способ защиты объекта и устройство для его осуществления

Классы МПК:F41H5/04 состоящие из нескольких слоев 
Патентообладатель(и):Серков Анатолий Гаврилович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-03-06
публикация патента:

Изобретение относится к способам защиты объектов, преимущественно транспортных средств, от средств их поражения. Сущность: в объем, образованный двумя разнесенными броневыми листами, помещают защитные элементы шаровой формы и перемещают их в направлении наиболее опасной зоны поражения. Для реализации способа используется конструкция, содержащая разнесенные бронелисты и размещенные в межлистовом объеме защитные элементы шаровой формы, при этом защитная конструкция разделена на секции, причем межлистовые объемы смежных секций сообщены друг с другом. 2 с. и. 11 з. п. ф-лы, 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

1. Способ защиты объекта, преимущественно транспортного средства, заключающийся в том, что в объем, образованный двумя разнесенными броневыми листами, помещают защитные элементы шаровой формы, отличающийся тем, что защитные элементы перемещают в направлении наиболее опасной зоны поражения.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что закрытые элементы фиксируют путем заполнения объема между ними твердеющим легкоплавким носителем, или наложением магнитного поля, или обжатием.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что защитные элементы дополнительно разбрасывают у объекта в заданном направлении.

4. Защитная конструкция, содержащая разнесенные бронелисты и размещенные в межлистовом объеме защитные элементы шаровой формы, отличающаяся тем, что она разделена на секции, причем межлистовые объемы смежных секций сообщены друг с другом.

5. Конструкция по п. 4, отличающаяся тем, что защитные элементы выполнены полыми с заполнением внутренней полости пламегасящими, или взрывчатыми, или сгорающими веществами, или сжатым газом.

6. Конструкция по п. 5, отличающаяся тем, что защитные элементы снабжены встроенным соплом.

7. Защитная конструкция по п. 4, отличающаяся тем, что защитные элементы выполнены составными из металлической оболочки и керамического ядра.

8. Защитная конструкция по п. 4, отличающаяся тем, что защитные элементы выполнены в виде упругой оболочки с закрепленными на ней шаровыми сегментами, выполненными из твердого материала.

9. Конструкция по п. 4, отличающаяся тем, что защитные элементы выполнены из перфорированной оболочки и пористого наполнителя.

10. Конструкция по п. 4, отличающаяся тем, что защитные элементы выполнены из магнетика.

11. Конструкция по любому из пп.4 10, отличающаяся тем, что между смежными секциями установлены отсечные клапаны или пережимы.

12. Конструкция по п. 4, отличающаяся тем, что она снабжена устройством для разбрасывания защитных элементов, соединенным трубопроводом с межлистовым объемом, при этом на трубопроводе установлена емкость с жидкостью для заполнения защитных элементов, например топливом.

13. Конструкция по п. 13, отличающаяся тем, что разнесенные бронелисты соединены между собой упругими элементами, например сильфонами, для обеспечения возможности изменения межлистового объема при размещении в нем защитных элементов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к сpедствам защиты объектов, преимущественно транспортных средств, от средств поражения.

Известен способ защиты транспортного средства, при котором в объеме между двумя разнесенными бронелистами помещают защитные элементы шаровой формы [1]

Недостатком известного способа является повышенная материалоемкость защиты в силу того, что равнозащищаемые зоны имеют постоянную массу.

Изобретение направлено на устранение этого недостатка.

Для этого размещенные в объеме между двумя разнесенными бронелистами защитные элементы шаровой формы перемещают в направлении наиболее опасной зоны поражения. Защитные элементы могут фиксироваться путем заполнения объема между ними твердеющим легкоплавким носителем или наложением магнитного поля, или обжатием. Защитные элементы могут дополнительно разбрасываться вокруг объекта в заданном направлении.

Защитная конструкция для осуществления способа, содержащая разнесенные бронелисты и размещенные в межлистовом объеме защитные элементы шаровой формы, разделена на секции, причем межлистовые объемы смежных секций сообщены между собой. Защитные элементы могут быть выполнены полыми с заполнением внутренней полости пламягасящими или взрывчатыми, или сгорающими веществами, или сжатым газом. Защитные элементы могут быть снабжены встроенным соплом и выполнены составными из металлической оболочки и керамического ядра. Защитные элементы также могут быть выполнены в виде упругой оболочки с закрепленными на ней сегментами из твердого материала. Защитные элементы также могут быть выполнены в виде упругой оболочки с закрепленными на ней сегментами из твердого материала. Защитные элементы также могут быть выполнены из перфорированной оболочки и пористого наполнителя. Защитные элементы также могут быть выполнены магнитными. В любом варианте выполнения защитных элементов между смежными секциями установлены отсечные клапаны или пережимы.

