электрическая машина ветохина "эмв"
Классы МПК: | H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа H02K9/00 Системы охлаждения или вентиляции |
Автор(ы): | Ветохин В.И. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "Электросила" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-01-13 публикация патента:
20.08.1996 |
Изобретение относится к области судовой электротехники, в частности, к погружным электрическим машинам, которые применяются для приводов различных насосов заборных гидравлических систем глубоководных подводных аппаратов. Изобретение позволяет уменьшить массогабаритные характеристики ЭМВ, повысить пусковые характеристики, срок службы, ресурс и надежность машин. ЭМВ содержит корпус 1 статора, в котором запрессован пакет 2 сердечника, в пазах которого уложена протяжная трехфазная обмотка 4. Статор имеет протекторную защиту пакета 2 в виде колец 5 из алюминиевомагниевого сплава. К корпусу 1 прикреплены подшипниковые щиты 6 с окнами 7. Для крепления щитов 6 в гидравлическую систему имеются кожухи 9 с фланцами 10. На вал ротора 11 насажен ряд насосных колес 12 с радиальными лопатками 13 некругового сечения, на концы которых напрессована гильза 15. Ротор имеет протекторную защиту 17 для исключения контактной коррозии и эксцентричные балансировочные втулки 20. 9 илл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая статор с сердечником, ротор с валом, заключенными в корпус подшипниковые щиты с отверстиями для входа и выхода морской воды и протекторные кольца из сплава алюминия, установленные в статоре и роторе, отличающаяся тем, что к подшипниковым щитам статора прикреплены полусферические кожухи с цилиндрическими патрубками для подключения к гидравлической системе, подшипниковые щиты в области торцевых поверхностей ротора имеют окна, расположенные симметрично относительно друг друга и оси машины, на валу ротора в активной зоне расточки статора закреплены n насосных колес с радиальными лопатками некругового сечения (n
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судовой электротехники, в частности, к погружным электрическим машинам, которые применяются для приводов различных насосов заборных гидравлических систем глубоководных подводных обитаемых и необитаемых аппаратов (ГПА) на любой глубине мирового океана. Известен комбинированный электродвигатель гребной винт фирм АЕС - Telefunken и Jastrom, в котором совмещены винт (гребной) и синхронный электродвигатель с постоянными магнитами на роторе. Гребной винт насажен на вал, лопасти винта охвачены бандажом, в котором размещены постоянные магниты, закрытые антикоррозионным экраном. Статор вмонтирован в насадку, полость которого герметична и заполнена трансформаторным маслом (см. комбинированный электродвигатель гребной винт Судостроение за рубежом N 8, 1987, стр. 63). Однако электродвигатель гребной винт фирма АЕС Tektfunken может быть использован только в качестве привода главных гребных винтов ГПА, и по своей конструкции эта машина не может быть выполнена в насосном варианте. Кроме того, при разгерметизации произойдет утечка масла из полости статора, и электродвигатель выйдет из строя. Из известных электрических машин наиболее близкой к заявляемой, выбранной заявителем за прототип, является "Электрическая машина Ветохина ЭМВ" (см. патент N 1813228, БИ N 16, 1993 г.). ЭМВ содержит статор, ротор с валом, установленным в подшипниках и подшипниковые щиты с отверстиями для входа и выхода морской воды, между валом и подшипниковыми щитами имеются зазоры, статор и ротор имеют протекторную защиту из сплава алюминия. Данная машина обеспечивает надежную длительную работу в качестве привода любого подводного механизма, находящегося на неограниченной глубине погружения в морской воде, которая является охладителем внутренних активных частей электродвигателя, в том числе обмотки статора и подшипников. Однако указанная ЭМВ имеет короткозамкнутый (КЗ) ротор с "беличьей клеткой" и предназначенная для привода только навесного насоса, который механически соединяется с валом машин. Выполнить к.