способ обеспечения устойчивого горения в жидкостном ракетном двигателе
Классы МПК: | F02K9/95 отличающиеся способами и устройствами для пуска и зажигания |
Автор(ы): | Максимец О.Г. |
Патентообладатель(и): | Научно-производственное объединение энергетического машиностроения им. акад.В.П.Глушко |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-07-13 публикация патента:
10.08.1996 |
Использование: в жидкостных ракетных двигателях. Сущность изобретения: создают при запуске зону горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов путем временного перекрытия части форсунок по одному из компонентов топлива. Это покрытие форсунок может осуществляться путем установки в форсунках пирошашек, выгорающих в процессе запуска, установки в форсунках легкоплавких элементов, в том числе выполненных из сплава Вуда или индия, а также подачи в форсунки нейтрального газа. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Способ обеспечения устойчивости горения в ЖРД, включающий создание при запуске зоны горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов топлива путем временного перекрытия форсунок по одному из компонентов топлива, отличающийся тем, что перекрытие осуществляют на части форсунок. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что перекрытие форсунок осуществляют установкой в них пирошашек, выгорающих в процессе запуска. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что перекрытие форсунок осуществляют установкой в них легкоплавких элементов. 4. Способ по пп.1 и 3, отличающийся тем, что легкоплавкие элементы выполняют из сплава Вуда или из индия. 5. Способ по п.1, отличающийся тем, что перекрытие форсунок осуществляют путем подачи в них нейтрального газа. 6. Способ по пп.1 и 5, отличающийся тем, что в качестве нейтрального газа используют азот.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), конкретно к обеспечению устойчивого горения в ЖРД. Обеспечение устойчивого горения в ЖРД (в тяговой камере, в газогенераторе) является одной из проблем, которые приходится решать разработчикам ЖРД. Неустойчивость проявляется в самопроизвольных колебаниях с большой амплитудой параметров, определяющих рабочий процесс ЖРД (давления, скорости, температуры газа и т. д. ). Особую опасность представляет высокочастотная неустойчивость, характеризующаяся возникновением на пусковом режиме колебаний газа в камере сгорания и газогенераторе с частотой свыше 1000 Гц, что приводит к разрушению материальной части (Космонавтика: Энциклопедия. М. Сов. энциклопедия, 1985, статья "Неустойчивость рабочего процесса"). Как правило, высокочастотная неустойчивость горения возникает на режиме запуска ЖРД. Известен способ обеспечения устойчивости горения в ЖРД, включающий создание демпфирующего газожидкостного объема в зоне горения (камеры сгорания, газогенератора) (Неустойчивость горения в ЖРД. Пер. с англ. М. 1975, с. 621-625). Известен способ обеспечения устойчивого горения в ЖРД, включающий создание при запуске зоны горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов топлива путем временного перекрытия форсунок по одному из компонентов топлива (М.И. Шевелюк. Теоретические основы проектирования ЖРД. М. Оборонгиз, 1960, с. 616-618, 620-623 (прототип). Однако указанный способ, рассчитанный на создание в начальный момент парогазового (капельно-жидкостного) облако-демпфирующего объема, не является эффективным в процессе выхода на номинальный режим. Изобретение решает техническую задачу создания простого и эффективного способа обеспечения устойчивого горения в ЖРД в процессе выхода на номинальном режиме. Эта задача решается за счет того, что в способе обеспечения устойчивого горения в ЖРД, включающем создание при запуске зоны горения при опережении подачи в камеру сгорания одного из компонентов топлива путем временного перекрытия форсунок по одному из компонентов топлива, согласно изобретению перекрытие осуществляют на части форсунок. Перекрытие форсунок могут осуществлять установкой в них пирошашек, выгорающих в процессе запуска, кроме того, перекрытие могут осуществлять установкой легкоплавких элементов, в том числе, выполненных из сплава Вуда или сплавов индия, кроме того, перекрытие форсунок могут осуществлять путем подачи в них нейтрального газа, в качестве которого могут использовать азот. От применения изобретения ожидается технический результат, состоящий в повышении надежности работы ЖРД на режиме запуска в процессе выхода на номинальный режим. Поясним существо изобретения на конкретном примере его осуществления, применительно к двигателю типа РД-107, устанавливаемому на ракетах-носителях "Восток" и "Союз". Камера сгорания этого ЖРД содержит форсуночную головку (фиг. 1) с центральным подводящим патрубком 1, крышкой 2 и двумя плоскими днищами 3 и 4, в которых размещено 277 двухкомпонентных 5 и 60 однокомпонентных 6 форсунок центробежного типа, с тангенциальным подводом жидкого кислорода (окислитель) и керосина (горючее). Схема расположения форсунок представлена на фиг. 2, а конструкция форсунок на фиг. 3, 4. Жидкий кислород поступает к форсункам из верхней полости головки через патрубок 1, а керосин от периферии головки после прохождения камеры (фиг. 1 4 заимствованы из книги: "Космонавтика/Энциклопедия". М. Сов.энциклопедия, 1985, с. 426). Чтобы осуществить предлагаемый способ, при сборке двигателя в каналы окислителя форсунок занимающих сектор с центральным углом
Класс F02K9/95 отличающиеся способами и устройствами для пуска и зажигания