Защитная конструкция снабжена устройством для разбрасывания защитных элементов, соединенным трубопроводом с межлистовым объемом, при этом на трубопроводе установлена емкость с жидкостью для заполнения защитных элементов, например топливом.

Защитная конструкция может быть снабжена упругими элементами, например сильфонами, для соединения между собой разнесенных бронелистов с целью обеспечения возможности изменения межлистового объема при размещении в нем защитных элементов.

На чертежах схематично иллюстрируются способ защиты и защитная конструкция для его осуществления.

На фиг. 1 изображена защита штурмовика, на фиг. 2 защита корабля, на фиг. 3 защита башни танка, на фиг. 4 варианты выполнения защитных элементов, на фиг. 5 конструкция брони с применением сильфонов, на фиг. 6 - один из способов перемещения и фиксации защитных элементов в башне танков, а также размещение соединительных трубопроводов, на фиг. 7 узел 1 на фиг. 6.

Защитная конструкция содержит разнесенные бронелисты 1 и 2 и размещенные в межлистовом объеме защитные элементы 3 шаровой формы и разделена на секции. Между смежными секциями установлены отсечные клапаны 4 или пережимы 5. Бронелисты 1 и 2 могут быть соединены между собой сильфонами 6. Конструктивно защитные элементы 3 могут быть выполнены (фиг. 4): сплошными (а), полыми (б), с заполнением внутренней полости пламягасящими или взрывчатыми, или сгорающими веществами, или сжатым газом, снабженные встроенным соплом (в), составными из металлической оболочки и керамического ядра (г), в виде упругой оболочки с закрепленными на ней сегментами из твердого материала (д) и из перфорированной оболочки и пористого наполнителя (е). При выполнении защитных элементов 3 (их частей) из ферромагнитных материалов элементы 3 могут быть выполнены магнитными. Конструкция снабжена соединительными трубопроводами 7, прокладываемыми между секциями или секциями и устройством 8 для разбрасывания защитных элементов 3. В последнем случае на трубопроводе 7 установлена емкость 9 с жидкостью для заполнения защитных элементов 3.

Рассмотрим работу защитной конструкции на примере защиты штурмовика. Разнесенные бронелисты 1 и 2, выполненные, предпочтительно, из тонких титановых листов, образуют лоток, охватывающий кабину пилота спереди, снизу и сзади. По лотку свободно могут перекатываться защитные элементы 3. При горизонтальном полете (r1 r1) они занимают положение в соответствии с фиг. 1 и устанавливают защиту от поражения снизу. При пикировании (r2 -r 2) защитные элементы 3 перекатываются в переднюю часть лотка и защищают пилота от встречного поражения снизу. При кабрировании (r3 r3) защитные элементы 3 размещаются сзади кабины пилота. Если в данном положении зафиксировать их путем закрытия отсечного клапана 4 или иным путем, например наложением магнитного поля, то при переходе в горизонтальный полет защитные элементы 3 останутся за спинкой. Такое положение соответствует воздушному бою, когда прикрывается наиболее опасное направление сзади. В критической ситуации защитные элементы 3 могут быть выброшены посредством устройства 8 навстречу атакующему сзади противнику. Если использовать защитные элементы 3 с встроенным соплом, то с помощью емкости 9 можно на некоторое время получить шар-ракету. Поскольку сопло своей массой смещает центр тяжести элементы 3 вниз, то в свободном полете последний ориентируется соплом вниз, и струя горящего топлива поддерживает его, не давая падать. Таким образом выброшенные навстречу противнику защитные элементы 3 зависают в воздухе, образуя зону ограждения. При соответствующем составе топлива защитные элементы 3 могут выполнять и функции ИК ловушек. Защитные элементы 3, выполненные в виде упругих оболочек, могут увеличивать свой объем с изменением внешнего давления, увеличивая плотность защитного ограждения, Защитные элементы 3, выполненные из перфорированной оболочки и пористого наполнителя, после насыщения горючими компонентами могут служить в качестве зажигательного средства.

Разброс защитных элементов 3 может производиться принципиально в любом направлении от защищаемого объекта как подвижного, так и стационарного.