з. ротор в виде насоса конструктивно затруднительно. В связи с чем ЭМВ с насосом имеют повышенные массогабаритные характеристики и пониженную надежность за счет спаривания насоса с ЭМВ. Кроме того, балансировка ротора осуществляется общепринятым методом с помощью дисков, навешенных с торцов на свободные концы вала, в которые в пазы и отверстия укрепляются дополнительные грузы со стороны уменьшенной плотности массы ротора. Однако при погружении в морскую воду эти диски будут представлять несимметричные насосные колеса, в качестве насосных лопастей будут выступающие грузы дисков, которые сцепляются с вязкой морской или окружающей жидкостью и создающие дополнительные вибрации и гидрошумы, ухудшающие виброакустику (ВАХ). Поэтому отбалансировать ротор с большой эффективностью и точностью с помощью этих дисков затруднительно. Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, т. е. уменьшение массогабаритных характеристик, повышение надежности и пусковых характеристик, а также улучшения виброакустических характеристик (ВАХ) машины. Задача решается тем, что в известной электрической машине, содержащей статор, ротор с валом, заключенными в корпус, подшипниковые щиты с отверстиями для входа и выхода морской воды, статор и ротор имеют протекторную защиту из сплава алюминия, к подшипниковым щитам статора прикреплены полусферические кожухи с цилиндрическими патрубками и фланцами для крепления в гидравлическую систему, и подшипниковые щиты в области торцевых поверхностей ротора имеют окна, расположенные симметрично друг относительно друга и оси машины, на вал ротора напрессованы "n" насосных колес с радиальными лопатками некругового сечения (где n
на фиг. 1 показан продольный разрез машины,
на фиг. 2 вид машины с торца,
на фиг. 3 поперечный разрез ротора с насосом,
на фиг. 4 подшипниковый щит, вид с торца,
на фиг. 5 продольный разрез эксцентричной балансировочной втулки с концом вала,
на фиг. 6 поперечный разрез фиг. 5,
на фиг. 7 показан голограф центробежных сил разбалансированного ротора при его вращении,
на фиг. 8 годограф центробежных сил эксцентричной балансировочной втулки,
на фиг. 9 результирующий годограф центробежных сил отбалансированного ротора. Согласно изобретению (фиг. 1) электрическая машина (ЭМВ) содержит корпус 1 статора, в котором запрессован пакет 2 сердечника статора, скрепленный по торцам нажимными листами 3 на нержавеющей стали, в пазах пакета 2 сердечника уложена протяжная трехфазная обмотка 4 из обмоточного провода с двухслойной изоляцией из облученного сшитого полиэтилена и второпласта. Статор имеет протекторную защиту пакета 2 сердечника в виде колец 5 из алюминиевомагниевого сплава, например, марки АМГ-3М, запрессованных по торцам в корпус 1. Толщина сечения колец протекторов должна быть не менее 8-10 мм, а их ширина в осевом направлении должна находиться в пределах 0,05-0,1, длины пакета 2 сердечника статора. К корпусу 1 статора крепятся по скользящей посадке с помощью замков подшипниковые щиты 6 (фиг. 1, 2, 4), которые имеют окна 7 для входа перекачиваемой жидкости и окна 8 для ее выхода. К подшипниковому щиту 6 укреплены с помощью болтовых соединений полусферические кожухи 9 в области торцевых поверхностей ротора. Кожухи 9 имеют цилиндрические патрубки с фланцами 10 для крепления ЭМВ в гидравлическую систему. Полусферические кожухи 9 и патрубки с фланцами 10 служат для создания вакуума внутри ЭМВ и обеспечения насосного эффекта. Ротор содержит вал 11, на котором через шпонки (на чертеже не показаны) закреплен ряд (к примеру 3) насосных колес 12 с радиальными лопатками 13 прямоугольного сечения. Ступицы колес 12 прижаты друг к другу и механически зафиксированы кольцами 14 с резьбой (фиг. 1, 3). Лопатки 13 расположены под углом


Класс H02K5/12 специально предназначенные для работы в среде жидкости или газа
Класс H02K9/00 Системы охлаждения или вентиляции