие повышается виброустойчивость, надежность и долговечность.

Класс F16C17/02 радиальные 

подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
подшипник скольжения -  патент 2463492 (10.10.2012)
опора скольжения -  патент 2461744 (20.09.2012)
перфоратор или отбойный молоток с подшипником скольжения, снабженным средством фиксации от проворачивания -  патент 2460632 (10.09.2012)
опорный подшипник скольжения тягового двигателя железнодорожного локомотива (варианты), способ увеличения площади смазываемой поверхности контакта такого подшипника скольжения и смазочный фитиль для использования в таком подшипнике скольжения -  патент 2445520 (20.03.2012)
гидродинамический подшипник скольжения -  патент 2437004 (20.12.2011)
способ сборки подшипника скольжения -  патент 2422690 (27.06.2011)
подшипник скольжения -  патент 2422689 (27.06.2011)
подшипниковая опора торсионной рессоры системы подрессоривания боковой качки рельсового транспортного средства -  патент 2415315 (27.03.2011)
материал подшипника скольжения и его применение -  патент 2414631 (20.03.2011)
Наверх