Рассмотрим работу защитной конструкции на примере защиты корабля. При удельном весе материала защитных элементов 3 меньше единицы, подачу последних из одной полости корабля в другую можно осуществить при помощи их всплытия. На фиг. 2 слева представлен вариант, защитные элементы 3 подаются из междудонного объема в межпалубный. Если при этом перекрыть отсечным клапаном 41 межпалубный объем, элементы 3 заполняют междубортный объем. Справа представлен вариант возвращения элементов 3 в исходное положение, для чего из объема между листами 1 и 2 откачивается вода. При закрытом отсечном клапане 43 элементы 3 сосредотачиваются в междубортном объеме, при открытом скатываются в междудонный объем. В зависимости от ожидаемого направления нападения защитные элементы 3 можно сосредоточить в направлении наиболее опасной зоны поражения. Преимущественные конструкции защитных элементов 3 для корабля 4б и 4д.

Рассмотрим работу защитной конструкции на примере защиты танка.

Башню танка целесообразно рассекционировать на пять зон (крыша, боковые, передняя и задняя). Башня танка дополнительно снабжена поперечными пневмо- (гидро)перемычками 10, упругой оболочкой 11, размещаемой в межлистовом объеме со стороны, например, внутреннего бронелиста 2, и электромагнитом 12. Бронелисты 1 и 2 могут быть снабжены лунками 13 для удержания от сдвига вдоль них защитных элементов 3.

В зависимости от степени ожидаемой опасности защитные элементы 3 перемещают в направлении наиболее опасной зоны поражения, например по импульсу радиолокатора или лазера, датчики которых размещаются в каждой зоне.

По одному из способов перемещения и фиксации защитных элементов в режиме ожидания, последние целесообразно размещать в крыше, задействовав перемычки 10. Электромагнит 12 может быть выключен (как правило, он включается на несколько секунд для подъема элементов 3 в верхнюю часть башни). При сдувании перемычек 10 защитные элементы 3 самотеком перемещаются в соответствующую нижнюю зону башни.

Находящиеся в нижних зонах башни защитные элементы могут быть обжаты упругой оболочкой 11, для чего под последнюю нагнетается газ или жидкость. По первому варианту (фиг. 7) под оболочку 11 подают давление после того, когда элементы 3 заполнили весь объем между бронелистами 1 и 2 (положение оболочки 11 "а"). По второму варианту оболочку 11 сначала перемещают в положение "б", затем элементы 3 самотеком перемещают в оставшийся зазор и после этого дожимают их оболочкой 11. Таким образом появляется возможность дифференцированного бронирования при постоянной толщине бронелистов 1 и 2. При ведении боевых действий с применением обычных средств поражения целесообразно под оболочку 11 подавать воздух от нагнетателя, при угрозе применения ядерного оружия расходуемые жидкости (топливо, масло, вода), что позволяет наряду с начинкой элементов 3, в которую могут входить легкие элементы, организовать эффективную защиту от нейтронного излучения.

Так как защитные элементы 3 перемещают в сторону возможного нанесения удара, то они создают восстанавливающий момент относительно центра тяжести башни (машины) при поражении ее снарядом (ракетой), что уменьшает вероятность срыва башни с погона или опрокидывания машины в целом.

Применительно к защите башни танка целесообразно применение защитных элементов 3 конструкций 4а, 4б и 4г.

Перемещением элементов 3 на марше с борта на борт или вдоль продольной оси машины можно в известной мере увеличить ее проходимость. При транспортировке транспортного средства элементы 3 могут транспортироваться отдельно, что делает его более авиатранспортабельным. 2

Класс F41H5/04 состоящие из нескольких слоев 

пуленепробиваемые изделия, содержащие удлиненные тела -  патент 2529567 (27.09.2014)
композиционные материалы и их применение -  патент 2529466 (27.09.2014)
броневая защита от поражения ударным оружием -  патент 2529085 (27.09.2014)
композитная броня с дискретными элементами -  патент 2504727 (20.01.2014)
устойчивое к пробиванию изделие -  патент 2502036 (20.12.2013)
способ производства листовой стали -  патент 2499844 (27.11.2013)
пулестойкие изделия, содержащие удлиненные элементы -  патент 2498194 (10.11.2013)
способ получения комплексной нити из высококачественного полиэтилена -  патент 2495969 (20.10.2013)
изделия для баллистической защиты, включающие ленты -  патент 2494871 (10.10.2013)
способ производства гетерогенной листовой стали -  патент 2493270 (20.09.2013)
Наверх